Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль и значение государственного регулирования ВЭД в РФ




 

Внешнеэкономическую деятельность – совокупность определенных функций производственных структур (организационно-экономических, производственно-хозяйственных, коммерческих).

Если раньше внешнеэкономическая деятельность, а значит и импорт товаров и услуг, была монопольной сферой деятельности государства, то сегодня ситуация изменилась: Российская Федерация пошла по пути либерализации внешней торговли, открыв свободный доступ к участию в ней предприятий, организаций и других хозяйствующих субъектов.

Во внешнеэкономических отношениях на современном этапе происходит:

? расширение прав отраслевых министерств и ведомств, предприятий, объединений, организаций по выходу на внешний рынок;

? расширение числа участников внешнеэкономической деятельности;

? формирование стабильной нормативной базы внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) является обособленной сферой деятельности предприятий, основой которой выступает экспортное производство в рамках единого технологического процесса создания и реализации продукции.

ВЭД относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской деятельности и структурной связи с производством, отличается правовой автономностью, экономической, а также юридической независимостью от каких-либо отраслевых ведомств и министерств.[1]

Специфика ВЭД состоит в том, что она основывается на принципе коммерческого расчета, на базе хозяйственной и финансовой независимости и самоокупаемости с учетом собственных материально-технических и валютно-финансовых возможностей.

Несмотря на необходимость относительной доли свободы в рыночных отношениях, внешнеэкономические связи в связи с их сложностью и разнообразием, нуждаются в регулировании со стороны государства. Внешнеэкономическая задача государства является продолжением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько отличной форме. Функцией государственного регулирования, прежде всего, яв­ляется разработка концепций ВЭД. Главная стратегическая задача внешнеэкономической политики состоит в обеспечении благоприятных условий в сфере ВЭД для эффективного развития отечественного бизнеса.

Главной целью вмешательства государства во ВЭД является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы и требующих государствен­ного участия.

основными принципами государственного регулирования внешнеторговой деятельности (далее - ВТД) являются:

1. Единство внешнеторговой политики Российской Федерации;

2. Единство системы государственного регулирования ВТД и контроля за ее осуществлением;

3. Единство политики экспортного контроля, осуществляемой в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов;

4. Единство таможенной территории Российской Федерации;

5. Приоритет экономических мер государственного регулирования ВТД;

6. Равенство участников ВТД;

7. Защита государством прав и законных интересов участников ВТД;

8. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом.

Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров).

Тарифные методы направлены на регулирование внешнеторговых отношений при помощи системы таможенных пошлин.

Таможенная пошлина - разновидность акцизного налога, взимаемого таможенными органами при перемещении товаров через государственную границу. Где пошлина выполняет следующие функции:

? фискальную - пополнение государственного бюджета;

? протекционистскую - защита отечественных производителей;

? регулирующую, связанную с регулированием товарных потоков в страну и из страны.

Целью применения таможенно - тарифного регулирования является регулирование внешней торговли товарами для защиты внутреннего рынка РФ; стимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике (устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины)[2].

Принято выделять следующие виды классификации таможенных пошлин: по объекту обложения - импортные, экспортные, транзитные; по способу взимания - адвалорные (взимается в процентах от таможенной стоимости товара), специфические (взимаются в денежных единицах с определенного количества товара), комбинированные (при этом пошлина рассчитывается по адвалорной и специфической ставке, а применяется та из двух ставок, которая дает наиболее крупную сумму пошлины).

Нетарифное регулирование: метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера.

Среди нетарифных методов можно отметить следующие группы [4]

1. Меры прямого ограничения, связанные с количественным контролем, включающие: квотирование, контингентирование, лицензирование, соглашения о добровольных ограничениях экспорта, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины и сборы;

2. Меры косвенного ограничения, носящие неколичественный характер, среди которых можно выделить два способа (направления) воздействия:

? совокупность мер не направленных непосредственно на какие-либо ограничения внешнеторговых отношений, но само их наличие и действие фактически приводит к этому: наличие определенных стандартов (технических, включая стандарты качества, санитарных и ветеринарных норм, требования к упаковке, маркировке, доставке); введение дополнительных таможенных или иных административных формальностей;

? совокупность финансовых мер, регулирующих импортно-экспортные потоки: специальные правила импортных платежей, множественные валютные курсы, ограничения на накопление иностранной валюты, импортные депозиты, отсрочки импортных платежей, субсидирование и кредитование экспорта.

Валютный контроль представляет собой вид государственного контроля, который осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ.

В ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определение валютного контроля отсутствует, но прописаны его принципы:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Регулирование ВЭД с помощью валютных средств имеет сложную структуру, объединяющую совокупность элементов валютного рынка, отношений экспортеров и импортеров с банками, системы национального и межгосударственного валютного регулирования.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами. При этом органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. В настоящее время это Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Добровольная и обязательная сертификация проводится в самых различных областях: сертификация продукции и сертификация услуг, сертификация производства, сертификация предприятия и сертификация оборудования, сертификация систем менеджмента качества, сертификация импорта и экспорта и т.д.

Процедура подтверждения качества предусматривает выдачу специального документа. Специальный документ – это либо сертификат соответствия, декларация о соответствии, отказное письмо, свидетельство о государственной регистрации и т.д. Сертификат на продукцию выдается независимыми органами по сертификации продукции. Орган по сертификации должен быть обязательно аккредитован по формату Госстандарт России на проведение сертификации в той или иной области. Оформление гост сертификата проводится согласно закону о «Стандартизации и сертификации».

Сертификация импорта и экспорта в России проводится в различных системах сертификации, которых насчитывается около 100. Из них около 20 обязательных, а остальные добровольные.

Сертификация товаров, подлежащих обязательной сертификации, чаще всего проводится в трех основных системах[5]

? система сертификации ГОСТ ТУ (Гостстандарт);

? санитарно-эпидемиологическая экспертиза;

? сертификация в области пожарной безопасности.

Обязательная сертификация призвана обеспечить:

? содействие потребителям в компетентном выборе продукции (услуги);

? защиту потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

? контроль безопасности продукции (услуги, работы) для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

? подтверждение показателей качества продукции (услуги, работы), заявленных изготовителем (исполнителем);

? создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке России, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

В соответствии с законодательством государством могут вводиться специальные защитные меры, антидемпинговые меры и компенсационные меры при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров[6].

1. Антидемпинг. Демпинг - это поставка товара на экспорт по цене ниже нормальной стоимости, то есть ниже цены на аналогичный товар при продажах на рынке страны-экспортера.

Введение антидемпинговых мер возможно только в том случае, если:

? на основании жалобы промышленности страны-импортера проведено специальное расследование,

? это расследование доказало наличие демпинга, который наносит или угрожает нанести материальный ущерб национальной промышленности или ведет к замедлению становления соответствующей отрасли.

2. Субсидии - правительственные финансовые выплаты, осуществляемые посредством прямых переводов средств, «прощения» долгов, положений, касающихся поставок товаров в натуральном виде, либо других форм поддержки доходов или ценовой поддержки.

Субсидии делятся на «запрещенные», «дающие повод для разбирательства» и «не дающие повода для разбирательства».

Субсидии являются «запрещенными», если они обусловлены показателями экспортной деятельности и предпочтительным использованием отечественных товаров перед импортными. Субсидии являются «дающими повод для разбирательства», если они вызывают негативные последствия, а именно:

? ущерб национальной экономике или экономике другого члена ВТО,

? «исчезновение» или ущемление выгод, прямо или косвенно затрагивающих интересы других государств-членов.

Субсидии являются «не дающими повода для разбирательства», если они:

? не относятся к числу специфических, то есть их доступность не ограничивается конкретными фирмами,

? подпадают под одну из трех следующих категорий помощи: помощь на НИОКР, до 75% от стоимости НИОКР после начала производства, либо до 50% от стоимости НИОКР до начала производства; помощь, оказываемая в общих рамках программ регионального развития; помощь, призванная содействовать адаптации имеющегося оборудования к новым экологическим требованиям.

3. Компенсационные меры. Эта мера направлена против импорта товаров по ценам ниже нормального уровня, если он вызывает или создает угрозу нанесения материального ущерба имеющимся отечественным предприятиям. Процедуры аналогичны тем, что используются при антидемпинговых расследованиях. Компенсационные меры не могут действовать более пяти лет. Никакой товар не может быть предметом антидемпинговых и компенсационных мер одновременно и служить поводом для выплаты двух видов компенсаций.

Можно сказать, что в настоящее время в России защитные меры регулирования внешней торговли являются единственным эффективно действующим инструментом защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Это связано с введением в действие необходимой нормативной базы и появлением негосударственных ассоциаций, объединяющих российских производителей, способных своевременно собирать материал, обосновывающий необходимость инициации антидемпинговых, компенсационных расследований и инициации дел по введению защитных мер.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...