Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические указания для студентов




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра пропедевтики детских болезней

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой,

профессор Хайретдинова Т.Б.

31.08.2016 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

К практическим занятиям № 13-21

 

 

Дисциплина – пропедевтика детских болезней

Специальность – педиатрия 31.05.02

Курс - III

Семестр - VI

 

 

Уфа

 

 

Содержание

 

№ занятия Наименование занятия Страница
  Семиотика поражения органов дыхания у детей    
  Анатомо-физиологические особенности и методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей  
  Семиотика поражений сердечно-сосудистой системы у детей  
  Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов пищеварения у детей  
  Семиотика поражения органов пищеварения у детей    
  Анатомо-физиологические особенности, методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей  
  Семиотика основных поражений органов мочеобразования и мочеотделения у детей  
  Комплексная оценка состояния здоровья. Группы здоровья    
  Зачёт по методике исследования ребенка. Защита истории болезни.      

 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра пропедевтики детских болезней

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой,

профессор Хайретдинова Т.Б.

31.08.2016 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию №13 на тему: « Семиотика поражения

органов дыхания у детей»

 

 

Дисциплина – пропедевтика

детских болезней

Специальность – педиатрия 31.05.02

Курс - III Семестр - VI

 

 

Уфа

 

Тема: Семиотика поражения органов дыхания у детей

 

на основании рабочей программой дисциплины «Пропедевтика детских болезней», утвержденной 14 июня 2013 г.

 

Рецензент: профессор Т.Б.Хайретдинова

 

Автор: ассистент Р.Т.Нугуманова

 

Утверждение на заседании № 1 кафедры пропедевтики детских болезней

от 31 августа 2016 г.

 

1. Тема и ее актуальность. Поражение органов дыхания – наиболее частая патология у детей всех возрастных групп. Частоте бронхо - лёгочной патологии во многом способствует неблагоприятная экология окружающей среды. У новорождённых и детей раннего возраста пневмонии нередко являются причиной летального исхода. У детей дошкольного и школьного возрастов тяжёлая патология органов дыхания (ХНЗЛ, бронхиальная астма) могут привести к инвалидизации ребёнка.

2. Учебные цели. Овладение практическими навыками обследования детей, выявление патологических изменений органов дыхания, навыками диагностики синдромов поражения органов дыхания.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

· АФО органов дыхания у детей;

· особенности дыхательных изменений у детей;

· изменение перкуторного звука при различных поражениях лёгких;

· степени дыхательной недостаточности;

· причины и виды одышки;

· характер кашля при различных заболеваниях бронхо - лёгочной системы;

· изменения характера дыхания при различных поражениях лёгких;

· генез образования хрипов.

Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть и уметь:

· выявлять имеющиеся патологические отклонения со стороны органов дыхания;

· сравнивать полученные результаты обследования с физиологическими нормами для данного возраста;

· объединить полученные патологические отклонения в определённые синдромы;

· назначить план обследования больного;

· выставить предположительный диагноз;

· составить алгоритм диагностики различных форм поражения бронхо- лёгочной системы у детей;

· овладеть компетенциями: ОПК6 (готовность к ведению медицинской документации), ПК5, ПК6.

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) оценка данных сбора анамнеза и выявление патологических отклонений;

2) характер кашля в зависимости от уровня поражения дыхательного тракта;

3) характер выявленных при осмотре отклонений;

4) характер изменения перкуторного звука в зависимости от уровня поражения органов дыхания;

5) изменение дыхательных шумов при различных видах поражения дыхательной системы у детей.

4. Вид занятия: практическое занятие

5. Продолжительность занятия: 4 академических часа

6. Оснащение

6.1. Дидактический материал – больные с различными формами бронхо-лёгочной патологии, таблицы дифференциальной диагностики, рентгеновские снимки, видеофильм по методике обследования.

6.2. ТСО: ноутбук, компьютер

 

7. Содержание занятия:

 

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений

Задания для самоконтроля: тестовые задания представлены в «Тестовых заданиях к практическим занятиям №13-21 по ПДБ, приложение №1).

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия:

1) основные жалобы, выявляемые при заболеваниях органов дыхания: общие и местные;

2) изменения при общем осмотре больного;

3) характер кашля при различном уровне поражения органов дыхания;

4) изменения перкуторного звука;

5) изменения характера дыхания;

6) хрипы;

7) основные симптомы;

8) признаки дыхательной недостаточности.

 

7.3. Демонстрация преподавателем практических приемов по объединению отдельных симптомов в симптомопатологии

 

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: обследование больных детей с различными формами поражения органов дыхания, подсчёт пульса и дыхания, оформление записи выявленных изменений со стороны органов дыхания, составление диагностического алгоритма.

 

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы:

- клинический разбор курируемых больных;

- проверка выявленных патологических изменений;

- проверка записей в рабочих тетрадях;

- решение тестовых заданий (тестовые задания к практическим занятиям №13-21 по ПДБ, приложение 2);

- решение ситуационных задач («Ситуационные задачи к практическим занятиям по ПДБ», приложение №10).

 

Литература

Основная

1. Пропедевтика детских болезней: учебник. Под ред. Кильдияровой Р.Р. и Макаровой В.И. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.

Дополнительная:

1. Т.В.Капитан. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми: учебник. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.

2. Методика исследования здорового и больного ребёнка: Учебное пособие. – Уфа: изд-во БГМУ, 2007.

3. АрсентьевВ.Г., Девяткина С.В., Иванова Н.А.. Педиатрия: учебник для студентов мед. ВУЗов: Под ред. Н.П.Шабалова. – СПб.: СпецЛит, 2002.

4. Шиляев Р.Р., Чемоданов В.В., А.И.Рыбкин А.И. и др. Болезни детей старшего возраста: руководство для врачей. – М.: МЕДпресс-информ, 2002.

5. Шиляев Р.Р., Чемоданов В.В., А.И.Рыбкин А.И. и др. Болезни детей раннего возраста: руководство для врачей. – М.: МЕДпресс-информ, 2002.

6. Гребенников В.А. и др. Интенсивная терапия в педиатрии: практическое руководство. Под ред. В.А.Михельсона. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.

7. Аряев Н.Л. и др. Детская пульмонология: учебное пособие. – Киев: Здоров'я, 2005

8. Схема истории болезни ребёнка: учебно-методическое пособие для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 06.01.03-педиатрия; сост. Хайретдинова Т.Б. и др. – Уфа: изд-во БГМУ, 2008.

 

Подпись автора методической разработки

 

 

Приложение 1

 

Контрольные вопросы

1. Значение осмотра и пальпации в диагностике поражений органов дыхания у детей. Семиотика кашля.

2. 2) Функциональные и инструментальные методы исследования органов дыха- ния (спирография, пневмотахометрия и другие методы).

3. Синдромы дыхательной обструкции.

4. Семиотика изменений перкуторного звука при сравнительной и топографической перкуссии легких.

5. Аускультация легких. Нормальный характер дыхательных шумов у детей различного возраста. Семиотика их изменений.

6. Синдром дыхательной недостаточности.

 

 

Приложение 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...