Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические навыки, освоенные на занятии




 

1. Проведение пальпации почек

2. Определение болезненности в мочеточниковых точках

3. Определение болевых точек почки

4. Проведение пальпации и перкуссии мочевого пузыря

5. Определение симптома Пастернацкого

6. Определение суточного диуреза и его оценка у детей. Оценка пробы по Зимницкому

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Башкирский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

 

 

Кафедра пропедевтики детских болезней

 

 

УТВЕРЖДАЮ

 

Зав. кафедрой,

профессор Хайретдинова Т.Б.

31.08.2016 г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическому занятию №19 на тему: «Семиотика основных поражений

органов мочеобразования и мочеотделения у детей»

 

Дисциплина – пропедевтика

детских болезней

Специальность – 31.05.02 - педиатрия

Курс - III Семестр - VI

 

Уфа

 

 

Тема: Семиотика основных поражений органов мочеобразования и мочеотделения

У детей

 

на основании рабочей программой дисциплины «Пропедевтика детских болезней», утвержденной 14 июня 2013 г.

 

 

Рецензент: профессор Т.Б.Хайретдинова

 

Автор: ассистент Хабибуллина А.Р.

 

Утверждение на заседании № 1 кафедры пропедевтики детских болезней

от 31 августа 2016 г.

 

 

1. Тема и ее актуальность. Нефрология детского возраста изучает гомеостаз, его почечную регуляцию у здорового ребёнка на разных возрастных этапах развития, а также нарушения гомеостаза, связанные с заболеваниями органов мочевой системы, которые могут возникнуть в процессе становления человека. Гомеостаз, как способность организма сохранять равновесие своей внутренней среды в условиях изменяющихся внешних воздействий, поддерживается прежде всего почками и регулирует их функцию нейроэндокринной системой. Это сказывается в значимости полноценного строения и функции почек для жизнедеятельности организма в целом. Поражение мочевыделительной системы является наиболее частой патологией детского возраста. Умение вовремя распознать патологию мочевыделительной системы в ранние сроки болезни является обязательным условием работы детского врача.

 

2. Учебные цели:

- овладение врачебными навыками методики объективного обследования мочевыделительной системы;

- овладение навыками оценки параклинических данных;

- выработка навыка самостоятельного обследования детей и оценки изучаемых данных;

- выявление синдрома почечной недостаточности у детей РБ (геморрагическая лихорадка с почечным синдромом).

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать (исходные базисные знания и умения):

· основные синдромы поражения мочевыделительной системы (мочевой, нефротический, болевой, дизурический синдромы, экстраренальные проявления);

· биохимические изменения крови у детей с патологией мочевыделительной системы и почек;

· инструментальные и лабораторные изменения при патологии мочевыделительной системы;

· симптомы, характерные для ОПН и ХПН.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен владеть и уметь:

· собрать анамнез;

· провести объективное исследование ребёнка с заболеванием мочевыводящей системы и выделить симптомы заболевания;

· назначить план дополнительных методов исследования;

· провести анализ данных инструментального и лабораторного методов исследования;

· выделить основные симптомы ОПН и ХПН;

· владеть компетенциями: ОПК6 (готовность к ведению медицинской документации), ПК5 (готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза).

 

3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы

1) семиотика заболеваний мочевыделительной системы;

2) характерные изменения в ОАК, б/х крови и в ОАМ при поражении мочевыделительной системы;

3) симптомы, характерные для ОПН;

4) симптомы, характерные для ХПН.

 

2) Вид занятия: практическое занятие

3) Продолжительность занятия: 4 академических часа

 

6. Оснащение

 

6.1. Дидактический материал:

- видеофильм по методике обследования,

- таблицы:

§ внешний вид больного с патологией почек;

§ формула расчёта количества мочи в сутки в детском возрасте;

§ ёмкость мочевого пузыря и количество мочеиспусканий в различные возрастные периоды жизни ребёнка;

§ возрастные нормы анализов мочи по Нечипоренко и по Аддис-Каковскому, по Зимницкому;

§ общие анализы мочи, анализы мочи по Нечипоренко, по Зимницкому, проба Реберга;

§ синдром протеинурии, гематурии, нефротический синдром (схема);

§ рентгенография почек, экскреторная урография;

- наборы анализов мочи, крови, б/х анализов крови, анализов мочи по Зимницкому.

 

6.2. ТСО: ноутбук

7. Содержание занятия

 

7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений

Задания для самоконтроля: («Тестовые задания к практическим занятиям №13 - 21 по ПДБ», приложение №13).

 

7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия: генеалогический анамнез, резистентность, определение группы здоровья и т.д.

 

7.3. Демонстрация преподавателем методики объективного исследования мочевыделительной системы.

 

7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя: курация больных, оформление результатов обследования, работа с результатами инструментальных и лабораторных методов исследования.

 

7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы:

- решение тестовых заданий («Тестовые задания к практическим занятиям №13 - 21 по ПДБ», приложение №14);

- решение ситуационных задач («Ситуационные задачи к практическим занятиям по ПДБ», приложение №12).

 

Учебно-исследовательская работа студентов по теме

1. Влияние экологической зоны проживания на заболевания мочевыделительной системы.

2. Эффективность физиотерапии на процессе реабилитации детей с почечной патологией.

3. Работа с основной и дополнительной литературой.

 

Место для самоподготовки: учебная комната, читальный зал

 

Литература

Основная

1. Пропедевтика детских болезней: учебник. Под ред. Кильдияровой Р.Р. и Макаровой В.И. – М., ГЭОТАР-Медиа, 2012.

 

 

Дополнительная:

1. Капитан Т.В.. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. – М.: МЕДпресс-информ, 2006.

2. Возианов А.Ф., Майданник В.Г.,.бидный В.Г., Багдасарова И.В. Основы нефрологии детского возраста: научное издание. – Киев: Книга плюс, 2002.

3. Методика исследования здорового и больного ребёнка: учебное пособие. – Уфа: Изд-во БГМУ, 2007.

4. Схема истории болезни ребёнка: учебно-методическое пособие для студентов 3 курса, обучающихся по специальности 06.01.03-педиатрия; сост. Хайретдинова Т.Б. и др. – Уфа: изд-во БГМУ, 2008.

 

 

Подпись автора методической разработки

 

Приложение 1

 

Контрольные вопросы

 

1. Диурез у детей и семиотика нарушений мочевыделения.Семиотика изменений мочевого осадка (протеинурия, гематурия, цилиндрурия и т. д.)

2. Семиотика поражений органов мочеобразования и мочевыделения. Синдром почечной недостаточности, степени почечной недостаточности.

3. Функциональные и инструментальные методы исследования почек (проба Зимницкого, клиренс по эндогенному креатинину, внутривенная урография, цистография, ультразвуковое исследование, компьютерная томография, ядерно-магнитный резонатор).

 

Приложение 2

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...