Духовная сфера, ее функции и формы существования
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Основные сферы жизнедеятельности общества: функции и характер Взаимодействия.
Москва 2008 Основные сферы жизнедеятельности общества
Отечественными исследователями, как правило, выделяются четыре основные сферы жизнедеятельности современного общества[1]. В качестве таковых выступают духовная, производственно-хозяйственная, социально-политическая и публично-властная, каждая из которых призвана выполнять лишь внутренне присущие ей функции[2] и представлена своими носителями. (См. рис.1)
Рисунок 1. Основные сферы жизнедеятельности общества и их функции.
Вместе взятые данные сферы образуют не элементарную совокупность, а органическую целостность, являющуюся продуктом их постоянного взаимодействия, носящего объективный характер. Автономно-автаркическое существование и развитие этих основных сфер осуществления жизнедеятельности объективно невозможно, поскольку они являются неотъемлемыми составляющего единого живого организма, имя которому человеческое общество. Духовная сфера, ее функции и формы существования Основной функцией духовной сферы является формирование и расширенное воспроизводство качественно определенных морально-этических ценностных установок (ориентаций) во всех сферах осуществления жизнедеятельности общества, элементах их структуры и у каждой отдельно взятой личности. Духовная жизнь общества - это общественное сознание. Иными словами, продуктом деятельности (функционирования) духовной сферы служит (выступает) общественное сознание. Общественное сознание представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеологию и общественную психологию) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, философию, науку). Вопрос о функциях и общественной значимости духовной сферы лежит в плоскости решения основного вопроса философии - вопроса об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемого с двух сторон: во-первых, что является первичным — дух или природа, материя или сознание и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир[3].
Общественное бытие трактовалось отечественным историческим материализмом как материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие в процессе становления человеческого общества и существующие независимо от общественного сознания.[4] Исторический материализм, выделяя общественное бытие как специфическую форму материального, исходил из того, что «не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание[5]» Вместе с тем не отрицалась относительная «…самостоятельность общественного сознания, в развитии которого существует преемственность, взаимодействие и взаимовлияние его уровней и форм. Таким образом, общественное сознание в качестве самостоятельной целостности оказывает активное обратное влияние на общественное бытие и всю общественную жизнь. Оно служит одним из необходимых факторов и условий решения встающих перед обществом проблем. Сила его воздействия зависит от полноты и точности отражения в общественном сознании реальных закономерностей и потребностей общественного развития, от конкретных условий и объективных возможностей изменения общественного бытия, от связи сознания с практической деятельностью». Утверждалось, что «роль общественного сознания в деятельности масс особенно возрастает в условиях социализма. Поскольку развитие социализма связано с познанием и использованием объективных экономических и социальных закономерностей, то в этих условиях значительно расширяются возможности сознательного воздействия на общественноебытие, достижения сознательно поставленных целей общества»[6]. Представляется, что подобная трактовка подчиненной значимости общественного сознания как продукта деятельности духовной сферы далеко не однозначно соответствует исторической практике развития человеческого общества и роли духовной сферы в функционировании и развитии остальных сфер осуществления жизнедеятельности общества (хозяйственной, социально-политической, публично-властной) Активное воздействие духовной сферы и в частности форм сознания на экономическое развитие рельефно отражено в классической работе Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма» («Die protestantische Ethik und der Geist des Kapitalismus», 1904—05) [7], где обосновывается мысль, что европейский капитализм обязан своим происхождением протестантскому религиозно-этическому комплексу, обеспечившему воспитание таких черт личности, как трудолюбие, бережливость, честность, расчётливость. В работе отмечаются лучшие результаты, достигаемые протестантами в сравнении с католиками в деловой и финансовой сферах (протестанты доминировали в бизнесе США до 60-х гг.)[8]. М. Вебером выделяются черты протестантизма, формирующие активное, ориентированное на прибыль финансовое мышление: выраженный индивидуализм, запрет на растрату времени, обязанность интенсивного труда, опора на средний класс, сбережение и приумножение средств как жизненная обязанность.
Индивид обязан предпринимать все лучшие усилия для выполнения своих ежедневных, в том числе профессиональных обязанностей, и в этой связи зарабатывание денег в рамках, установленных законом, деятельность, ориентированная на получение прибыли, «является результатом и выражением его добродетели и умения в выполнении призвания», становится основой той протестантской этики, которая выражена фразой Бенджамина Франклина - «время есть деньги»[9]. Отмеченные моменты активного воздействия форм общественного сознания в его национальном контексте на экономическое развитие прослеживаются и в других регионах мира. В этом отношении показателен диаметрально противоположный протестантскому варианту пример Японии. Японская система управления основана на модели человеческих отношений, ориентированной на группу. Здесь отдельный работник или служащий должен подчинять свои интересы интересам группы, которая требует от своих членов лояльности, она награждает их за эту лояльность. Если, например, американская политическая культура поощряет дух конкуренции и индивидуализма, то японская модель политической культуры не допускает конкуренции внутри группы, конкуренция происходит между группами. Для японцев на первом месте стоит согласие внутри группы, поэтому они тратят много сил и времени на поиски и достижение внутригруппового консенсуса. Здесь за успех награждается не отдельно взятый работник, а группа в целом. Действует принцип: один за всех, все за одного.
Крупные компании в ключевых секторах экономики рассматриваются как организации, которым государство дает возможность вести бизнес и даже получать прибыль, но которые связаны неотъемлемыми обязательствами с обществом и государством. Они существуют во имя тех, кто работает и кого обслуживают эти компании, а не для удовлетворения частных интересов банкиров и акционеров. При этом следует иметь в виду, что согласно конфуцианской традиции, "права личности" рассматриваются негативно, как выражение эгоистичных стремлений в противовес более высокому стремлению к удовлетворению национальных интересов [10]. Поэтому несмотря на то, что в Японии достаточно хорошо развит фондовый рынок, его ликвидность невысока, а существующие традиции и ценностные установки играют более существенную роль, нежели изменение стоимости акций и их движение между возможными собственниками[11]. При этом следует иметь ввиду, что промышленность в Японии имеет более высокий статус, чем торговля, поскольку промышленное производство направлено на укрепление науки, повышение благосостояния, в то же время торговля, как считается, решает лишь проблемы личного обогащения. Большинство лидеров японской промышленности - выходцы из самураев[12]. Со всей очевидностью и России «в новой фазе мирового цикла также предстоит обратиться к собственной духовной традиции, завещанной православием, которое по многим критериям значительно ближе великим духовным традициям Востока, чем западному протестантизму и католицизму". Ибо "Западу уже нечего предложить миру, кроме повторяющихся комбинаций либерализма и социализма"[13]. Кроме того заметное влияние могут оказать иные традиционные ценности, например, лежащие в рамках исламских традиций, учитывая растущую долю мусульманского населения России. Однако здесь следует иметь в виду, что в данном случае речь прежде всего идет о духовных традициях России, но не традициях ментального характера, порожденных ее геополитическим своеобразием. С самого начала формирование нашей страны шло вширь, ее манили необозримые дали, походы за тридевять земель, вольные перемещения "куда ветер занесет", И ничего удивительного, что в стране, во властных ее структурах складывался экстенсивный тип мышления, развивалось такое мировосприятие, что Россия бесконечна, ее ресурсы неисчерпаемы, а возможности беспредельны.
Переход от экстенсивного мышления к интенсивному, а ныне и инновационному - непременное условие освоения нового типа развития с его геополитически продуманным мировосприятием, то есть сознанием, что Земля, в том числе российская, не бесконечна, и ее нужно беречь как раз во имя будущего[14]. Исключительная значимость духовного фактора в развитии экономических систем осознается ныне не только властными, но во все возрастающей мере и предпринимательскими структурами. «Постепенно руководители передовых ТНК стали понимать, что инновации являются лишь видимой вершиной айсберга социо-культурных институтов и для обеспечения их успешного производства необходимо научиться переносить крупные институциональные модули в "принимающие" страны. Пришло время более адекватной оценки вклада общей культуры и идеологии в практические экономические успехи государств и отдельных компаний. При достаточно глубоком рассмотрении оказывается, что внешне совершенно интернациональные естественные науки, инженерия и бизнес тысячами нитей связаны с национальной культурой, традициями, религией и господствующей идеологией»[15]. Несомненно, именно специфические морально-этические устои, исторически сложившийся национальный менталитет, а не только низкая цена рабочей силы являются существенным ориентиром (фактором) аутсорсинговых сделок между западными корпорациями и компаниями Китая и Индокитая, а не развивающихся стран Латинской Америки и Африки, где уровень жизни населения значительно ниже. Мощный пласт многотысячелетней культуры, духовные ценности населения первых позволяют им сравнительно быстро осваивать современные технологии и фактически монополизировать многие продуктовые (товарные) ниши мирового рынка (к примеру, обуви, одежды, детских игрушек и пр.) или занять в них прочные позиции (бытовая техника, электроника и др.). Это означает, адресность аутсорсинга в современной мировой экономике находится в прямой зависимости не только от цены рабочей силы, но и от профессионального уровня исполнителей, обусловленного не только и не столько ныне приобретенными знаниями и умениями, но и способностью их восприятия, подготовленной многотысячелетней духовной традицией этих стран. Тот же пласт исторической культуры и духовности позволил Индии выйти на передовые позиции в мире на рынке программного обеспечения. Таким образом, духовная сфера, являясь частью органической целостности жизнедеятельности общества, находится в неразрывной связи с другими составляющими этой целостности и оказывает на их развитие существенное воздействие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|