Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Публично-властная сфера, ее базовые функции и субъекты




Публично-властная сфера включает в себя законодательную, исполнительную и судебную ветви государственной власти, их организацию в регионах - субъектах Федерации, а также законодательные и исполнительные органы местного самоуправления. Иначе говоря, публично-властная сфера персонифицируется в органах государст­венной и муниципальной власти и управления.

В системе социально-экономических функций публично-властной сферы необходимо, на наш взгляд, выделять моменты общего, т.е. свойственного государству как институту с момента его возникновения, особенного приобретаемого в условиях каждой отдельно взятой общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодализма, капитализма, социализма) и единичного - обуславливаемого этнической и конфессиональной спецификой, особенностями исторического развития данного государства.

Соответствующим образом классификация социально-экономических функций государства предстает (выглядит) следующим образом:

I.Функции общего порядка: (характерные для государства всех времен и народов).

II. Особенные функции государства (присущие государству на данном этапе развития общества и национальной экономики).

III. Единичные (специфические) функции государства, отражающие историческое своеобразие его развития, ментальность общества и необходимость решения жизненно важных проблем его жизнедеятельности.

Появление государства как формы общественного бытия было обусловлено необходимостью обеспечения безопасности. «Необходимость в личной и имущественной безопасности вызывает к жизни государство, в этой необходимости государство находит главнейшее разъяснение своего существования, она же указывает государству основную его цель и назначение»[24].

Отсюда логически проистекают общие, базовые функции государства:

- обеспечения баланса интересов в обществе;

- обеспечения общих условий его жизнедеятельности.

Естественно, количественная и качественная определенность как баланса экономических интересов, так и общих условий жизнедеятельности существенно разнятся в различные исторические периоды развития человеческого общества. Однако это не отрицает их имманентности для института государства во все времена и у всех народов. Данные функции являются базовыми и приобретают свою конкретную количественную и качественную определенность в условиях каждого данного исторического периода.

Так в античном обществе баланс социально-экономических интересов достигался через реализацию государством требования плебса «хлеба и зрелищ».

Свидетельством обеспечения государством тех времен общих условий жизнедеятельности тогдашнего общества и экономики является как наличие развитого права[25], так и римских дорог, по трассам которых проложены многие автострады современной Италии, Франции и Германии.

В современных условиях обеспечение баланса интересов субъектов хозяйственной и социально-политической жизнедеятельности общества подразумевает, в частности, баланс экономических интересов работодателей и наемного труда, производителей и потребителей, городского и сельского населения, жителей отдельно взятых регионов страны и т.д., а так же субъектов публично-властной деятельности, представляющих центральный и региональной уровни организации государственной власти.

Что же касается обеспечения наиболее общих условий эффективного функци­онирования и развития всех основных сфер осуществления жизнедеятель­ности общества, элементов их структуры, то оно осуществляется в настоящее время главным образом посредством поддержания в дееспособном состоянии национального инфраструктурного комплекса, включающего в себя производственную (транспорт, энергетика, связь, отчасти наука), социальную (здравоохранение, образование, культура, наука), институ­циональную (обеспечение внешней и внутренней безопасности, законности и правопорядка в широком и узком смысле слова) и рыночную инфраструктуру, обеспечивающую движение продуктов деятельности от производителей к потребителям посредством качественно определенного экономического механизма и соответствующих организационных структур.

Таким образом, экономика и общество – суть живые развивающиеся организмы, требующие адекватных действий со стороны государства по эффективной реализации данных базовых функций. Это фактически функции самосохранения и воспроизводства государства как такового. Их выполнение является гарантом целостности государства, стабильного развития общества и национальной экономики. И если они игнорируются властями предержащими, то обостряются внутрисистемные конфликты, общество через люмпенизацию большей и олигархизацию мизерной своей части неминуемо деградирует, разрушаются скрепы целостности макроэкономической системы, а тем самым разрушается и само государство. Свидетельством тому является новейшая история нашего времени, когда вследствие расхождения в целеполагании государства и гражданского общества, обострения не только экономических и социальных, но и национальных, а также конфессиональных конфликтов процесс распада той или иной страны уже произошел или находится в стадии развития.

При этом историческая тенденция такова, что, начиная со второй половины XIX века, регулирующая роль государства имела ярко выраженную тенденцию к своему усилению.

Как известно, государство в эпоху зарождения рыночной экономики и первых этапов ее развития в условиях функционирования национальной экономики с преобладанием локальных рынков, низкого уровня концентрации и централизации капитала, неразвитости, а точнее – примитивности производственно-хозяйственной инфраструктуры и прежде всего средств коммуникаций (транспорта и связи), энергетического хозяйства, слабого развития институтов гражданского общества могло в значительной мере уповать на рыночное саморегулирование экономических и социальных процессов и выполнять единственную регулирующую функцию, образно названную функцией ночного сторожа, т.е. гаранта частной собственности и правил игры на рыночном пространстве.

Экономический кризис 1873 г. возвестил «конец эры либерализма - конец целого столетия, на протя­жении которого политическим кредо была политика невмешательства в экономику. Эта эра началась в 1776 году, с выходом в свет книги Адама Смита «Исследования о природе и причинах богатства народов». В течение десяти лет после 1873 года великие партии либералов, кото­рые до того времени маршировали по всей Европе под знаменами «прогресса» и «просвещения», начали беспорядочное отступление. И уже никогда не оправились от поражения»[26].

С конца XIX в. почти во всех странах происходило неуклонное расширение экономических функций государства. Они явились реакцией гражданского общества, заставившего государство обращать внимание на пороки монополизации экономики, стихийности ее развития и углублявшуюся дифференциацию доходов населения.

В расширении экономических функций государства Кейнс видел "...единственное практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических форм и условие для успешного функционирования личной инициативы"[27]. Поэтому в современных условиях базовые функции государства (обеспечение баланса интересов и общих условий жизнедеятельности общества и национальной экономики) конкретизируются в следующих специфических функциях, имманентных смешанной (социально ориентированной) экономике[28]:

- обеспечения правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики;

- защиты конкуренции;

- содействия социально справедливому распределению доходов;

- корректировки распределения ресурсов в целях изменения структуры национального продукта;

- стабилизации экономики, т.е. контроля за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирования экономического роста.

Перечисленные специфические функции присущи всем развитым государствам мирового сообщества. Однако в их реализации наличествуют (имеют место) моменты единичного, обусловленные особенностями исторически сложившейся для каждой из стран или их группы духовной сферы. В силу этих обстоятельств сложилось несколько моделей смешанной (социально ориентированной) национальной экономики. В их числе, как правило, выделяют следующие социально-экономические модели:

- социально-экономическую модель США;

- формирующуюся общую социально-экономическую модель ЕС, а в его рамках германскую, шведскую, французскую, британскую, итальянскую модели социально-экономического развития;

- социально-экономическую модель Японии;

- социально-экономическую модель так назы­ваемых стран-«драконов» Юго-Восточной Азии (Южная Корея, Гонконг, Сингапур, Тайвань);

- социально-экономическую модель преуспевающих мусульманских нефтедобывающих стран (Объединенные Арабские Эмираты, Кувейт).

Для развивающихся стран и прежде всего приобретших статус новых индустриальных стран, включающих страны-«тигры» Юго-Восточной Азии (Малайзию, Таиланд, Индонезию и Филиппины) и несколько стран Латинской Америки (Мексику, Бразилию, Аргентину, Чили), а также стран переходной (трансформируемой) экономики постсоциалистического пространства и России, в частности, особенные социально-экономические функции, реализуемые развитыми странами мирового сообщества являются ориентиром систтемных преобразований.

Вместе с тем именно ориентиром, поскольку, к примеру, специфика России и прежде всего специ­фика самого переходного состояния экономики, весь­ма отягощенного распадом некогда единого народнохо­зяйственного комплекса СССР, особенности историчес­кого и национального развития требуют существенной адаптации механизма реализации данных функций для российских условий. Но столь же несомненно, что «кон­струкция» этого механизма в обязательном порядке должна концептуально отражать основополагающие тенденции его состояния и совершенствования в стра­нах смешанной экономики. Тем самым становится объективно необходимым корректировка (формулирование) социально-экономических функций государства применительно к переходному состоянию его общества и экономики. В системе этих функций выделяются функции: а) системоформирующего; б) системоутверждающего; в) системовоспроизводящего характера[29].

К системоформирующим относятся следующие со­циально-экономические функции государства переход­ного периода:

• разгосударствления и приватизации;

• демонополизации и формирования конкурентной среды;

• установления нормативно-правовой базы, «пра­вил игры» рыночной экономики;

• содействия организации инфраструктуры рыноч­ного хозяйства.

В свою очередь группа функций системоутверждения включает функции:

• реструктуризации, структурной трансформации на макроуровне, т.е. приведения отраслевой структуры народного хо­зяйства в соответствие с требованиями рыноч­ной экономики;

• содействия реструктуризации, структурной трансформации на мезоуровне, т.е. на уровне отраслей и регионов, в направлении адаптации структуры их производ­ственно-хозяйственных комплексов к рыночно­му режиму функционирования и развития;

• осуществления или по крайней мере содействия реструктуризации, структурной трансформации на мик­роуровне посредством придания рыночной ори­ентации организационным структурам, механиз­мам и аппарату управления фирм и предприя­тий вне зависимости от их принадлежности к той или иной форме собственности;

• поддержки предпринимательства и налажива­ния системы конструктивного взаимодействия с ним;

• формирования эффективного собственника на уровне всех основных хозяйствующих субъектов национальной рыночной экономики (домохозяйства, предприятия (фирмы), государства);

• осуществления поступательного развития процесса разгосударствления национальной экономики путем передачи определенных полномочий:

а) по регулированию национальной экономики институтам гражданского общества;

б) по управлению объектами государственной и муниципальной собственности, выполнению ряда непрофильных для органов государственной власти и управления хозяйственных функций на рыночной основе негосударственным структурам

• создания благоприятной среды для формирования среднего класса;

• стабилизации достигнутого в дотрансформационный период уровня и качества жизни населе­ния;

• недопущения чрезмерной дифференциации доходов населения в целях обеспечения социальной справедливости и политической стабильности в стране.

Наконец, к системовоспроизводящим относятся функ­ции:

• формирования условий, необходимых и доста­точных для устойчивого развития сложившейся социально-экономической системы;

• укрепления позиций и расширенного воспроизводства среднего класса;

• формирования эффективной структуры национальной экономики в направлении (с точки зрения, в смысле) снижения удельного веса первичного и роста вторичного и третичного секторов национальной экономики и особенно инновационного блока последнего[30];

• обеспечения и защиты общенациональных ин­тересов внутри страны и за её пределами при проведении как внутренней, так и внешней политики;

• упрочения и расширения поля страны в миро­вом экономическом и политическом простран­стве;

• обеспечения устойчивого роста уровня и каче­ства жизни населения страны;

• поддержания оптимума соотношения публичной (государственной и муниципальной) и частной собственности в экономике страны.

Выделенные социально-экономические функции го­сударства трансформируемой экономики строго не раз­делены во времени, хотя, разумеется, на начальном эта­пе трансформации превалируют системообразующие, т.е. связанные с формированием нового качества системы и разрушением старой. Но это далеко не означает, что они на каком-то этапе перехода полностью изживают себя. К примеру, целевая функция разгосударствления и при­ватизации сохраняет свою актуальность и значимость на протяжении всего периода трансформации. И наобо­рот, целевая функция структурной трансформации по своему содержанию в большей мере относится к системоутверждающим функциям, хотя задачи, решаемые в её рамках, должны быть заложены уже в процессе раз­государствления и приватизации.

Системоутверждающие, т.е. делающие процесс нео­братимым, функции выполняют исключительно важ­ную роль в трансформационном процессе. Они обеспе­чивают необратимость процесса трансформации одной системы в другую. К их числу прежде всего относятся целевые функции структурной трансформации. Сло­жившаяся в прошлом и сохраняющаяся по преимуще­ству по сей день структура народного хозяйства Рос­сии, его отраслей и экономических районов, наконец производственных предприятий была становым хреб­том и фундаментом централизованно-плановой систе­мы хозяйствования государства, к тому же имевшего статус сверхдержавы. Переориентация на рыночную мо­дель и изменившееся геополитическое положение Рос­сийского государства объективно предполагают иную структуру народного хозяйства и его звеньев различ­ного иерархического уровня. Лишь при достижении таковой можно будет констатировать необратимость трансформационных процессов. Без решения этой за­дачи, а также стабилизации уровня и качества жизни основной массы населения по крайней мере на дореформационном уровне обратимость процесса не только вероятна, но и достаточно реальна по своему существу. Таким образом, если системоформирующие функции государства в трансформационный период прежде все­го связаны с формированием необходимых условий функционирования (более того, запуска) новой хозяй­ственной системы, то системоутверждающие связаны с формированием условий, достаточных для необратимо­сти трансформационного процесса, для функциониро­вания новой системы хозяйствования на собственной, имманентной лишь ей материальной базе.

Что же касается системовоспроизводящих функций государства трансформационного периода, то они свя­заны с формированием условий, необходимых и доста­точных для устойчивого развития сформировавшейся системы в данной стране, а также с утверждением, упро­чением и расширением ее поля в мировом экономиче­ском и политическом пространстве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...