Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая теория возникновения государства




Соотношение и взаимосвязь теории государства и права

И истории государства и права

  1. Общие черты:

а) они исследуют причины и закономерности возникновения государства и права;

б) они исследуют все ранее существовавшие типы государства и права;

в) они исследуют государство и право в целом, а не отдельные их стороны.

  1. Отличия:

а) история государства и права изучает причины, закономерности и особенности возникновения и развития различных государств и правовых систем у разных народов в разные эпохи;

б) теория государства и права изучает причины и закономерности возникновения и развития государства и права как социальных институтов, дает теоретическое обобщение этих процессов.

  1. Взаимосвязь:

а) история государства и права дает фактический материал и свои выводы для их обобщения в рамках теории государства и права;

б) теория государства и права вырабатывает общие понятия и категории, формулирует выводы и обобщения, которые использует история государства и права.

Таковы же соотношение и взаимосвязь теории государства и права и истории политических и правовых учений.

История политических и правовых учений изучает учения о государстве и праве, систематизирует политико-правовые взгляды крупных мыслителей прошлого и современности. Используя этот материал, теория государства и права вырабатывает универсальные общегосударственные и общеправовые понятия, категории, концепции.

Соотношение и взаимосвязь теории государства и права и отраслевых юридических наук

  1. Общие черты:

Объектом их исследования являются государство и право.

  1. Отличия:

а) теория государства и права изучает государство и право в целом, их основные, общие закономерности;

б) отраслевые юридические науки изучают отдельные стороны государства и права (каждая отраслевая юридическая наука имеет свой предмет исследования).

  1. Взаимосвязь:

а) отраслевые юридические науки дают фактический материал и свои выводы для их обобщения в рамках теории государства и права;

б) теория государства и права вырабатывает общетеоретические понятия и категории, а также формулирует выводы и обобщения, которые используются отраслевыми юридическими науками.

Соотношение и взаимосвязь теории государства и права и прикладных наук

  1. Общие черты:

Теория государства и права и прикладные науки исследуют государственно-правовые явления.

  1. Отличия:

а) теория государства и права изучает прежде всего государство и право, а также государственно-правовые явления;

б) прикладные науки исследуют не столько государство и право, сколько иные общественные явления, связанные с государством и правом.

Большинство прикладных наук не являются юридическими по содержанию (теория государства и права - чисто юридическая наука), однако они используются в теории и практике юридической деятельности.

  1. Взаимосвязь:

Взаимосвязь теории государства и права и прикладных наук прослеживается в значительно меньшей степени. Она проявляется не напрямую, а через взаимосвязь теории государства и права и прикладных наук с отраслевыми юридическими науками.

Соотношение и взаимосвязь теории государства и права и международно-правовых наук

  1. Общие черты:

Объектом их исследования являются государство и право и государственно-правовые явления.

  1. Отличия:

а) теория государства и права изучает государство и право как социальные институты;

б) международно-правовые науки изучают государство как субъекта международного общения и международное право как самостоятельную систему права.

  1. Взаимосвязь:

а) теория государства и права вырабатывает общетеоретические понятия и категории, формулирует выводы и обобщения, которые используются международно-правовыми науками;

б) международно-правовые науки дают фактический материал и свои выводы для их обобщения в рамках теории государства и права.

Теория государства и права выступает по отношению ко всем другим юридическим наукам в качестве базовой, фундаментальной, методологической, общетеоретической науки.

Методологическая роль теории государства и права по отношению ко всем другим юридическим наукам выражается в следующем:

  1. Теория государства и права вырабатывает общетеоретические понятия и категории, которые используются всеми другими юридическими науками.
  2. Теория государства и права формулирует выводы и обобщения, которые направляют решение специальных вопросов в рамках других юридических наук.
  3. Теория государства и права вырабатывает методы научного познания, которые используются другими юридическими науками.

Основные теории (концепции) происхождения государства и права

За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе та­ких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные эконо­мические, финансовые, политические и иные интересы.

К основным теориям возникновения государ­ства принято относить:

1. экономическую (Материалистическую).

2. теологическую (религиозная, божественная);
2. патриархальную (отеческая);
3. договорную (естественно-правовая);
4. органическую;
5. психологическую;
6. ирригационную;
7. насилия (внутреннего и внешнего);
8. экономическую (классовую).

Экономическая теория возникновения государства

Возникновение экономической (Материалистической, классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Главные причины возникновения государства, по его мнению, зависят от уровня развития экономики и социальной жизни людей. Опираясь на труд Л. Моргана, Энгельс сделал вывод о том, что государственная организация приходит на смену родоплеменной организации, а право – на смену обычаям. Всю историю общества он разделил на три периода: дикость, варварство и цивилизацию. В период дикости существовала неразвитость производства, полная зависимость человека от природы. Он характеризуется присваивающей экономикой (период собирательства готовых продуктов природы – плодов, кореньев, орехов и т.д., примитивные охота и рыболовство). Полная зависимость от природы вынуждала людей жить и добывать пищу сообща. Коллективному труду и образу жизни соответствовала коллективная форма собственности на землю, жилище, добытую пишу и т.д.

Совершенствование способа добычи средств к существованию (изобретение топора, ножа и т.д.) повлияло на появление более устойчивых объединений людей. Возникает родовая община (род), складывается новая общественно-экономическая формация – первобытный строй.

Род был первой хозяйственно-производственной единицей. Все члены рода были связаны коллективным трудом, совместным потреблением и общим имуществом, на основе которого и велось общее хозяйство. Считается, что первоначально роды были материнскими (матриархат), так как до появления скотоводства и плужного земледелия ведущую роль в хозяйственной деятельности играла женщина, и потомство можно было определить только по женской линии. Материнский род сменился отцовским (патриархат), родство стало определяться по мужской линии. Это было связано с повышением роли мужчины в общественном производстве. Такому способу жизни и производства соответствовали определенная организация первобытной власти и социальные нормы.

Эта власть характеризуется как первобытная демократия (народовластие), которая строится на началах самоуправления. Здесь не было еще сословия лиц, которые не занимались трудом, а только осуществляли власть, управление. Высшим органом власти было общее собрание всех взрослых членов рода – мужчин и женщин. Оно избирало совет старейшин, вождя. Старейшина был первый среди равных. Власть основывалась на авторитете и возможности жесткого принуждения и носила личностный характер, распространялась на личности, а не имела территориального характера. Власть в первобытном обществе, в отличие от власти государственной, называемая потестарной (власть, мощь в переводе с лат.), принадлежала вождям, совету старейшин и опиралась на авторитет вождя и его силу. Правила поведения в первобытном обществе носили характер мононорм, т. е. одновременно являлись обычаями, религиозными и моральными нормами.

Согласно марксизму государство и право не навязаны обществу извне, а являются результатом развития самого общества. Государство выросло из власти и органов родового общества, а право – из обычаев. Это происходило в процессе совершенствования орудий труда, что привело к разделению труда, возникновению частной собственности, разделению общества на классы, а затем к возникновению государства.

Первым крупным общественным разделением труда было выделение пастушеских племен (скотоводства) от земледелия. Начав с приручения диких животных, племена перешли к разведению скота и уходу за ним.

Вторым крупным разделением труда было отделение ремесла от земледелия, что вело к совершенствованию орудий труда и производства, а также и оружия. Рост производительности труда вел к производству излишков, которые можно было обменивать.

Третье разделение общественного труда связано с обменом, появлением металлических денег, купечества. Иначе третье разделение труда можно назвать отделением торговли от производства. Появляется особый слой людей, который профессионально занимается обменом (купцы). Развитие ремесла и торговли вело к подвижности населения, возникновению городов. На одной территории стали проживать члены разных родов, рабы. Члены родов оказались разрозненными, не могли собираться для решения своих дел. Место родовой организации власти занимает государство.

Происходят изменения и в воспроизводстве людей: беспорядочные половые связи упорядочиваются; исключается инцест (половые связи между родственниками). Запрет половых связей между родителями и детьми, а затем родными братьями и сестрами привел к улучшению человечества. Со временем складывается семья пулануа (все мужчины одного рода – мужья женщин другого рода), а затем парная семья (неустойчивая) и, наконец, моногамная семья. Укреплению семьи способствовало развитие производства, возможность трудиться отдельной семьей. Укрепляется власть мужчины в семье, появляется институт наследования. Семья выделяется из рода, способствует его разложению, появляются богатые и бедные семьи.

Обособленная собственность отдельных семей постепенно превращается в частную собственность. Согласно учению Ф. Энгельса между государством и негосударственной формой организации общества имеется переходный период военной демократии. Она возникает на стадии разложения родового строя, когда появляются союзы племен. Этот период характеризуется постоянными грабительскими войнами, которые дают возможность быстрого обогащения, в первую очередь, военной верхушке. Выдвигается институт военного вождя, который со временем становится наследственным. Всякая наследственная власть – это власть царей, королевская, государственная.

Традиционные подношения вождю приняли характер постоянных податей, налогов. Происхождение государства в ряде регионов у различных народов, по Энгельсу, имело свои особенности. Например, у древних греков оно имело классическую форму. По реформе Тезея в Афинах было учреждено центральное управление (совет), а народ был разделен на эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). Только благородные могли занимать общественные должности. Затем Солон разделил граждан на четыре класса по размеру землевладений. Высшие должности могли занимать только представители первого класса – крупные землевладельцы. Клисфен разделил население по территориям (демам). У древних римлян государство возникло в результате борьбы патрициев и плебеев, у древних германцев – в ходе завоевания соседних племен. Экономически и политически господствующие классы возвели свою волю в законы. Законодательство – это форма бытия права.

Историко-материалистическая концепция включает два под­хода. Один из них, господствовавший в советской науке, решаю­щую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борь­бы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других клас­сов. Второй подход исходит из того, что в результате экономи­ческого развития усложняются само общество, его производи­тельная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к воз­никновению государства.

Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:

произошло разделение труда (земледелие, скотоводст­во, ремесло и торговля);

возник прибавочный продукт;

в результате присвоения чужого труда общество рас­слоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;

появились частная собственность и публичная власть.

для поддержания господства эксплуататоров был соз­дан специальный аппарат принуждения - государство.

Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противо­положными (или различными) интересами - классов и др.

Не только классово-экономические факторы по­влияли на возникновение государства (например: на­циональные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.

1. Теологическая (Аврелий Августин VI-V в., Фома Аквинский). Возникновение и сущность государства связаны с божественным первоисточником: вся власть – от бога.

2. Патриархальная. Основателями ее были Платон, Аристотель, Н. Михайловский (ХIX в.)

Платон в труде "Государство" утверждал: "Государство вырастает из семьи. Власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Государство – это обруч, скрепляющий своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви".

Идеи патриархальной теории получили развитие в XVII веке в сочинении англичанина Фильмера "Патриарх".

Фильмер доказывает получение власти от бога и затем передачу ее своему старшему сыну – патриарху, а затем уже своим потомкам – королям.

"за" - изучение архаичных культур, сохранившихся до нашего времени (например, племен североамериканских индейцев), позволяет утверждать, что зачатки государственных структур создавались у них по аналогии с семейными.

"против" - наблюдается явное и очевидное несовпадение задач государственного управления (прежде всего, обороны и агрессии) и функций семьи (воспроизводство и совместное потребление)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...