Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика подросткового возраста




Введение

На протяжении нескольких десятилетий, во всем мире, идет омоложение беременности. Возраст молодых мам снизился до критического уровня - 13 лет. Эту статистику уменьшить не удается даже в самых развитых странах мира, где эта социальная проблема находится на своем пике.

Сегодня в мире становятся роженицами более 15 миллионов подростков, а еще 5 миллионов вынуждены прибегать к прерыванию беременности. В настоящее время юные матери составляют одну из молодежных групп риска, этому являются такие причины как: раннее взросление, попытки самоутвердиться, изменение приоритетов в обществе - все это влияет на растущую цифру случаев ранней беременности.

В современной России также наблюдается снижение возраста «взросления». Исследования последнего десятилетия свидетельствуют о том, что возраст начала сексуальной жизни подростков снижается, причем интенсивнее среди девушек. Стоит отметить, что раннее начало сексуальной жизни происходит в достаточно специфических условиях, в числе которых - низкая контрацептивная культура, незначительное число специальных медицинских, консультативных, психологических служб и программ сексуального воспитания, отсутствие специальной подготовки педагогов. Вступая в половую связь, подростки не умеют трезво оценивать свои действия, не понимают о важности применения средств контрацепции, не умеют нести ответственности за последствия.

Результатом этого являются незапланированные беременности у несовершеннолетних, исходы которых всегда проблематичны: кроме социальных проблем, молодые матери получают проблемы со здоровьем. Девочки не готовы вынашивать ребенка ни физически, ни психологически. Перед ними встает вопрос о прекращении беременности путем аборта. При этом нужно отметить, что среди подростков распространено мнение, что аборт не так уж и страшен. Статистика показывает, что 38% девочек - подростков даже не понимают, чем может быть опасен аборт. При этом более половины опрошенных девочек данной категории, уже вели активную сексуальную жизнь. Среди девочек, которые все же знают о последствиях абортов, широко бытует мнение, что нет никакого риска, если аборт сделан на раннем сроке. Все это говорит об отсутствии информированности среди подростков.

Цель: изучение методов профилактики ранней беременности среди учащихся средних классов.

Объект: социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях, направленная на профилактику ранней беременности.

Предмет: профилактика ранней беременности среди учащихся средних классов.

Задачи:

1. Рассмотреть характеристику подросткового возраста.

2. Выявить факторы возникновения ранней беременности и ее последствия

3. Определить сущность профилактики ранней беременности у подростков

Характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст - возрастной период, занимающий переходное положение от детства к юности» [22, С.291].

Подростковый возраст характеризуется:

· периодом бурного и неравномерного роста и развития организма;

· интенсивным ростом тела и совершенствованием мускульного аппарата;

· процессом окостенения скелета.

Проблема биологического фактора в развитии подростка обусловлена тем, что именно в этом возрасте происходят кардинальные изменения в организме ребенка на пути к биологической зрелости, развертывается процесс полового созревания.

Важное значение физического развития в подростковом возрасте имеет половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов.

Появляются, часто неосознанное, половое влечение и связанные с ним новые переживания, влечения и мысли.

Половое созревание и сдвиги в физическом развитии подростка имеют немаловажное значение в возникновении новых психологических образований. Изменения очень ощутимые для самого подростка, делают его объективно более взрослым и являются одним из источников возникающего ощущения собственной взрослости (на основе представления о своем сходстве со взрослыми).

Чувство взрослости - это психологический симптом начала подросткового возраста.

Главная забота подростка - желание доказать всем, что он уже не ребёнок и ему должно быть дозволено всё, что доступно взрослому.

У девочек в этом возрасте отмечается потребность в интимной дружбе, у них больше развита психологическая близость, чувственность появляется позже.

Престижна дружба с мальчиком. Мотивы ранней половой жизни разнообразны - любопытство, воображение, зарождающиеся чувства [3].

Важным новообразованием подросткового возраста является формирование чувства взрослости. [11]

Своеобразие этой особенности заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть стремление к ней и потребность в признании его взрослости окружающими.

Виды взрослости:

1. Подражание внешним признакам взрослости:

· курение;

· употребление алкоголя;

· использование косметики;

· преувеличенный интерес к проблемам пола;

· копирование способов развлечения и ухаживания;

· подражание взрослым в одежде и прическе.

2. Стремление подростков - мальчиков соответствовать представлению о «настоящем мужчине», воспитать у себя силу воли, выносливость, смелость.

3. Социальная взрослость - как правило, складывается в ситуациях сотрудничества взрослого и подростка как его помощника, часто возникает в тех семьях, где подросток в силу обстоятельств вынужден фактически занять место взрослого, и тогда подростки стремятся овладеть полезными практическими умениями и оказывать реальную помощь и поддержку.

4. Интеллектуальная взрослость - связана с развитием устойчивых познавательных интересов, с появлением самообразования как учения, выходящего за рамки школьной программы.

Чувство взрослости формируется у подростка и тогда, когда к нему относятся как к равному, товарищи, которых он считает намного старше себя.

Ощущение собственной взрослости может рождаться и в результате установления сходства по одному или нескольким параметрам между собой и человеком, которого подросток считает взрослым (в знаниях, умениях, в силе, ловкости, смелости).

Половое созревание стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений, чувств, переживаний.

Степень внутренней занятости и сосредоточенности подростка на новых ощущениях и переживаниях, их место в его жизни определяются как широкими социальными условиями, так и конкретными индивидуальными обстоятельствами жизни и воспитания подростка, особенностями его общения.

Подростковый возраст характеризуется выраженной эмоциональной неустойчивостью. Пик ее у мальчиков приходится на одиннадцать-тринадцать лет, у девочек - на тринадцать-пятнадцать.

В старшем подростковом возрасте настроение становится более устойчивым, эмоциональные реакции - более дифференцированными, хотя могут сохраняться их непредсказуемость и неадекватность.

Одним из важнейших моментов в различии личности подростка является:

· развитие самосознания, самооценки;

· интерес к себе, к своим личностным качествам;

· потребность сравнить себя с другими, оценить себя;

· разобраться в своих чувствах и переживаниях.

На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе.

На основе развития самосознания и сознательного отношения к действительности, роста требований к подростку, его нового положения в коллективе у него часто возникает стремление развить у себя положительные качества личности, преодолеть отрицательные черты. [24,С.126].

Одной из причин частых конфликтов в подростковом возрасте становится переоценка своих возросших возможностей, выраженная в стремлении к независимости и самостоятельности, самолюбии и обидчивости, повышенной критичности по отношению к взрослым, острой реакции на попытки окружающих принизить их взрослость.

Интерес к сверстникам противоположного пола имеет немалое значение для развития личности подростка.

Усиленное внимание к объекту симпатии проявляется в развитии избирательной наблюдательности:

· появляется склонность замечать тонкие изменения в поведении симпатичного сверстника, в его поступках, реакциях, внутренних состояниях, настроениях, переживаниях;

· появляется также внимание к собственным психическим состояниям, возникающим в результате общения с представителем другого пола.

Таким образом, в подростковом возрасте общение с товарищами оказывает огромное, часто решающее влияние на формирование личности подростка. Товарищи становятся образцами для него, ребята активно воздействуют друг на друга, воспитывают друг друга. Поэтому в орбиту педагогического воздействия должны входить не только деловые взаимоотношения подростков, но и отношения с близкими товарищами, друзьями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...