Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.




Об интонационном богатстве языка.

Я согласен с мнением о том, что современную речь невозможно представить лишённой ярких, выразительных интонаций.

Обратимся к предложению №11: «Разве дружба – не такая же неотложная, государственная и даже мировая работа?» Хотя в конце предложения и находится вопросительный знак, но по интонации оно восклицательное. Так, интонационная окраска предложения помогает автору текста сделать первый промежуточный вывод в тексте рассуждения о том, дружба – это не веселье и удовольствие времяпрепровождения, а большой ответственный труд.

« Как славит её (дружбу) фольклор!» восклицательное по интонации предложение (предл.№5), подчёркивает авторскую мысль о том, что ценность дружбы была отмечена ещё в стародавние времена, и поэтому отчётливо выражена в произведениях устного народного творчества.

Можно сделать вывод, что наша речь была бы бедной, невыразительной без интонационных средств языка!

Задание№3. Прочитай сочинение-рассуждение на лингвистическую тему твоего ровесника

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Зачем нужны запятые.

Запятые – один из знаков препинания в русском языке. Многие считают, что они не нужны, что запятые только усложняют написание текста, но это не так.

Например1, этот знак препинания разграничивает части сложносочиненных предложений: «Герой книги плыл по Волге на пароходе, и вместе с ним плыл я», сложноподчиненных: «А в книжке, которая нам досталась, по Волге плывет пароход, белый и чистый, и на нем мальчик, который видит много всякого интересного» и бессоюзных: «А внутри на некоторых страницах встречались следы пальцев, даже синели чернильные кляксы», тем самым помогая не запутаться в смысле предложения при чтении.

Кроме того2, запятые выделяют обособленные определения: «Выпущенная перед войной, к третьей военной осени, она вспухла от прикосновения многих рук…» и обособленные обстоятельства: «Едва выучив уроки, я усаживалась за свой «десерт»…» То есть, этот знак препинания обособляет ту часть предложения, которая дополняет описание или предмета, или действия.

Разделяют на письме запятые и 3 однородные члены: «Она осталась с тобой чудесными мыслями, волнующими словами, рисунками, даже запахом…» Если бы знаки препинания не употреблялись, была бы большая путаница при чтении.

Также4запятые обособляют вводные слова: «Потом, кстати, она нам рассказывала…» Знаки препинания при этом указывают, что это слово имеет добавочное значение.

Итак5, мы понимаем, что без запятых на письме обойтись невозможно. Они разграничивают части сложных предложений, выделяют обособленные определения и обстоятельства, разделяют однородные члены, обособляют вводные слова.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №4. Выдели и запомни грамматические средства связи микротем (абзацев) в тексте-рассуждении.Обрати внимание на сноски (1,2,3,4,5), они соответствуют объяснению способов сохранения целостности текста твоего сжатого изложения. Исправь речевую погрешность, выделенную красным цветом.

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №5. Прочитай текст сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, исправь и объясни речевые ошибки в тексте сочинения.

 

 

_______________________________________________________________________________________

 

Задание №6. Определи композиционную схему текста-рассуждения (вступление-тезис; аргументационная часть (2 аргумента); вывод)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание№7. Прочитай текст.

1.С того самого случая маляр сделался нашим другом. 2.Он пропел нам всю песенку про темный лес, как срубили сосенку, как «угы-на-ли добра молодца в чуду-дальнююсы-торонушку!..» 3.Хорошая была песенка.

4.И так жалостливо пел он ее, что думалось мне: не про себя ли и пел ее?5. Пел и еще песенки – про «темную ноченьку, осеннюю» и про «березыньку», и еще про «поле чистое»…

6.Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир – тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием.7. Тогда, на крыше сеней, в ворковании сизых голубков, в унылых звуках маляровой песни приоткрылся мне новый мир – и ласковой и суровой природы русской, в котором душа тоскует и ждет чего-то…8. Тогда-то, на ранней моей поре, - впервые, быть может, - почувствовал я сил и красоту народного слова русского, мягкость его, и ласку, и раздолье. 9.Просто пришло оно и ласково легло в душу. 10.Потом – я познал его: крепость и сладость. И все узнаю его…

(По И.С.Шмелеву)

Задание№8. Напиши сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса словаизвестного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведи по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

 

Рекомендации ученику к выполнению работы:

1.Обдумывая ответ на вопрос, прочитай текст еще раз.

2. Сочинение необходимо начать со вступления, связанного с темой сочинения.

Варианты вступлений на данную тему.

1) конструкции типа: Попробуем доказать, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, в современном русском языке лексическое значение слова и способы его грамматического выражения помогают понять авторский замысел.

2) предложение - вопрос, задающий направление для рассуждения: Можно ли согласиться с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»?

3) предложения-утверждения, например: Я согласен с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

3. В основной части сочинения необходимо привести аргументы рассуждения. Для этого необходимо найти два примера из прочитанного текста, иллюстрирующие заявленный тезис:

Аргумент1: предложение №2: рассмотрим лексическое значение слова «песенка»

Аргумент2: предложение №6: «Впервые тогда, на крыше сеней, почувствовал я неведомый мне дотоле мир – тоски и раздолья, таящийся в русской песне, неведомую в глубине своей душу родного мне народа, нежную и суровую, прикрытую грубым одеянием». Исследуем грамматическое средство выражения авторской мысли – распространенное определение, выраженное причастным оборотом, которое помогает раскрыть содержание слова «песенка»

4.Чтобы сохранить логику и стройность текста рассуждения, определи композиционную схему своего сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (найди вступление, аргументационную часть, вывод).

5.Чтобы правильно оформить доказательства в составе своего рассуждения, определи состав аргументационной части во втором и третьем абзацах (т.е. найди собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу).

6.Чтобы соблюсти логику и связность своего рассуждения, определи грамматические средства связи аргументационной части текста сочинения-рассуждения.

Грамматические средства связи аргументационной (доказательной) части рассуждения следующие: 1) во-первых… потому что;2), во-вторых … так как (оттого что); на мой взгляд; к примеру, безусловно, кроме того, конечно, а еще и т.д.

7.Приводя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование (но избегай чрезмерного цитирования).

8. В сочинении необходим вывод, связанный с проблемой текста.

Чтобы сделать вывод, прочитай свое вступление к сочинению. Если в начале текста рассуждения ты задал вопрос (Можно ли согласиться с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»?), то в завершении работы напиши ответ на этот вопрос, используя контекстуальные синонимы к словам, использованным тобой во вступлении. Например: Следовательно, мы пришли к выводу, что в речи значение слова и грамматические способы его реализации в языке способствуют выражению авторского замысла.

10.Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

11.Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком, используя справочники и орфографический словарь.

Задание№9. Прочитай сочинение-рассуждение на лингвистическую тему своего ровесника.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...