Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Попробуем доказать, что1«словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, в современном русском языке лексическое значение слова и способы его грамматического выражения помогают понять авторский замысел.

Определим, например2, лексическое значение слова «песенка», употребленного в предложении №2. Песенкой ласково называют поэтический текст, который производят вслух под музыку или без музыкального сопровождения. В тексте И.Шмелева маляр поет русские народные песенки про «березыньку», «про добра молодца» - про простую, нелегкую, но в светлую жизнь человека из народа.

В то же время3, можно отметить и такие грамматические средства, как нераспространенные однородные несогласованные определения к дополнению «мир» и распространенное согласованное определение, выраженное причастным оборотом, – «(мир – тоски и раздолья), таящийся в русской песне. Они помогает раскрыть содержание слова «песенка» в тексте великого русского писателя. По его мнению, русская песня е просто текст, выраженная в словах душа народная, народное счастье и народная боль.

Следовательно4, мы пришли к выводу, что в речи значение слова и грамматические способы его реализации в языке способствуют выражению авторского замысла.

Задание№10.Выдели лексико-грамматические средства связи абзацев текста. Обрати внимание на сноски (1,2,3,4) которые помогут тебе проверить свои знания в разделе «Проверь себя».

Проверь себя:

1 абзац -Попробуем доказать, что1;

2 абзац -Определим, например 2,

3 абзац -В то же время3,

4 абзац – Следовательно4,

Задание№11.Прочитай текст.

 

1.Каждую осень я провожу на Прорве в палатке по многу суток. 2.Чтобы получить отдаленное представление о том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один прорвинский день. 3.На прорву я приезжаю на лодке.4. Со мной палатка, топор, фонарь, рюкзак с продуктами, саперная лопатка, немного посуды, табак, спички и рыболовные принадлежности: удочки, донки, переметы, жерлицы и, самое главное, банка червяками подлистниками. 5.Их я собираю в старом саду под кучами палых листьев.

6.На Прорве у меня есть уже свои любимые, всегда очень глухие места.7.Одно из них – это крутой поворот реки, где она разливается в небольшое озеро с очень высокими, заросшими лозой берегами.

8.Там я разбиваю палатку. 9.Но прежде всего я таскаю сено. 10.Да, сознаюсь, я таскаю сено из ближайшего стога, но таскаю очень ловко, так что даже самый опытный глаз старика-колхозника не заметит в стогу никакого изъяна. 11.Сено я подкладываю под брезентовый пол палатки.12. Потом, когда я уезжаю, я отношу его обратно.

13.Палатку надо натягивать так, чтобы она гудела, как барабан.14.Потом ее надо окопать, чтобы во время дождя вода стекала в канавы по бокам палатки и не подмочила пол.

15.Палатка строена. 16.В ней тепло и сухо. 17.Фонарь «летучая мышь» висит на крючке. 18.Вечером я зажигаю его и даже читаю в палатке, но читаю обыкновенно недолго – на Прорве слишком много помех: то за соседним кустом начинает кричать коростель, то с пушечным гулом ударит пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут и разбрызжет искры, то над зарослями начнет разгораться багровое зарево и мрачная луна взойдет над просторами вечерней земли.19. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь – луна подымается в настороженной тишине. 20.Она является, как владетель этих темных вод, столетних ив, таинственных длинных ночей.

(По К.Г.Паустовскому)

 

Задание№12. Напиши сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса словаизвестного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой ответ, приведи по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

 

Рекомендации ученику к выполнению работы:

1.Обдумывая ответ на вопрос, прочитай текст еще раз.

2. Сочинение необходимо начать со вступления, связанного с темой твоего сочинения.

Варианты вступлений на данную тему.

1)предложение-утверждение, например: Я согласен с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».

2) предложение - вопрос, задающий направление для рассуждения: Можно ли согласиться с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»?

3) конструкции типа: Попробуем доказать, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Действительно, в современном русском языке лексическое значение слова и способы его грамматического выражения помогают понять авторский замысел.

3. В основной части сочинения необходимо привести аргументы рассуждения. Для этого необходимо найти два примера из прочитанного текста, иллюстрирующие заявленный тезис:

Аргумент1: предложение №1: рассмотрим лексическое значение слова «Прорва»

Аргумент 2: предложение №2: «Чтобы получить отдаленное представление о том, что такое Прорва, следует описать хотя бы один прорвинский день». Исследуем средство выражения мысли И.Шмелева – авторский неологизм «прорвинская (песенка)», который образован следующим грамматическим способом - по аналогии с «Истра – истринский». Интересно, что в основе неологизма лежит метафора. Такой сложный путь образования словосочетания помогает выразить мысль о том, что река Прорва – родное и любимое место писателя.

4.Чтобы сохранить логику и стройность текста рассуждения, определи композиционную схему своего сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (найди вступление, аргументационную часть, вывод).

5.Чтобы правильно оформить доказательства в составе своего рассуждения, определи состав аргументационной части во втором и третьем абзацах (т.е. найди собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу).

6.Чтобы соблюсти логику и связность своего рассуждения, определи грамматические средства связи аргументационной части текста сочинения-рассуждения.

Грамматические средства связи аргументационной (доказательной) части рассуждения следующие: 1) во-первых… потому что;2), во-вторых … так как (оттого что); на мой взгляд; к примеру, безусловно, кроме того, конечно, а еще и т.д.

7.Приводя примеры, указывай номера нужных предложений или применяй цитирование (но избегай чрезмерного цитирования).

8. В сочинении необходим вывод, связанный с проблемой текста.

Чтобы сделать вывод, прочитай свое вступление к сочинению. Если в начале текста рассуждения ты задал вопрос (Можно ли согласиться с утверждением, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают»?), то в завершении работы напиши ответ на этот вопрос, используя контекстуальные синонимы к словам, использованным тобой во вступлении. Например: Следовательно, мы пришли к выводу, что в речи значение слова и грамматические способы его реализации в языке способствуют выражению авторского замысла.

10.Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

11.Сочинение пиши аккуратно, разборчивым почерком, используя справочники и орфографический словарь.

Задание №13. Прочитай сочинение-рассуждение на лингвистическую тему твоего ровесника





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.