Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Читать раньше, чем говорить




Проблемами обучения чтению детей старшего дош­кольного возраста мы занимаемся уже не первый год и достигли стабильных результатов: все дети логопеди­ческой группы уходят в школу читающими. Одни чи­тают бегло, другие — по слогам, но, главное, наши дети успешно обучаются в школе, и никто не имеет наруше­ний письменной речи. Как это нам удается, мы нео­днократно освещали в публикациях, делились опытом на педсоветах, методических объединениях, научно-прак­тических конференциях.

Полезным для нас оказалось знакомство с трудами зарубежных авторов — ученых Глена Домана («Как на­учить ребенка читать») и Масару Ибука («После трех уже поздно»), которые считают, что ребенок до трех лет, играя, усваивает процесс чтения без особых энергетичес­ких затрат. В отличие от нашего традиционного метода (звуковой, слоговой), эти ученые предлагают глобальное чтение — чтение словами с самого раннего возраста.

С элементами глобального чтения мы знакомы из сурдопедагогики и успешно используем его в работе с детьми, обозначая предметы таблицами-надписями: СТОЛ, СТУЛ. Особенно они помогают в обозначении предметов, которые представляют для детей определен­ные трудности при усвоении названия этих предметов: ПОДОКОННИК, НАЛИЧНИК и др.

Анализ научно-методических работ и коллективный опыт подтверждает, что ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт. Ни один ребенок не рождается гением. Все зависит от стимуля­ции и степени развития головного мозга. Если раньше сензитивный период определяли возрастом с 5-ти лет, то сейчас (и это вы найдете у упомянутых выше авто­ров) — это годы с рождения и до 3-х лет. В это время связи между клетками формируются наиболее актив­но. Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, на которой держится все дальнейшее интел­лектуальное развитие ребенка. И если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно даже пытаться построить «прочное здание».

Проверить на практике исследования зарубежных авторов долго не представлялось возможным, так как работали мы постоянно со старшим дошкольным воз­растом в логопедических группах. Апробацию заинте­ресовавшего нас метода работы с малышами начали в семье на своем сыне Саше.

Демонстрационный материал мы изготавливали, учтя все требования и рекомендации. Это были карточки из белого картона размером 10x50 см, на которых писали красной краской слова (высота букв 7,5 см, толщина 1,5 см). Буквы использовались только печатные. Слово размещали так, чтобы оно было окаймлено полями в 1,5 см. Поля — это место для пальцев. При написании слов мы использовали один и тот же шрифт. На обрат­ной стороне карточки в левом углу писали это же сло­во для себя. Занимались в комнате, где никакие посто­ронние шумы и предметы не мешали малышу. На пер­вом этапе давали существительные и глаголы. Начина­ли со слов, хорошо ему знакомых: папа, мама, дед, баба, книга. Мы показывали ребенку карточку со словом «мама» и отчетливо произносили: «Это означает ма — ма». Саша в течение 1-2 секунд смотрел на нее, затем мы ставили другую карточку и т. д., до 5 карточек. При этом не просили мальчика повторять слова за нами. По скончании занятия мы ласкали Сашу, проявляя свое удовольствие. В течение первого дня все это повторя­лось еще 3 раза с перерывом не менее получаса. Так мы сделали первый шаг в процессе обучения ребенка чтению. В общей сложности это занимало 3 минуты каждый раз. Далее мы показывали карточки 3 раза в день, понимая, что главное сейчас — закрепить навык.

Для мозга не имеет значения, слышит ребенок слово или видит. Во всех случаях он понимает его одинаково хорошо. Главное, чтобы слово звучало громко и отчетливо и было изображено большими яркими буквами. Ре­зультат был поразителен: уже на четвертый день мы пред­ложили Саше прочитать слова самому. С этим заданием он справился, перепутав только слова «папа» и «мама». И тут же попросил, чтобы ему прочитали другие слова.

Итак, ребенок выполнил самую трудную задачу в процессе обучения: он справился с самой важной аб­стракцией, с которой впервые встретился в своей жиз­ни — сумел прочитать слова! Очень важно, что на пер­вом этапе он научился читать зрительно, различать зна­ки: читать слова легче, чем буквы.

Далее мы перешли к словам, обозначающим части тела: рот, язык, глаз, ухо, зубы. Так же, как и в прошлый раз, Саша на четвертый день смог сам прочитать слова, но перепутал «рот» и «ухо». Попутно мы повторяли и уже известные ему слова. Когда он выучил новый на­бор слов, мы подобрали существительные, которые обо­значают предметы домашнего обихода: стул, кровать, диван, ковер, стол (лучше, если подряд не повторяются слова на одну букву). На следующем этапе предлагали малышу слова, обозначающие игрушки: трактор, маши­на, конструктор, велосипед, мышка; одежду: шапка, са­поги, шуба, колготки, шорты; продукты питания: моло­ко, сыр, хлеб, масло, суп. В среднем за неделю Саша смог прочитать 10 слов. Занятия чтением для нас и ребенка проходили в атмосфере радости и физической раскре­пощенности.

Следующая группа слов состояла из глаголов, обо­значающих действие: пить, есть, прыгать, гулять, пол­зать... Для оживления процесса обучения мы каждое новое слово сопровождали действием, которое оно озна­чает. К примеру, прыгали. Затем мы показывали кар­точку со словом «прыгать» и говорили: «Это слово оз­начает прыгать». Так изучили все глаголы. Они боль­ше всего нравятся детям, так как сопровождаются со­вместными действиями.

Проанализировав наши «уроки» с ребенком, опреде­лили основные принципы обучения чтению: 1. Начинать надо с самого раннего возраста.

2. Процесс обучения чтению должен сопровождать­ся хорошим настроением ребенка, которое надо сохра­нять на протяжении всего занятия.

3. Демонстрировать наглядный материал нужно бы­стро.

4. Необходимо остановиться прежде, чем ребенок сам захочет этого.

5. Программа должна выполняться в системе и пос­ледовательно.

6. Относиться к ребенку надо с уважением. После того, как ребенок усвоит основной словарный

запас, он готов соединить слова вместе, чтобы получить из них различные комбинации. Словосочетания — это второй этап обучения чтению. К этому этапу мы только планируем приступить.

Таким образом, как показал опыт зарубежных уче­ных и теперь уже наш опыт, этот материал вполне дос­тупен детям раннего возраста. Мы поделились своими наблюдениями с воспитателями ясельных групп, наде­емся заинтересовать и родителей. Хотим продолжить эту интересную работу, так как убедились, что способ­ность усваивать информацию у ребенка велика. Детс­кий мозг, как губка, быстро впитывает знания. Взрос­лых должно беспокоить то, что мы мало даем ребенку информации в раннем возрасте и тем самым тормо­зим его развитие. Главное — развивать в нем потенци­альные возможности.

М, Л. Поваляева., Т. Я. Голубцова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...