Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интегративные связи логопедии с занятиями по математике




Многолетний опыт работы с детьми, имеющими ре­чевые нарушения, показал, что автоматизировать постав­ленные фонемы, отрабатывать лексико-грамматические категории необходимо не только на специально орга­низованных логопедических занятиях, но и на других: развитие речи, изодеятельность, математика.

Мы хотим поделиться опытом, как лучше осущест­вить практическое усвоение детьми лексико-грамматических категорий и отшлифовать (отработать) пра­вильное звукопроизношение на занятиях по матема­тике.

К сожалению, анализ научно-методической литера­туры, практического опыта педагогов, работающих в ло­гопедической группе, показал, что данная проблема прак­тически не освещена или же освещена фрагментарно, мозаично, что вызывает у практиков определенные труд­ности.

Планируя коррекционную работу, мы придержива­лись следующих правил:

1. Программное содержание по математики брали из типовой программы, увязывая с основной лексической темой и автоматизируемым звуком;

2. Параллельно с развитием математических пред­ставлений существенное внимание на этих занятиях уделяли речевому развитию: фонетике, лексике, грам­матике (согласование в роде, числе, падеже);

3. Подбор речевого материала осуществлялся с уче­том произносительных возможностей каждого ребенка и личностно-ориентированного подхода.

Количество л с ч ел. Отрабатывая этот раздел, мы под­бирали раздаточный материал не только с учетом се­зонных изменений в природе, но и значимый для дан­ного ребенка, учитывая его интересы, а, главное, его про­износительные возможности.

Так, например, Андрею В., Ларисе К., Жене С. для пересчета предлагались предметы или картинки на звук «Р», так как в тот момент шла автоматизация этого звука в словосочетаниях.

Женя С: «Один рубанок, два рубанка, три рубанка, четыре рубанка, пять рубанков, шесть рубанков, семь рубанков, восемь рубанков, девять рубанков, десять ру­банков — всего десять рубанков». Мальчик увлеченно работает в кружке «Умелые руки».

Лариса К.: «Одна роза, две розы, три розы, четыре розы, пять роз, шесть роз, семь роз, восемь роз, девять роз, десять роз — всего десять роз». Девочка любит цветы.

На этом же занятии для детей, отрабатывающих про­изношение шипящих, предлагается нагл яд но-иллюстра­тивный материал, содержащий эти фонемы: Ш-Ж, Ч-Ш. Это позволяет, решая одну и ту же задачу (счет, согласова­ние числительных с существительным в роде и числе), осуществлять личностно-ориентированный подход (под­бор значимого, интересного для ребенка материала) с уче­том произносительной возможности каждого ребенка.

Величина. Не секрет, что у детей, имеющих речевые нарушения, страдает не только фонетика, но и лексика. Для нашего контингента детей характерна бедность сло­варя: в основном преобладает обиходно-бытовой. Дети практически не владеют навыками словообразования. Занятия по математике предоставляют для отработки этих навыков большие возможности. Например, отраба­тывая величинные понятия, мы предлагаем не только сравнить эти предметы, но и выразить это словами: стул

— стульчик; нос — носик — носище; кулак — кулачок

— кулачище; сапог — сапожок — сапожище и т. д.

Отрабатывая величинные понятия, мы учим детей пра­вильно конструировать фразу, в том числе и сложные предложения. Этот раздел очень благодатен для практи­ческого усвоения детьми структуры предложения. Напри­мер, домик меньше дома, а дом больше домика; большое зеркало — маленькое зеркальце; тоненькая книжка — толстая книга. Эта книга тоньше, а эта — толще.

Профессионализм педагога, работающего в логопе­дической группе, проявляется в правильном подборе речевого материала с учетом произносительных возмож­ностей детей.

Таким образом, математика предоставляет вдумчи­вому педагогу большие возможности для коррекции речи детей, для автоматизации поставленных звуков, для обогащения лексики не только за счет накопления сло­варя, но и за счет практического овладения навыками словообразования, а также для развития связной речи.

Наиболее успешно связную речь на занятиях по ма­тематике мы развиваем при составлении и решении задач. Важно не только выделять рассказ, уметь поста­вить вопрос, а затем решить задачу и назвать ответ (с чем мы повсеместно сталкиваемся в быту), а аргумен­тировано доказать, как решалась задача. Для составле­ния задач используем наглядность: предметные кар­тинки на заданную фонему и примеры (запись с помо­щью цифр); например, 4 + 1 =, а дети должны по этому примеру составить каждый свою задачу с опорой на предметную картинку, подобранную педагогом с уче­том произносительных возможностей каждого ребен­ка. Например, Косте Б. достался дятел (мы автоматизи­руем звук «Л» в обратном слоге), Оле П., Олегу Ц. — картинки с шипящими (каштан, шишка и т. д.). Каж­дый ребенок составлял свою задачу. Например, Оля П.: «Девочка нашла в парке 4 каштана, затем еще один каштан». — Педагог: «Что нужно узнать?» — Оля: «Сколько всего каштанов нашла девочка?» Дети хором отвечают: «Пять». Нас, педагогов логопедической груп­пы, такие ответы не должны устраивать, потому что ре­чевая задача смазана: однословный ответ исключает

фразовую речь, согласование числительного с существи­тельным в роде и числе. Мы учим детей не торопиться с ответом и предлагаем: «Подумайте, что нужно сде­лать, чтобы узнать, сколько каштанов нашла девочка». Поощряются полные ответы:.«Для того, чтобы узнать, сколько каштанов нашла девочка, нужно к четырем каштанам прибавить один каштан, что равняется пяти каштанам». После решения ребенок находит соответ­ствующую цифру и выставляет ее на полотно или допи­сывает мелом на доске.

Поощрение аргументированных полных ответов спо­собствует не только закреплению математических на­выков, но и развитию связной, грамматически правиль­ной речи, автоматизации поставленных фонем, введе­ние их в самостоятельную речь, что столь необходимо детям дошкольного и младшего школьного возраста и особенно детям, имеющим те или иные нарушения речи.

В отличие от общеобразовательных групп, мы поощ­ряем, когда ребенок решает задачи, используя пальцы, так как это параллельно совершенствует ручной праксис, развивает мелкую моторику, подготавливает почву для речевого развития. Иногда мы предлагаем детям: «Покажите на пальцах, сколько осталось птиц?» И ре­бята, согнув мизинец и большой палец, оставляют три пальца.

Дифференцированные движения пальцами как пра­вой, так и левой руки, детям с речевыми нарушениями даются с трудом, занимают в нашей работе много време­ни, энергетических затрат, но эти усилия не проходят даром. Опыт показывает, что все это способствует ус­пешной речевой работе, счетным операциям, а также подготавливает руку к письму.

Параллельно с привлечением пальцев (пальчиковая гимнастика), широко используем цифры. Так, детям вначале предлагается найти и показать цифры, соот­ветствующие ответу задачи, позже составить задачу по рассказу. Нас радует желание детей самостоятельно за­писать ее.

При овладении количественным счетом большую помощь оказывает числовая линейка, которую мы «изоб­рели» из-за трудности в подборе большого количества наглядно-демонстрационного материала на заданные звуки. Числовая линейка представляет собой пособие, состоящее из кармана, в который вставляется картинка для счета, что уже позволяет сократить количество кар­тинок от десяти до одной и ряда цифр от 1 до 10.

Цифра «1» обведена кругом, что позволяет сконцен­трировать внимание детей при отработке согласования числительного с существительным в роде: один, одна, одно. Осуществляя смену картинок, педагог спрашива­ет: «Сколько?» Дети отвечают: «Одна рыбка, одна лод­ка, одна шуба; один рак, один шар, один жук; одно зер­кало, одно весло, одно блюдце» и т. д.

Цифру «5» мы тоже обвели, но уже красным цветом (Внимание!). Мы объясняем детям: «Будь внимателен — окончания меняются»: пять лодок, пять рыб, пять шапок, пять шуб, пять стульев, пять столов, пять деревь­ев, пять окон и т. д.

Числовую линейку мы усовершенствовали тем, что после «4» и «5» цифры молено спрятать, согнув линей­ку. Это позволяет более тщательно отрабатывать согла­сование числительных с существительными в начале от одного до четырех, затем до пяти и, наконец, до десяти. Это пособие очень эффективно, так как оно позволяет при небольшом количестве счетного материала отрабо­тать с детьми согласование числительных с существи­тельными на автоматизируемую фонему в роде, числе.

Естественно, есть и другие виды работы, позволяю­щие на занятиях по математике закреплять произноси­тельные, лексические и грамматические возможности детей логопедической группы.

В осуществлении интегративных связей логопедии с математикой необходима преемственность со школой и тесный контакт педагогов с родителями. Только это позволит достигнуть устойчивых результатов, как в ре­чевом развитии ребенка, так и в овладении математи­ческими знаниями.

Т. В. Буденная

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...