Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стимулирующее («шипящее») дыхание




Дыхательные движения такие же, как в гармонично полном дыхании. Вдох делается через нос в естествен­ном темпе, выдох предельно затягивается. Во время выдоха воздух выходит через рот, издавая высокий сви­стящий звук, как при произношении звука «с». Язык располагается таким образом, что создается сопротив­ление выходящему воздуху.

Кроме пассивных дыхательных упражнений, рекомен­дуется проводить упражнения, вызывающие активные дыхательные движения, с включением элемента подра­жательности: дутье на ватные шарики, в дудочку, на разноцветных бумажных бабочек и т. д.

Основу дыхательных упражнений составляют упраж­нения с удлиненным и усиленным выдохом. Этого мож­но достичь произнесением гласных звуков (ааа, ууу, ооо), шипящих согласных (ш, ж) и сочетаний звуков (ах, ух, ох). Эти дыхательные упражнения желательно про-

водить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолет, стучат колеса поезда и т. д.)- Соотношение общеукреп­ляющих и дыхательных упражнений составляет 2:1.

Нагрузка должна постепенно увеличиваться за счет увеличения числа повторений и усложнения упражне­ний. В комплекс обязательно входят элементы надува­ния резиновых мячей, игрушек (в заключительной час­ти занятая). Надувание мячей и игрушек начинается с 3-4 выдохов, постепенно их количество увеличивается на 2-3 выдоха за каждое занятие и доводится до пол­ного заполнения игрушки воздухом. При этом необхо­димо контролировать, чтобы ребенок вдыхал только через нос.

Для достижения наиболее полного эффекта следует обучать родителей методике проведения дыхательной гимнастики, чтобы они могли заниматься с детьми в домашних условиях.

В настоящее время пользуется большой популярнос­тью дыхательная гимнастика певицы Александры Ни­колаевны Стрельниковой.

Она рекомендует делать ритмичные шумные вдохи через нос. Эти вдохи способствуют насыщению орга­низма кислородом, улучшают обменные процессы и пси­хоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повы­шают иммунитет, жизненный тонус. Данная гимнасти­ка полезна людям любого возраста, особенно детям. Ученик Стрельниковой Михаил Щетинин, 12 лет про­работав бок о бок со своей учительницей, добивается практически 100% успеха при лечении заикания у де­тей и подростков.

Правила выполнения дыхательной гимнастики по методике А. Н. Стрельниковой:

1. Думайте только о вдохе носом, тренируйте только вдох. Вдох —шумный, резкий и короткий (как хлопок в ладоши).

2. Выдох должен уходить после каждого вдоха само­стоятельно через рот. Не задерживайте и выталкивай­те выдох. Вдох — предельно активный (не носом), вы­дох абсолютно пассивный (через рот).

3. Вдох делается одновременно с движениями. В стрельниковской дыхательной гимнастике нет вдоха без движения, а движения без вдоха.

4. Все вдохи-движения делаются в темпоритме стро­евого шага (все видели, как маршируют солдаты).

5. Счет в стрельниковской дыхательной гимнастике идет не по 5 и 10, как в традиционной, а только по 8. Считать мысленно, не вслух.

Первое упражнение, «Ладошки». И. п.; встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и «покажи­те ладони зрителю» — «поза экстрасенса». Делайте шумные, короткие, ритмичные вдохи носом и одновре­менно сжимайте ладошки в кулачки (делайте хвата­тельные движения). Строго следите затем, чтобы в мо­мент вдоха плечи не поднимались. Подряд сделайте 4 резких, ритмичных вдоха носом (то есть «шмыгните» 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3-4 секунды — пауза. Сделайте еще 4 коротких и шумных вдоха и сно­ва — пауза.

Помните! Активный вдох носом — пассивный вы­дох через рот.

Норма: «прошмыгайте» носом 24 раза по 4.

Второе упражнение, «Погончики». И. п.: встаньте прямо. Кисти рук сожмите в кулачки и прижмите к поясу. В момент вдоха толкайте кулачки вниз к полу, как бы отжимаясь от него (плечи напряжены, руки пря­мые, тянутся к полу). Затем кисти рук возвратите в исходное положение на уровень пояса. Плечи расслаб­лены — выдох ушел. Выше пояса кисти рук не подни­майте. Сделайте подряд уже не 4 вдоха-движения, а 8. Затем отдых 3-4 секунды и снова 8 вдохов-движений.

Норма: «прошмыгайте» носом 12 раз по 8.

Третье упражнение, «Насос» (накачивание шины). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Сделайте легкий наклон вперед (руками тянитесь к полу, но не касайтесь его) и одновременно резкий и короткий вдох носом во второй половине наклона. Вдох должен кончиться вместе с наклоном. Слегка припод­нимитесь, но не выпрямляйтесь и снова наклонитесь с

коротким шумным вдохом с пола. Возьмите в руки свернутую газету или налочку и думайте, что накачива­ете шину автомобиля.

Наклоны делайте ритмично и легко, низко не кла­няйтесь, вполне достаточно наклона в пояс. Спина круг­лая, а не прямая, голова опущена.

Помните! «Накачивать шину» нужно в темпоритме строевого шага. Делать подряд уже не 8 вдохов-движе­ний, а 16. Затем отдых 3-4 секунды и снова 16 вдохов-движений. Выдох уходит после каждого вдоха самосто­ятельно (пассивно) через рот.

Упражнение «Насос» — очень результативное, часто останавливает приступ бронхиальной астмы, сердечный и приступ печени.

Норма: «прошмыгайте» носом 6 раз по 16. Четвертое упражнение, «Кошка» (приседание с по­воротом). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч (ступни ног в этом упражнении не долж­ны отрываться от пола). Сделайте легкое танцующее приседание и одновременно с приседанием — поворот туловища вправо — резкий, короткий вдох. Затем та­кое же приседание с поворотом влево, и тоже короткий, шумный вдох носом. Вправо-влево, вдох справа — вдох слева. Выдохи уходят между вдохами сами. Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне поя­са. Спина абсолютно прямая, поворот только в талии. Сделайте подряд уже не 16 вдохов-движений, а 32. За­тем отдых 3-4 секунды и снова 32 вдоха-движения.

Норма: сделайте 3 раза по 32 вдоха-движения (32 4-32 + 32 = 96 — стрельниковская «сотня»).

Пятое упражнение, «Обними плечи» (вдох при сжа­тии грудной клетки). И. п.: руки согните в локтях и поднимите на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи, и одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу (а не крест-накрест), ни в коем случае не меняйте

их (все равно, какая рука сверху — правая или левая), широко в стороны не разводите и не напрягайте. Освоив это упражнение, можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (вдох с потолка).

Норма: сделайте 3 раза по 32 вдоха-движения. Отдых после каждой «тридцатки» (32 вдоха-движения) — 3-4 секунды.

Шестое упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). И. п.: встаньте прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Наклон вперед — руки тя­нутся к полу (вдох). И сразу, без остановки (слегка про­гнувшись в пояснице), наклон назад — руки обнимают плечи. И тоже вдох. Кланяйтесь вперед — откидывай­тесь назад, вдох с пола — вдох с потолка. Выдох уходит в промежутке между вдохами сам (не задерживайте и не выталкивайте выдох).

Таким образом, дыхательная гимнастика является одним из действенных методов кинезотерапии, она не только увеличивает объем выдыхаемого и вдыхаемого воздуха, с последующей вокализацией выдоха, но и тре­нирует его глубину, ритмичность, всемерно способствуя постановке диафрагмально-речевого дыхания, нужного для коррекции различных речевых аномалий.

М. А, Поваляева, Л. Р. Астафорова

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...