Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Коррекция зрения в коррекционной и лечебной педагогике




В настоящем пособии (стр. 156-157) мы уже расска­зывали о пользе лекарственных растений при лечении заболеваний глаз. Эффект от лекарственных растений значительно выше, если параллельно с фитотерапевти-ческими процедурами проводится ряд специальных упражнений.

Техника расслабления глаз

1, Встать или сесть спокойно и устойчиво, можно лечь на спину. Желательно, чтобы в поле зрения не было

ярких источников света.

2. Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мыслен­но погладить глаза теплыми мягкими пальцами. По­чувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах.

3. Лицо и тело также пусть расслабляются. Это даст дополнительный отдых, но все внимание сосредоточено на расслаблении глаз. Чувство тепла и тяжести долж­ны сменить легкость, невесомость, а в дальнейшем — полная потеря ощущения глаз.

4. Время расслабления не ограничено. В промежут­ках между другими упражнениями для глаз оно мо­жет составлять 20-40 сек, выполняемое само по себе — 3-5 мин. Расслабление может практиковаться в любое время.

Техника моргания

1. Принять любую устойчивую удобную позу.

2. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) (от 30 до 60 сек).

3. Расслабить глаза.

Эффект. Упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровоснабжение. Может выполняться в любое время.

Техника вращения глаз

1. Принять устойчивую позу, спину и голову держать прямо.

2. Посмотреть вверх и очень медленно переводить взор по часовой стрелке, описывая взглядом окружность максимального радиуса. Движения глаз должны быть плавными, без рывков. Голова неподвижна.

3. Сначала научиться совершать по одному полному круговому вращению глазами в каждую сторону, не до­пуская рывков и потери концентрации. Потом 2-3 по­ворота по часовой стрелке, столько же против часо­вой стрелки.

4. Расслабить глаза, и, если они не устали, перехо­дить к следующему вращению.

Эффект. Упражнения повышают способность глаз к точной фокусировке на различных расстояниях. Улуч-

шение зрения происходит благодаря усилению аккомода­ции (способности хрусталика изменять свою кривизну). Техника массажа глаз

1. Сесть прямо за стол, поставить на него локти.

2. Не отрывая локти, соединить ребра ладоней и ми­зинцы, опустить голову, чтобы ладони легли на закрытые глаза, а лоб упирался в верхнюю часть ладоней и пальцы.

3. Расслабить мышцы шеи. Точкой опоры становит­ся лоб.

4. Легко массировать ладонями глаза. Чередовать надавливание, вращение, поглаживание и вибрацию (от 1 до 2 мин).

5. Расслабить глаза. Если получится, прикоснуться к ним кончиками указательных пальцев и, ощутив в пальцах тепло, прочувствовать, как это тепло и Прана передаются из пальцев в глаза.

Эффект. Массаж глаз вызывает активную циркуля­цию крови, стимулирует нервные окончания и дает пре­красный отдых утомленному зрению.

Техника промывания глаз

1. Наполнить широкую кастрюлю или таз холодной водой.

2. Опустить лицо в воду, не закрывая глаз. Уже че­рез несколько попыток это не будет вызывать никаких неприятных ощущений.

3. Держать лицо погруженным, пока длится задерж­ка дыхания. Глаза все время широко открыты.

Если нет возможности погрузить лицо в воду, можно воспользоваться другим способом: наполнить холодной водой ладони и плеснуть в широко открытые глаза, по­вторить несколько раз.

Эффект. Промывание отлично тонизирует глаза, улучшает их кровоснабжение, снимает усталость. Мо­жет применяться не только как последнее упражнение в ежедневных занятиях, но и самостоятельно при лю­бом утомлении зрения. В этом случае продолжать ра­боту можно сразу после промывания. Данная большая и серьезная программа упражнений, рассчитана не на один день и требует длительных занятий.

С. Н. Рожкова, Е. Я. Бочкова, И, Ю. Коршунова, Е. В. Орлова, М. А. Поваляева, В. П. Еременко

КОМПЛЕКСНАЯ ТЕРАПИЯ ДЕТЕЙ

С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В УСЛОВИЯХ НЕВРОЛОГИЧЕСКОГО

РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Дефекты речи часто наблюдаются при нарушении психоречевого развития у детей. Частота речевых на­рушений при ДЦП достигает 80%, а их особенности и степень выраженности зависят от локализации и тяжес­ти перинатального поражения центральной нервной системы (ППЦНС). Речевые нарушения у детей с це­ребральными параличами характеризуются задержкой речевого развития, чаще всего дизартрией и алалией. Речевые расстройства при ДЦП могут быть обусловле­ны нарушением иннервации речедвигательного аппа­рата (гиперкинетическая, ригидная, спастическая, атак-тическая, мозжечковая формы дизартрии), оральной дис-праксией, речевыми дискинезиями и диспраксией (дис-фазия). В отличие от взрослых, у которых речевые на­рушения связаны с потерей ранее приобретенных на­выков, у детей первых лет жизни наблюдаются дизарт­рии и дисфазии развития связанные с аномальным ста­новлением орального и речевого праксиса и гнозиса (Л. О. Бадалян, 1988; Л. С Высоцкая, 1996; К. А. Сили-кова 1999; И. А Скворцов 1995).

В Ростовской области на диспансерном учете у нев­ропатологов находится 2007 детей в возрасте от 0 до 14 лет (по данным 2000 года). Ежегодно на консультатив­ный прием в областную детскую больницу обращается 342 ребенка с различными формами ДЦП. Реабилита­ция данной категории детей осуществляется в невроло­гическом центре, состоящем из реабилитационного цен­тра и двух неврологических подразделений: психонев­рологического (для лечения больных в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет) и неврологического (для лечения

детей от 3-х до 14 лет на 52 койки). Ежегодно в невро­логическое отделение для лечения госпитализируется 45-50 детей с детским церебральным параличом в воз­расте от 3-х до 14 лет, что составляет 5-6 % от общего количества больных.

Соотношение различных форм ДЦП представлено в столбиковой диаграмме.

□ двойная гимеплегия щ спастическая диплегия ■ остальные формы

Частота нарушений речи у детей с ДЦП по нашим наблюдениям и статистическим данным является ста­бильной и составляет 80-81% от общего числа больных: из них дизартрия составляет 64,4 %, алалия — 6,7 %.

Восстановительное лечение осуществляется комплексным методом. Оно включает гибкое сочета­ние традиционных и нетрадиционных технологий: ме­дикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, иглорефлексотерапию, логопедический массаж, занятия с логопедом, сказко-, кукло-, арттерапию, кинесеологию мозга, пальчиковую, дыхательную, психогимнастику, физиотерапию, ЛФК, массаж и др.

Однако следует отметить, что эффективность прово­димой терапии нельзя оценивать однозначно у детей с различными формами ДЦП.

У больных с гемипаретической формой ДЦП наблю­далась выраженность речевых расстройств при локали­зации очага поражения в левом полушарии, когда стра-

дает экспрессивная речь, понимание лексико-семанти-ческих конструкций, способность поддерживать беседы, повторять серию звуков, слов и фраз. Уровень развития речи у детей с левосторонним гемипарезом выше, хотя дефекты звукопроизношения у ыих выявляются значи­тельно чаще и оцениваются как более стойкие и тяже­лые.

На фоне проводимых реабилитационных мероприя­тий количество детей с выраженными речевыми нару­шениями значительно сократилось.

Следует отметить, что при всех формах дизартрии статистика речевых нарушений значительно выше, чем при дисфазиях (алалиях). *\

У детей при статических формах ДЦП позитивные сдвиги наиболее выражены. Так, например, на фоне гра­мотного лечения отмечена нормализация речи по всем показателям (фонетика, лексика, грамматические кате­гории — согласование в роде, числе, падеже), улучши­лась моторика артикуляционного аппарата: возрос объем, точность движения губ, языка; просодическая сторона речи (темп, ритм, интонация). При всех формах дизартрии динамика речевых нарушений была значи­тельно выше, чем при дисфазиях. У детей при спасти­ческих формах ДЦП наиболее выражена положитель­ная динамика. Отмечена нормализация речевых пока­зателей на фоне лечения, таких как объем движений губ, нарушения ритма речи.

При гиперкинетической дизартрии отмечались ги-перкинезы (насильственные движения) в мимической и дыхательной мускулатуре, что затрудняло коррекцию звукопроизношения.

У детей с дизартрией при мозжечковой форме ДЦП наибольшие затруднения вызывала коррекция ритма речевого высказывания. Речь носила скандирующий характер. Восстановление объема импрессивной и экс­прессивной речи шло достаточно активно, что объясня­ется сохранностью интеллектуальных способностей ре­бенка.

Наибольший эффект наблюдался в группе детей со

спастическими формами ДЦП. Последовательное, регу­лярное восстановительное лечение начинали с первого года жизни.

Наибольшие затруднения вызвала коррекция рече­вых нарушений при моторной, сенсорной и сенсо-мо-торной дисфазиях (алалия). Существенную помощь ока­зал расслабляющий массаж.

Таким образом, комплексное лечение, включающее медикаментозную терапию, дифференцируемое физио­терапевтическое и логопедическое воздействие, являет­ся эффективным средством коррекции нарушений речи у детей с ДЦП.

Многолетний опыт работы с данной категорией де­тей подтвердил, что только ранняя комплексная диаг­ностика, своевременно принятые реабилитационные меры, тесное взаимодействие врачей, педагогов и роди­телей дают хороший эффект, стойкую результативность, помогают детям успешно адаптироваться в обществе.

О. Ю. Горбатко

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...