Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организации умственного труда




План - это своеобразный перечень основных мыслей, положений, расположенных в последовательности, отражающей логику работы.

Назначение плана:

· отражает последовательность изложения мысли и обобщает;

· раскрывает содержание текста;

· восстанавливает в памяти содержание источника;

· заменяет конспект и тезисы;

· помогает составлению записей разного рода (доклад, сообщение, отчет);

· ускоряет проработку источника информации;

· организует самоконтроль;

· сосредоточивает внимание и стимулирует знания;

· используется, чтобы оживить в памяти хорошо знакомый текст.

 
 


 

ß ß

 

 

Тезисы – это обобщенное и сжатое изложение основных положений работы. Каждый отдельный тезис формулируется в виде развернутого суждения, для которого характерна категорическая форма. Представляют собой связный, не разорванный на маленькие фрагменты текст, сохраняющий логику работы.

Назначение тезисов:

· повторяют, сжато формулируют и заключают прочитанное (или излагаемое устно);

· всегда имеют доказательства;

· выявляют суть содержания;

· позволяют обобщить материал;

· ценны для критического анализа статьи, доклада, диссертации и т.д.

 

Тезисы являются одним из наиболее устойчиво – нормативных жанров речевого произведения, поэтому нарушение жанровой определенности, нормативности, чистоты, жанровые смешения оцениваются в нем как грубые нарушения не только стилистических, а вообще коммуникативных норм. Среди типичных нарушений, какими являются, например, подмена тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом и т.д., наиболее неприятное впечатление производит смешение форм разных жанров.

Тезисы имеют строго нормативную содержательно – композиционную структуру:

1) Преамбула; 2) Основное тезисное положение; 3) Заключительный тезис.

 

 
 


           
   
   
 


 

 

 

СХЕМА I.

Схема построения высказывания, содержащего тезис:

Почему? Что из этого следует?

Так как, ибо Следовательно,

Потому что… Таким образом, поэтому

СХЕМА II

ВСТУПЛЕНИЕ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ТЕЗИС МНОГОЧИСЛЕННАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ ВЫВОД
Т А С Т А С Т А С Т А С
                       

ТЕЗИС→АРГУМЕНТЫ→СЛЕДСТВИЕ

СХЕМА III

 

 

· Материал сообщения, доклада, статьи строится в соответствии со схемой II на основе трехчастной структуры;

· Тезисы как жанр научного текста строится по схеме I. При построении тезисов по пунктам оформление ведётся следующим образом:

1 → ТА; 2 → ТА; 3 → ТА; 4 → С.

· Тезис как положение в диссертационном исследовании формулируется как утверждение (5).

Выписки могут делаться по ходу чтения любой научной рабо­ты, даже в процессе ее конспектирования, но особенно они важны, когда нет необходимости в глубокой проработке содержа­ния, а достаточно только с ним ознакомиться. Однако при этом отдельные фрагменты работы могут вызывать особый интерес.

В одном случае вы встречаете важную, глубокую мысль, идею, какое-то высказывание, которое лаконично и, по вашему мне­нию, правильно формулирует определенное научное положение и поэтому может быть использовано вами в качестве подтверж­дения, убедительного довода при доказательстве вашего собствен­ного мнения по данному вопросу. Такое высказывание необходи­мо выписать дословно с обязательным указанием источника, откуда оно взято, и страницы, на которой расположено. Запись делайте сразу в соответствии с требованиями к оформлению биб­лиографического описания, чтобы не пришлось потом снова ра­зыскивать источник, если вы используете сделанную вами вы­писку в качестве цитаты в какой-то научной работе.

В другом случае, наоборот, встреченное вами высказывание вызывает несогласие, желание поспорить, развить или допол­нить выраженную в нем идею, мысль. Тогда необходимо, выпи­сав его дословно (не забудьте также указать, откуда оно взято!), тут же кратко изложить свои возражения или комментарии. Если вы не сделаете этого сразу, то потом, скорее всего, забудете свои мысли по этому поводу, а они могут вам пригодиться впос­ледствии, при изложении результатов научной работы — будь то доклад, реферат, курсовая или дипломная работа.

Выписки лучше делать на отдельных листочках или карточ­ках, потому что ими удобнее пользоваться. По мере накопления таких выписок их можно систематизировать: разделить по воп­росам, темам, проблемам и т. п., чтобы использовать по мере надобности как в учебной, так и в научной работе (3).

Конспект(от лат. conspectus «обзор») – это краткое изложение содержания научной работы. Это сокращенный текст, из которого исключена второстепенная информация объяснительного, разъяснительного, иллюстративного характера.

Назначение конспекта:

· подразумевает объединение плана, выписок и тезисов;

· показывает внутреннюю логику изложения;

· содержит основные выводы и положения, факты, доказательства, приемы;

· отражает отношение составителя к материалу;

· может использоваться не только составителем, но и другим человеком.

 

Виды конспектов:
Плановый Текстуальный Свободный Тематический
Составляется при помощи предварительного плана; каждому его пункту соответствует определенная часть конспекта Составляется преимущественно из цитат, которые связаны логическими переходами Сочетание выписок, цитат, иногда тезисов Не отражает всего содержания текста, отрабатывает лишь определенную тему, отвечает на конкретный вопрос
хронологический обзорный
Отражает хронологическую последовательность событий на фоне показа самих событий Раскрывает конкретную тему с использованием чаще всего нескольких источников
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...