Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конкурентоспособность товара и




ПАРАМЕТРЫ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Конкурентоспособность товара - это способность товара быть проданным. В основе этой способности лежит целый комплекс потребительских и стоимостных параметров. Требования к этому «комплексу» и степень важности параметров в значительной степени зависят от вида продукции и определяются потребителем.

Конкурентоспособность- величина не абсолютная. Она может быть выявлена в результате сравнения товаров-аналогов.

Можно выделить следующие потребительские и стоимостные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара:

1. Технические параметры:

а) параметры назначения;

б) эргономические;

в) конструктивные;

г) эстетические.

2. Нормативные параметры

3. Организационные параметры

4. Экономические параметры

Одним из традиционных методов определения конкурентоспособности является метод расчёта единичных и групповых показателей, на базе которого определяется интегральный показатель конкурентоспособности.

Этот метод включает в себя следующие этапы:

1 этап - выбирается база сравнения.

2 этап - выделяются наиболее значимые для потребителя критерии. 3 этап - по каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (g i).

Если увеличение значения критерия влечёт за собой повышение качества, то

(4.1)

а если снижение, то

(4.2)

Pi - значение критерия сравниваемого образца;

Pбi - значение критерия базисной модели.

4 этап – внутри каждой группы критериев производят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителей и, в соответствии с этим, присваивают им вес:

а П - коэффициент значимости для потребительских критериев;

а Э - коэффициент значимости для экономических критериев.

Причём:

, (4.3)

где n и m – количество потребительских и экономических параметров соответственно.

5 этап – проводится расчёт группового показателя как сводного параметрического индекса конкурентоспособности:

, (4.4)

 

, (4.5)

где QП и QЭ – сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским и экономическим свойствам соответственно.

QЭ (параметрический индекс конкурентоспособности по экономическим свойствам) можно рассчитать вторым методом.

 

, (4.6)

 

где SПотр i - цена потребления сравниваемого образца

SПотр бi - цена потребления базисной модели

SПотр= SПрод + М, где

SПрод - продажная цена модели

М - суммарные расходы потребителя за весь срок службы данной модели

6 этап – рассчитывается интегральной показатель конкурентоспособности

, (4.7)

если К>1, то уровень качества выше уровня затрат и товар является конкурентоспособным;

Если К<1, то товар неконкурентоспособный на данном рынке.

Вопросы

1. Что такое конкурентоспособность товара?

2. Назовите основные параметры, характеризующие конкурентоспособность товара.

3. Назовите основные преимущества, позволяющие вам лидировать в конкурентной борьбе.

4. Какие существуют методические подходы к определению конкурентоспособности товара?

5. Как осуществляется анализ конкурентоспособности товара на конкретных рынках?

6. Что такое «качество» и как оно соотносится с конкурентоспособностью товара?

7. Предприятие – изготовитель бытовых электроприборов, анализируя свои экспертные возможности, осуществило оценку конкурентоспособности выпускаемой продукции. Учитывая современный технический уровень и высокое качество изготовления приборов, специалисты предприятия сочли свой товар конкурентоспособным на внешних рынках. Достоверна ли такая оценка? Ответ обоснуйте.

Упражнения

1. По результатам исследования внешних рынков, которые по заказу производителя холодильников - предприятия «Норд» - осуществила специализированная маркетинговая фирма, выбран целевой рынок в достаточно развитой стране. Национальное производство бытовых холодильников удовлетворяет спрос лишь на 20 – 25 %, поскольку главное внимание этой отрасли промышленности уделяется морозильным камерам. В этой связи интерес зарубежных фирм холодильников к этому рынку достаточно высок. Однако в силу ряда причин лишь сравнительно небольшие фирмы на сегодняшний день владеют той или иной долей рынка холодильников в этой стране. Последнее обстоятельство, послужило одним из критериев выбора этой страны для экспорта холодильников предприятием «Норд», поскольку оно впервые выходит на внешний рынок и не уверено в возможности успеха в конкурентной борьбе с крупными зарубежными фирмами, производителями холодильников на других рынках.

Наиболее известными для потребителей бытовых холодильников на целевом рынке являются следующие фирмы: «Лехел» (10% рынка), «Феникс» (5% рынка), «Антей» («Минск 15М» 5% рынка), «Снайга» (3% рынка).

Предприятие «Норд» выпускает три марки холодильников «Пурга»; «Сириус»; «Фриз». Ежегодный выпуск – 1 млн. холодильников, планируемый объем экспорта – 600 – 500 тыс. шт.

1. Используя методику расчета единичных и групповых показателей, оцените показатели конкурентоспособности 3-х марок холодильников предприятия «Норд».

Основываясь на результатах анализа уровня конкурентоспособности данных товаров, из 3-х марок бытовых холодильников, выберите одну, которая в наибольшей степени соответствует условиям целевого рынка.

Таблица 4.1

Параметры качества

№ п/п Параметр Марка холодильника Коэффициент значимости параметров
«Сириус» «Пурга» «Фриз» «Лехел» «Феникс» «Сайга» «Минск 15М»
  Надежность ресурса /тыс.ч.                
  Экономичность кВт.ч. / сут. 1,65 1,10 1,25 0,90 1,30 1,75 1,65  
  Наработка на отказ, тыс.ч.                
  Температура низкотемпературного отделения (НТО) -12 -15 -12 -12 -18 -10 -12  
  Емкость НТО, дм3                
  Объем, л                
  Дизайн в баллах по 10-бальной шкале                
  Сохранность продуктов при отключении электроэнергии, ч.                
  Материалоемкость, кг                

 

Таблица 4.2

Стоимостные характеристики

№п/п Стоимостные характеристики Марка холодильника
«Сириус» «Пурга» «Фриз» «Лехел» «Феникс» «Снайга» «Минск –15М»
  Цена (в условной валюте)              
  Суммарные расходы потребителей за весь срок службы              

 

2. Одним из наиболее динамично развивающихся российских рынков является рынок туристских услуг, в первую очередь такой его сегмент, как морские круизы. Предложение круизов существенно превышает спрос на них.

В этих условиях туристические фирмы вынуждены искать нестандартные пути привлечения клиентов.

Определились два основных направления:

а) предоставление скидок (детям, пенсионерам, молодоженам, вкладчикам некоторых банков);

б) расширение преимущественно географической тематики круизов и его культурной программы, состоящей в основном из выступлений одних и тех же «звезд».

Предложите собственные варианты повышения конкурентоспособности туристической фирмы, занимающейся организацией морских круизов.

3. Выбрать товар и по данным характеристикам выполнить анализ его конкурентоспособности (см. таблицу 4.3).

 

Таблица 4.3

Факторы конкурентоспособности   Ваша фирма Конкуренты
А Б В
Продукт:   Качество Технические параметры Право замены изделия Стиль Престиж торговой марки Надежность Защищенность патентами Уровень ремонтного обслуживания Многовариантность в использовании Упаковка Универсальность Срок службы Габариты   Цена: Прейскурантная Налоговая скидка Скидка с цены, % Срок платежа Условия кредита Условия финансирования   Сбыт: Прямая доставка Торговые представители Оптовые посредники Комиссионеры и маклеры Дилеры Степень охвата рынка Система транспортировки Система контроля   Продвижение товаров на рынке: Реклама Индивидуальная продажа: а) стимул для потребителей; б) демонстрация; в) показ образцов изделий;   Продвижение продуктов по каналам торговли: а) продажа на конкурентной основе; б) премии торговым посредникам; в) купоны; г) телевизионный маркетинг; д) упоминание        
Общее количество баллов        

4. Вы открыли ателье по пошиву верхней одежды в центре города. Затем решили выяснить, как работает ваш сильный конкурент, ателье которого расположено в двух кварталах от вашего. Оказалось, что компания-конкурент работает на этом месте уже 15 лет и заслуживает хорошую репутацию у клиентов. Но в последнее время там выросли цены. Кроме того, владелец ателье недостаточно вежлив с клиентами, он отказывается возвращать деньги за некачественный пошив. Однако говорят, что дела в этом ателье идут успешно и оно не испытывает финансовых затруднений.

Определите:

Таблица 4.4

Сильные стороны конкурента Слабые стороны конкурента
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.

 

Тесты

1. Конкурентоспособность товара – это:

а) самый высокий уровень качества;

б) способность товара конкурировать с аналогами на конкретном рынке в определенный период времени;

в) способность товара конкурировать на мировом рынке;

г) самая низкая себестоимость;

д) способность товара конкурировать с аналогичными видами продукции на мировом рынке.

2. Составляющими конкурентоспособности товара являются:

а) технический уровень;

б) сертифицированная система обеспечения качества;

в) совокупность эстетических показателей качества товара;

г) базисные условия контракта.

3. Может ли товар, превосходящий по качеству конкурирующие аналоги, быть неконкурентоспособным на данном рынке:

а) да;

б) нет.

4. Можно ли сделать вывод о конкурентоспособности товара, определив его полное соответствие требованиям международного стандарта:

а) да;

б) нет.

5. Нормативные параметры конкурентоспособности товара характеризуют:

а) свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке;

б) внешнее восприятие товара;

в) соответствие товара свойствам человеческого организма.

6. Экономические параметры конкурентоспособности товара характеризуют:

а) суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара;

б) свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнять;

в) внешнее восприятие товара.

7. Эргономические параметры конкурентоспособности товара характеризуют:

а) соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций;

б) свойства товара, определяющие области применения и функции, которые он предназначен выполнить;

в) свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке.

8. Какие параметры включают в себя систему скидок, условия платежей и поставок, комплектность поставки, сроки и условия гарантий:

а) организационные;

б) нормативные;

в) технические;

г) экономические.

9. Какие параметры характеризуют соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций:

а) эргономические;

б) конструктивные;

в) эстетические.

10. Какие параметры отражают конструктивно-технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие такие свойства товара как надежность и долговечность:

а) эргономические;

б) конструктивные;

в) эстетические.

 

 

11. Какие параметры характеризуют внешнее восприятие товара:

а) эстетические;

б) конструктивные;

в) эргономические.

12. Какие параметры характеризуют свойства товара, определяют области применения и функции, которые товар предназначен выполнять:

а) параметры назначения;

б) эргономические;

в) конструктивные.

13. Какие параметры характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать:

а) нормативные;

б) организационные;

в) экономические.

14. Какие параметры характеризуют суммарные затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара:

а) экономические;

б) организационные;

в) нормативные.

15. Расположите этапы определения конкурентоспособности методом расчета единичных и групповых показателей в соответствующем порядке:

а) выбор базы сравнения;

б) выделение наиболее значимых для потребителя критериев;

в) расчет единичного показателя конкурентоспособности;

г) расчет интегрального показателя конкурентоспособности;

д) расчет группового показателя;

е) ранжирование показателя по степени их значимости для потребителя.

16. Какой вариант базы сравнения лучше использовать для группы товаров, имеющих аналоги уже выведенных на рынок:

а) лучший из уже существующих на целевом рынке или в мире товаров-конкурентов;

б) более совершенный образец, появление которого ожидается в ближайшем будущем;

в) некоторый абстрактный эталон.

17. Какой вариант базы сравнения лучше использовать для группы товаров, имеющих аналоги и находящиеся в стадии разработки:

а) некоторый абстрактный эталон;

б) более совершенный образец, появление которого ожидается в ближайшем будущем;

в) лучший из уже существующих на целевом рынке или в мире товаров-конкурентов.

18. Какой вариант базы сравнения лучше использовать для группы товаров не имеющих аналогов:

а) лучший из уже существующих на целевом рынке или в мире товаров-конкурентов;

б) более совершенный образец, появление которого ожидается в ближайшем будущем;

в) некоторый абстрактный эталон.

19. Если интегральный коэффициент конкурентоспособности товара больше единицы, товар является:

а) конкурентоспособным;

б) неконкурентоспособным.

 

 

ТЕМА № 5

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...