Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Принцип интеграции традиционных и инновационных ценностей




Интеграция традиционного и инновационного — сложный, противоречивый процесс. Педагогические инновации могут рас­сматриваться как ценность только в том случае, если они гумани­стичны, т.е. способствуют развитию индивидуальности школьни­ка, направлены на развитие позитивных отношений педагогов и Учащихся.

Под инновацией понимается целенаправленное изменение, ко­торое вносит новые, относительно стабильные элементы в опре­деленную социальную единицу — организацию, общество, сферу деятельности. Исследованием нововведений занимается наука инноватика, которая возникла в 30-е гг. XXв. на Западе как отра­жение обострившейся в условиях кризиса потребности фирм в деятельности по разработке и внедрению новых услуг. Вначале предметом ее изучения были экономические и социальные зако­номерности создания и распространения научно-технических нововведений, затем она стала изучать нововведения в различных сферах деятельности. К семидесятым годам инноватика стала слож­ной, разветвленной отраслью, использующей знание философии и социологии, психологии и культурологии, экономики и других наук.

В настоящее время различают следующие виды инноваций, в том числе в образовании: долговременные и кратковременные радикальные и реформистские, авторитарные и либеральные. Од­нако любая инновация так или иначе взаимосвязана со старыми предшествующими формами деятельности, основана на них. По отношению к предшествующему инновации в образовании делят на замещающие, открывающие, отменяющие и ретронововведения. Например, замена традиционной контрольной работы ком­пьютерной проверкой знаний — заменяющая инновация, а по­явившийся новый учебный предмет, к примеру «Педагогическая аксиология», — открывающая инновация, создающая новую сферу деятельности. Инновация может носить как теорети­ческую, так и практическую ориентацию, однако без теоретиче­ского обоснования результативность практического нововведения может быть сведена до минимума. Инновация осуществляется лег­че, если есть преимущество нового по сравнению со старым, если новое совместимо с существующими ценностями и опытом.

Задачей педагогической аксиологии является определение зна­чимости нового в образовании в зависимости от изменения цен­ностей культуры и общества, от психологических особенностей школьников, воспринимающих инновацию и т.п.

Названные принципы являются основой более полного обо­снования иерархии ценностей образования, представляющей со­бой совокупность субъективных ценностей как образцов ориента­ции сознания и поведения школьников.

Логико-структурное построение педагогической аксиологии от­ражает иерархию ценностей образования.

Основу содержания образования составляют знания. Они по­зволяют индивиду самостоятельно мыслить, выразить себя, ори­ентироваться в окружающем мире, оставаться человеком. Для лю­бой из множества существующих образовательных систем знание является ценностью и даже при утрате актуальности фактическо­го знания в современной ситуации, характеризующейся стреми­тельным ростом объема информации, знание сохраняет свою об­разовательную и познавательную ценность, являясь результатом практической деятельности. Поэтому в иерархии образовательных ценностей знание относится к группе доминантных ценностей. К ним относятся также деятельность людей по созданию поня­тий, схем, образцов, концепций, обеспечивающих воспроизвод­ство и изменение их бытия, а также ориентацию в окружающем мире — познавательная деятельность, направленная на духовно-теоретическое освоение человеком окружающего мира. Знания фик­сируют результаты этого освоения. Познавательная деятельность творческая, создающая понятия, образы и концепции, выходя­щие за рамки познавательных норм. Она не поддается стандарти­зации и предполагает наличие у ее субъекта познавательной ак­тивности.

Усилившееся в последнее время внимание ученых к личност­ному аспекту познавательной деятельности, рассмотрение лич­ностных детерминант познания позволяют отнести к разряду до­минантных ценностей ценность общения, без которого невозмож­на совместная деятельность субъектов образования.

Важным инструментом нормативного регулирования отноше­ний субъектов образования, способствующим выработке и со­гласованию общезначимых схем их взаимодействия, являются стандарты. Стандарт предполагает разработку содержательной ха­рактеристики образовательного результата, которая представле­на как система показателей и критериев, отражающих существен­ные связи. Поиск показателей и критериев образовательного ре­зультата приводит к понятию «нормы», которая отражает связь общего и особенного в образовании. Стандарт предполагает на­личие двух границ: выход за нижнюю границу означает потерю Качества образования, открытость верхней границы обеспечивают духовное становление личности, актуализацию ее личностно­го потенциала.

К группе нормативных ценностей относятся также моральные, нравственные нормы, определяющие деятельность субъектов об­разования в общем виде и не регламентирующие в деталях пове­дение человека, а предполагающие наличие у индивида достаточ­но развитой способности нормировать и регулировать свои по­ступки самостоятельно, руководствуясь ответственностью.

Выделение стимулирующих ценностей основывается на пони­мании педагогики как технологичной науки, определяющей про­цесс движения от цели педагогической деятельности к ее резуль­тату. Однако оценить результативность педагогической деятельно­сти во многих случаях очень трудно. Хорошо или плохо обучен человек, можно понять много лет спустя, при этом один и тот же человек может быть обучен чему-либо хорошо, а чему-то плохо. Организация процесса обучения как становления мышления уча­щегося, расположение учебного материала в определенном по­рядке, обеспечивающем это становление, — основная задача ме­тодики. Ценность методики в том, что она, с одной стороны, задает общее основание для преподавания, а с другой — дает сво­боду учителю, предусматривая различные индивидуальные спо­собы и приемы деятельности, ее вариативность. Как бы ни пони­малась методика: обобщение опыта; описание образцов деятель­ности; рефлексия предметной деятельности, ее обоснование, — она задает целесообразный способ преподавания, стимулирую­щий познавательную деятельность ученика, развитие его чувств, духовности, опираясь при этом на закономерности развития че­ловека и руководствуясь образовательными целями.

К данной группе относятся также традиционные и инновацион­ные педагогические технологии и ценности контроля (тесты, экза­мены, зачеты и т.п.), ориентированные на создание условий, не­обходимых для достижения результата — формирование образо­ванной личности. Здесь учитывается определенное противоречие: понятие образованности включает в себя личностные характерис­тики, с одной стороны, и подразумевает некоторую стандартиза­цию — с другой. В то же время личностные характеристики трудно поддаются стандартизации.

Сопутствующими считаются ценности, направленные на каче­ство познания: учебные умения; понимание учеником изучаемых предметов и явлений, являющееся качественной характеристи­кой результата образования.

Доминантные, нормативные, стимулирующие, сопутствую­щие ценности взаимосвязаны, их иерархическая структура со­ставляет теоретическое основание педагогической аксиологии, способствуя формированию творческой, созидающей деятельно­сти, направленной на создание материальных и духовных цен­ностей общества.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Однако произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис существенно затормозил позитивные изменения. Государство во многом ушло из образования, которое вынуждено было заняться самовыживанием, в значительной мере абстрагируясь от реальных потребностей страны. В современных условиях образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности. Устаревшее и перегруженное содержание школьного образования не обеспечивает выпускникам общеобразовательной школы фундаментальных знаний, важнейших составляющих стандарта образования наступившего века: математики и информатики (включая умения вести поиск и отбор информации), русского и иностранных языков, базовых социальных и гуманитарных дисциплин (экономики, истории и права). Профессиональное образование, в свою очередь, еще не способно в должной мере решить проблему "кадрового голода", обусловленного новыми требованиями к уровню квалификации работников. В то же время многие выпускники учреждений профессионального образования не могут найти себе работу, определиться в современной экономической жизни. В условиях экономического расслоения общества все эти недостатки системы образования усугубились неравным доступом к качественному образованию в зависимости от доходов семьи. В переходный период своего развития страна должна разрешитьсвои назревшие социальные и экономические проблемы не за счет экономии на общеобразовательной и профессиональной школе, а на основе ее опережающего развития, рассматриваемого как вложение средств в будущее страны, в котором участвуют государство и общество, предприятия и организации, граждане - все заинтересованные в качественном образовании. В этой связи предстоит обеспечить опережающий рост затрат на образование, существенное увеличение заработной платы работникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Должна быть повышена инвестиционная привлекательность образования для вложения средств предприятий, организаций и граждан, модернизированы действующие в образовании организационно-экономические механизмы, что позволит увеличить объем внебюджетных средств в образовании, а также кардинально улучшить использование этих средств,направив их непосредственно в учебные заведения. В условиях ожидаемого демографического спада контингент учащихся сократится практически на одну треть, что создает ситуационный резерв для внутрисистемного маневра ресурсами в целях рационализации сети общеобразовательных учреждений, поддержки инновационных школ и других "точек роста" в образовании.Меры государственной поддержки образования будут сочетаться с усилением роли органов государственной власти и управления образованием в обеспечении совместно с общественностью высокого и современного качества работы образовательных учреждений и организаций,независимо от их организационно-правовых форм, систематическом анализе перспективных потребностей рынков труда. Цели и основные задачи модернизации образованияГлавная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект. Интересы общества и государства в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а потому определение направлений модернизации и развития образования не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в первоочередном порядке следующие приоритетные, взаимосвязанные задачи: - обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;- достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;- формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;- повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;- развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление модернизации образования затрагивает практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных учреждений и учитываться при проведении модернизации образования.

 

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.

На современном этапе развития России образование, в его неразрывной, органичной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, что делает его одним из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны благополучия каждого гражданина. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамичного развития российского общества - общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.

Надлежит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Необходимо использовать все возможности для социальной защиты детей и подростков, лишенных попечения родителей. Важной задачей также является формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одаренных, талантливых детей и молодежи. В условиях приоритетной поддержки образования со стороны государства система образования должна обеспечить эффективное использование своих ресурсов - человеческих, информационных, материальных, финансовых.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...