Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности «большой науки» XX века




В XX веке наука и техника стали подлинными локомотивами истории, они дали человеку огромную силу. Современная наука, называемая «большой наукой», характеризуется массовым привлечением ученых в ла­боратории и конструкторские отделы промышленных предприятий и фирм. Деятельность ученого строится здесь на индустриальной основе: он решает вполне конкретные задачи, диктуемые не логикой развития той или иной научной дисциплины, а потребностями совершенствования, обновле­ния техники и технологии.

Деятельность ученого мотивируется при этом не столько ценностями искания истинного знания, сколько ценностями получения практического эффекта. Создание постоянных каналов для практического использования научных знаний имеет значительные последствия и для науки и для окру­жающей её социальной среды.

Наука, наряду с тем, что она получает новый мощный импульс для своего развития и укрепления своей социальной роли, обретает и такие формы организации, которые намного облегчают непрерывный ток её ре­зультатов в сферу техники и технологии. И общество со своей стороны все более ориентируется на устойчивую и непрерывную расширяющуюся связь с наукой. Для современной промышленности новые научные знания и методы, повышающие её эффективность, становятся обязательными ус­ловиями существования и воспроизводства многих видов деятельности, возникших в свое время вне всякой связи с наукой, не говоря уже о тех, которые ею порождены.

Особенности, свойственные «большой науке»:

• резко возросшее число учёных. В конце XVIII века их было около
тысячи, в середине XIX века – 10 тысяч, в 1900 году – 100 тысяч, к концу
XX века – свыше 5 миллионов. Около 90 % всех ученых, когда-либо живущих на Земле, являются нашими современниками;

• рост научной информации, информационный взрыв. В XX столетии
мировая научная информация удваивалась за 10 – 15 лет. В 1800 году в
мире было 100 научных и технических журналов, в 1850 – 1000, в 1900 – 10 тысяч, в 1950 – 100 тысяч, к концу XX века – несколько сот тысяч. Свыше 90 % всех важнейших научно-технических достижений приходится на ХХ век. Ученый сегодня должен прилагать огромные усилия для того, чтобы быть в курсе тех достижений, которые осуществляются в узкой области его специализации и в смежных областях;

• изменение мира науки. Наука сегодня охватывает огромную об­ласть знаний, включая около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом. Современная наука даёт целостную кар­тину возникновения и развития Метагалактики, появления жизни на Земле и основных стадий ее развития, возникновения и развития человека, функционирования общества. Ученые считают, что существуют огромные возможности дальнейшего развития науки, радикального изменения на основе ее достижений наших представлений о мире и его преобразовании. Особые надежды здесь возлагаются на науки о живом, человеке, обществе.

• превращение научной деятельности в особую профессию. Вплоть до XIX века у подавляющего числа учёных научная деятельность не была главным источником их материального обеспечения. Работая в университетах, ученые обеспечивали свою жизнь за счет оплаты их преподавательской работы. Сегодня ученый – это особая профессия, причём массовая. В развитых странах на науку сейчас затрачивается 2 – 3 % всего валового национального дохода. Для примера можно привести динамику роста ассигнований на науку в СССР и в США (табл. 1).

Таблица 1

 

Год Расходы на науку СССР, млрд руб. Расходы на науку США, млрд дол.
  0,3 1,1
  1,0 4,8
  3,9 13,7
  11,7 26,1
  22,3 62,6
  33,1 145,4
  17,1 (Россия) 282 (2001)

 

В 2005 году расходы на науку составили в России 58 млрд рублей, в США – 285 млрд долларов.

Наука является теперь приоритетным направлением в деятельности государства, которое оказывает ей всемерную помощь. В то же время наука использует огромное давление со стороны общества. Важной проблемой современной науки является вопрос об ответственности ученых перед обществом.

Рассмотрев вопросы становления и развития науки, следует остано­виться на тех течениях, которые по-разному их анализируют – экстерна-лизме и интернализме.

Сторонники экстернализма (Дж. Бернал, Т. Кун, А.А. Богданов, Р. Мертон) полагают, что наука возникает под влия­нием внешних причин,

 

она детерминирована социальными, экономиче­скими и техническими факторами. Действительно, основой познания, в том числе и научного, является практика, потребности материального и духовного производства. Астрономия выросла из потребностей морепла­вания, математика – из необходимости счета, измерения площадей и вме­стимости сосудов. Экстерналисты считают, что познавательный интерес всегда замкнут на определенный практический интерес. Крайние экстерналисты утверждают, что появление науки обусловлено экономическими и военными потребностями нарож­дающегося капиталистического общества. Недостаток экстернализма со­стоит в недооценке роли внутренних факторов развития науки: мировоз­зренческих установок, ценностных ориентаций, идеологических взглядов и других компонентов духовной жизни общества.

Интернализм (А. Койре, К. Поппер, И. Лакатос) основное внимание уделяет внутренним факторам раз­вития науки, ее относительной независимости от внешних социальных обстоятельств. По их мнению, наука возникает как отражение духовной культуры эпохи, закономерности её развития, изменения способа мышле­ния. Многие открытия в науке возникали в результате ее автономного раз­вития, вне связи с практикой, порой случайно. Наука развивается по своим собственным закономерностям, обладает внутренней логикой развития. Интерналистское направление не учитывает важные факторы изменения духовной культуры, её детерминированности социально-экономическими преобразованиями в обществе.

Согласно эмпиристской версии интернализма, источником роста научного знания является установление новых фактов. Теория создается впоследствии в результате систематизации и обобщения фактов.

Сторонники рационалистской версии интернализма считают, что основу динамики научного знания составляют теоретические изменения – либо выдвижение новых идей, либо перекомбинации уже имеющихся положений.

При решении вопроса о выборе между экстернализмом и интернализмом необходимо избегать крайностей. Ни один из факторов социальной среды (потребности экономики, техники, идеологические ценности), ни даже социокультурная среда в целом не могут детерминировать появление новой идеи. Роль социокультурной среды состоит в том, что она «провоцирует» рождение конкретной идеи, способствует ее появлению.

Интерналисты фактически призывают абстрагироваться от социального и исторического времени бытия науки. Они преувеличивают роль случайности и индивидуального творчества ученых (Появился Ньютон и открыл законы механики и т.д.).

В истории науки необходимо всегда учитывать взаимосвязь как внутринаучных, так и социокультурных факторов развития научного знания. Обусловленность процессов возникновения и развития науки потребностями общественно-исторической практики – главный источник, основная движущая сила этих процессов. Не только развитие науки соответствуют развитию практики, но и разделение научного знания, дифференциация наук также отражают определенные этапы развития практики, разделения труда. Практика в процессе научного познания выполняет следующие основные функции:

- является источником познания потому что все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями. В частности, математические знания возникли из необходимости измерять земельные участки, вычислять площади, объемы, исчислять время;

- выступает как основа научного познания, его движущая сила. Она пронизывает все его стороны, моменты, формы, ступени от его начала и до его конца. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, приборами, оборудованием, без которых, особенно в современной науке, оно не может быть успешным;

- служит целью научного познания, ибо оно осуществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы направлять и регулировать деятельность людей. Задача ученого состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять изучаемые объекты, но и в том, чтобы использовать полученные знания для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни;

- является критерием истинности научного знания. Если знание истинно, верно отражает действительность, то практика подтвердит это своей успешностью, если знание ложно – практика выявит это провальными результатами. Критерий практики носит исторический и деалектический характер. Это значит, что он одновременно определен и неопределен, абсолютен и относителен. Абсолютен он в том смысле, что другого критерия истинности нет, и в том, что подтвержденное практикой знание является абсолютной истиной, т.е. только развивающаяся практика может окончательно доказать те или иные научные положения. В то же время данный критерий относителен, ибо практика ограничена возможностями науки, техники и самого познавающего субъекта, она не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные наукой в процессе познания.

В современной методологии науки процедура проверки научных положений выражается понятиями «верификация» и «фальсификация».

Понятие «верификация» означает процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки. Последняя заключается в соотнесении данного утверждения с реальностью с помощью наблюдения, измерения или эксперимента.

Понятие «фальсификация» означает процедуру, устанавливающую ложность гипотезы, теории или другого научного утверждения в результате их эмпирической проверки. Один негативный факт может опровергнуть научное положение, в то же время множество положительных научных фактов только повышают степень их истинности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...