Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Закономерности и тенденции развития науки




 

Несмотря на детерминированность общественной практикой и ее потребностями, наука развивается по своим собственным закономерностям, она обладает относительной самостоятельностью и внутренней логикой развития.

Более чем трехсотлетняя история науки позволяет выделить в ней ряд закономерностей. Иногда они называются особенностями, тенденциями, особенно в применении к современной науке.

Непрерывное, динамичное накопление информации. Именно кумуля­тивный характер науки отличает её от других институтов, таких как рели­гия, философия и искусство.

На каждом новом этапе своего развития наука использует фактиче­ский материал, методы исследования, гипотезы, законы, теории, научные понятия предшествующих эпох и по своему содержанию является их про­должением. Поэтому в каждый определенный исторический период разви­тие науки зависит не только от достигнутого уровня развития производст­ва и социальных условий, но и от накопленного ранее знания, выработан­ной системы понятий и представлений, обобщившей предшествующий опыт и знания. Известна знаменитая фраза Ньютона: «Я стоял на плечах гигантов». Каждый шаг науки подготавливается предшествующим этапом, и каждый ее последующий этап закономерно связан с предшествующим. Эта преемственность включает в себя момент критического анализа и творческого преобразования. Преемственность представляет собой орга­ническое единство двух моментов: наследования и критической перера­ботки. Процесс преемственности в науке выражается во взаимосвязи двух противоположных сторон единого процесса развития науки – традиции и новации.

Новации выражаются в том, что наука формирует новые факты, от­крывает новые миры, формулирует новые законы, происходит концентра­ция знания – его обобщение и систематизация. К современному этапу раз­вития науки вполне применимо понятие «экспоненциальный рост количе­ства информации», – т.е. удвоение информации за каждые десять лет. Это связа­но с ростом ассигнований на научно-исследовательские работы, ростом числа научных организаций, возрастанием численности учёных, новыми технологиями научного труда.

Еще Ф. Энгельс обратил внимание, что наука развивается ускоренно и со времени своего возникновения она движется вперед пропорционально квадрату расстояния (во времени) от своего исходного пункта. Ускоренное развитие науки есть следствие ускоренного развития производительных сил общества. Это привело к непрерывному накоплению знаний, в результате чего их объем, находящийся в распоряжении ученых последующего поколения, значительно превышает объем знаний предшествующего поколения.

Ускорению темпов развития науки способствует сокращение сроков перехода от одной ступени научного познания к другой, от научного открытия к его практическому применению. Если в прошлом открытие и его применение отделились десятками лет, то теперь эти сроки исчисляются несколькими годами.

В условиях бурного роста науки возникает ряд острых проблем. Одна из них – задача ориентировки в огромной массе научного материала, в колоссальном количестве научных публикаций. В ряде случаев оказывается проще заново решить какую-либо проблему, чем найти те источники, где уже содержится ее решение. В этом вопросе сегодня огромную помощь оказывают ЭВМ и другие высокотехнологичные технические средства поиска и обработки научной информации.

Ускорению темпов развития науки способствовало и развитие средств сообщения, облегчавшие обмен идеями. Оно также связано с развитием производительных сил, с совершенствованием техники и технологии. В свою очередь ускорение развития науки обусловливает ускорение развития производительных сил. Именно из закона ускоренного развития науки как его следствие вытекает все увеличивающееся влияние науки на развитие общества, на все стороны жизни людей.

Традиции в науке – это знания, накопленные предшествующими поколениями ученых, передающиеся последующим поколениям и сохраняющиеся в конкретных научных сообществах, научных школах, направлениях, отдельных научных дисциплинах. Множественность традиций дает возможность выбора новым поколениям исследователей тех или иных из них.

Неравномерность развития, его скачкообразность. Преемственность научного познания выступает как единство постепенных, спокойных, количественных и коренных, качественных изменений. Эти две стороны науки тесно связаны и в ходе ее развития сменяют друг друга как своеобразные этапы данного процесса.

Луи де Бройль отмечал, что в развитии науки «эпохи относительной стабильности отделены друг от друга краткими периодами кризисов, во время которых под давлением фактов, ранее мало известных или вовсе неизвестных, ученые вдруг ставят под сомнение все принципы, казавшиеся

до этого вполне незыблемыми, и через несколько лет находят совершенно новые пути. Такие необходимые повороты всегда характеризуют решащие этапы в прогрессивном развитии наших знаний»1.

Этап количественных изменений науки – это постепенное накопление новых фактов, данных наблюдения и эксперимента в рамках существующих теоретических положений. В связи с этим идет процесс расширения, уточнения сформулированных теорий, понятий и принципов. Несмотря на устойчивость господствующих положений, в науке появляются и накапливаются факты, противоречащие им. Возникает кризисная ситуация в науке, когда существующие теоретические построения не в состоянии объяснить новые факты и открытия, а новой системы знания нет. В эту эпоху усиливается внимание к анализу оснований науки, ее философским проблемам. На определенным этапе развития науки происходит качественный скачок, создание новых теоретических концепций – научные революции. Создание новых теорий позволяет объединить, синтезировать и объяснить все аномальные факты науки. Старые теоретические положения постепенно теряют своих сторонников и новые концепции становятся господствующими, общепринятыми научным сообществом.

Примерами подобных революций являются создание гелиоцентрической системы мира Коперником, создание теории относительности Эйнштейном. Крупные изменения происходят в современной науке, особенно связанные с формированием и бурным развитием синергетики, электроники, генной инженерии. Научная революция подводит итог предшествующему периоду познания, поднимает его на новую, высшую степень. Очищая науку от заблуждений, она открывает новые объекты и методы исследования, ускоряя тем самым темпы развития науки.

Дифференциация и интеграция научного знания. Развитие науки характеризуется диалектическим взаимодействием двух противоположных процессов – дифференциацией и интеграцией. Если в Древней Греции все знание существовало в рамках единой натурфилософии, то по мере ее развития, возрастания информации в XVI – XVII веках от натурфилософии отпочковываются такие отрасли, как механика, физика, химия, биология. Эти науки в дальнейшем подразделяются на отдельные научные дисциплины. Так, в современной физике насчитывается около трех тысячи научных дисциплин, в современной геологии – свыше ста двадцати. Как только биологи углубились в изучение живого и поняли огромное значение химических процессов и превращений в клетках, тканях, организмах, началось усиленное изучение этих процессов, что

привело к возникновению новой науки – биохимии. Точно так же необходимость изучения физических процессов в живом организме привело к __________________________

1 Бройль Л. По тропам науки. М., 1962. С. 9.

 

взаимодействию биологии и физики и возникновению пограничной науки – биофизики. Аналогичным путем возникли химическая физика, геофизика, геохимия, физическая химия и т.д. Возникают и такие научные дисциплины, которые находятся на стыке трех наук, как, например, биогеохимия. Основоположник биогеохимии В.И. Вернадский считал ее сложной научной дисциплиной, поскольку ее предмет – это взаимосвязанные биологические процессы на земле в их химическом проявлении.

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знания. Она ведет к специализации и разделению научного труда. Новые дисциплины образуются либо при углубленном изучении объекта, что приводит к его членению, либо в случае применения новых методов исследования, либо в результате взаимодействия ряда наук. Процесс дифференциации научного знания неизбежен и оправдан, ибо он способствует всестороннему и углубленному изучению объектов познания. Одновременно с процессом дифференциации происходит и процесс интеграции – объединения и взаимного проникновения, синтеза наук и научных дисциплин, объединение их в единое целое. Это особенно характерно для современной науки, где сегодня бурно развиваются такие синтетические, общенаучные области научного знания как кибернетика, экология, синергетика, строятся интегративные картины мира. Большим новым явлением научной мысли ХХ века, по В.И. Вернадскому, является то, что «впервые сливаются в единое целое все до сих пор шедшие в малой зависимости друг от друга, а иногда вполне независимо, течения духовного творчества человека. Перелом научного понимания Космоса совпадает, таким образом, с одновременно идущим глубочайшим изменением наук о человеке. С одной стороны, эти науки смыкаются с науками о природе, с другой – их объект совершенно меняется»1. Интеграция наук убедительно и все с большей силой доказывает единство окружающего нас мира, действительности.

В современной науке получает все большее распространение объединение наук для решения крупных задач и глобальных проблем, выдвигаемых практическими потребностями. Такой комплексной сложной проблемой, потребовавшей объединения усилий ученых самых различных специальностей, стала проблема исследования Космоса. Решение очень актуальной сегодня экологической проблемы потребовало тесного взаимодействия естественных и гуманитарных наук, синтеза вырабатываемых ими идей и методов.

Постоянная борьба различных учений, конкуренция парадигм и научно-исследовательских программ. Для науки характерно наличие раз-___________________________

1 Вернадский В.И. О науке. Т. 1. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997. С. 150.

личных взглядов, направлений и учений, свобода критики ее положений. Из истории науки известно, что в ряде наук на протяжении длительного периода сосуществовали различные гипотезы, затем одна из них становилась теорией или создавалась новая концепция, которая объединяла, синтезировала основные положения из них. В качестве примера можно привести борьбу волновой и корпускулярной гипотез в физике, учений нептунистов и плутонистов в геологии XVIII века, гипотез органического и неорганического происхождения нефти, гипотез постоянства и движения континентов и т.д. Без такой борьбы учений, конкуренции различных взглядов, демократизма и свободы обсуждения и критики не может быть подлинной науки. Конструктивная критика позволяет выявить слабые стороны тех или иных положений, заставляет искать новые данные, ставить эксперименты, находить эффективные способы разрешения противоречий. Подлинная научная критика всегда конструктивна, она не только указывает на недостатки концепции, но и предлагает пути их ликвидации или новую концепцию. Такая конструктивная критика открывает возможности для обсуждения спорных или неясных вопросов науки, свободное и открытое столкновение многообразных подходов, концепций, научных школ и направлений. При этом борьба идей не должна превращаться в борьбу людей, в межличностные конфликты ученых.

Конструктивная, свободная критика способствует объективности научного познания, она непримиримо борется с монополизмом и догматизмом. Последний игнорирует реальные изменения, не учитывает конкретные условия места и времени. Догматизм не позволяет науке идти вперед, препятствует появлению новых представлений, часто стремится к авторитарности и запретам. Но директивное запрещение какого-либо учения или направления приносят науке огромный вред. Это наглядно можно видеть на примере биологии, где десятилетия господствовало антигенетическое, антинаучное учение Лысенко. Не случайно М. Борн считал, что «догматизм является злейшим врагом естествознания»1.

Математизация научного знания. Одна из важнейших закономерностей развития науки – углубление и расширение процессов ее математизации и компьютеризации. Роль математики в развитии познания была осознана довольно давно. Еще в античности Пифагор полагал началом всего сущего число. Много внимания уделялось математике в академии Платона. В Новое время один из основателей экспериментального естествознания Г. Галилей подчеркивал, что книга природы написана на языке математики, и кто хочет овладеть природными тайнами, должен знать язык

История познания убедительно свидетельствует о «непостижимой

________________________

1 Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1977.С. 30.

 

эффективности» математики, которая стала действенным инструментом познания мира.

Сущность процесса математизации заключается в применении количественных понятий и формальных методов математики к качественно разнообразному содержанию частных наук. Последние должны быть достаточно развитыми, зрелыми в теоретическом отношении.

Чем сложнее данное явление, чем более высокой форме движения оно принадлежит, тем труднее оно поддается изучению количественными методами, точной математической обработке законов своего движения. Так, в современной аналитической химии существует более 400 методов количественного анализа. Однако невозможно математически точно выразить рост сознательности человека, степень развития его умственных способностей.

Применение математических методов в науке за последнее время значительно расширилось, они проникли в считавшиеся ранее недоступные сферы. Эффективность применения этих методов зависит как от специфики предмета данной науки, степени ее теоретической зрелости, так и от совершенствования самого математического аппарата. Во второй половине ХХ века в связи с созданием компьютеров возможности математики значительно возросли. Кроме того, во многих науках возросла роль теоретических разделов, строгого формального (математизированного) знания. В настоящее время математика используется в той или иной степени во всех научных дисциплинах, включая и гуманитарные. В частности, применение количественных методов становится все более широким в исторической науке, что привело к возникновению особой научной дисциплины – клиометрии, в которой математические методы выступают главным средством изучения истории. Вместе с тем надо иметь в виду, что математические методы остаются в истории только вспомогательными методами, но не главными, определяющими.

Широкое применение в различных науках нашло математическое моделирование. Его сущность и главное преимущество состоит в замене исходного объекта соответствующей математической моделью и в дальнейшим ее изучении на ЭВМ с помощью вычислительно-логических алгоритмов.

Теоретизация науки. Если наука на первых этапах своего развития преимущественно описывала изучаемые объекты, накапливала фактический материал, то в дальнейшем она переходит к объяснению изучаемых процессов, раскрытию причин, механизма действия. Возрастает доказательность, обоснованность научных положений, а также их логическая строгость. Это возможно только с созданием формализованных систем знания. С увеличением роли теоретических разделов наука все больше отходит от наглядности и непосредственной очевидности своих положений, нередко они противоречат здравому смыслу как концентрированному выражению прежнего опыта. Так, теоретические разделы квантовой механики не могут быть представлены наглядно. В таких науках все большее значение приобретают абстрактные, логико-математические и знаковые модели, в которых определенные черты изучаемого объекта выражаются в весьма абстрактных формулах.

Процесс теоретизации в различных науках происходит неодинаковыми темпами, он определяется предметом данной науки, ее методами, уровнем формализации и особенно сильно выражен в математике, физике, химии. В других естественных науках роль строгих теоретических разделов менее значительна, хотя делаются попытки аксиоматизации биологии, формализации основных понятий в геологии. Еще менее процесс теоретизации затронул социально-гуманитарное знание.

Тенденцию к абстрактности Гейзенберг считал очень характерной для развития научного познания, отмечая, что в современной науке процесс абстрагирования играет ведущую роль и наука в решающей мере обязана ему своими огромными успехами. Такой процесс происходит во всех науках, и переход на все более высокие уровни абстрагирования усиливается и расширяется.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...