Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы анализа факторов внутренней среды предприятия




 

Существуют и такие методики анализа внешней среды, в основу которых положен принцип соотнесения факторов внутренней среды компании и окружения (SWOT-анализ, TOWS-анализ Вайхриха Х.). Эти методики базируются на выявлении факторов, оказывающих существенное влияние как изнутри компании, так и извне [6, 204].

Основными методами данного анализа являются маркетинговые исследования и конкурентный анализ по каждому компоненту в отдельности (таблица 2).


 

Таблица 2. - Основные методы анализа факторов микросреды компании

Компонент микросреды Суть анализа Источники информации Методы анализа
Конкуренты Определение профиля конкурентов, их позиций на рынке, количество, оценка потенциальных конкурентов, перспективы конкурентной ситуации Результаты маркетинговых исследований, СМИ, статистические сборники Конкурентный анализ, метод экспертного прогнозирования
Потребители Определение профиля потребителей, сегментирование, выявление их удовлетворенности, перспектив повышения мотивации Результаты маркетинговых исследований, СМИ, статистические сборники Анкетирование, опрос, расчет коэффициентов удовлетворенности, маркетинговые исследования
Поставщики Формирование профиля поставщиков, оценка существующих и потенциальных поставщиков, перспективы работы с поставщиками Внутренняя отчетность компании, результаты мониторингов Конкурентный анализ, метод экспертного прогнозирования
Контактные аудитории Выявление всех организаций, с которыми компания находится во взаимодействии (за исключением конкурентов, потребителей и поставщиков), формирование их профиля, оценка перспектив дальнейшего сотрудничества Внутренняя отчетность компании, СМИ, официальные данные государственных учреждений Сравнительный анализа, метод экспертного прогнозирования

 

В качестве примера рассмотрим анализ факторов внутренней среды турфирмы.

Для оценки факторов микросреды компании составим таблицу 3.

Таблица 3. – Выявление ключевых факторов успеха

Сфера Событие/Фактор Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3 Средняя оценка Ключевой фактор
Ситуация в отрасли Уровень конкуренции       2.7 +
Влияние услуг - заменителей Конкуренция со стороны услуг         +
Влияние потенциальных конкурентов Угроза появления новых тур - фирм          
Влияние поставщиков Позиции поставщиков и их возможности       1.7  
Влияние покупателей Позиции покупателей и их возможности       2.3  

 

Оценка факторов микросреды, проведенная в таблице 3 показывает, что ключевыми факторами успеха являются уровень конкуренции как со стороны тур – фирм, так и услуг.

Можно также прогнозировать дальнейшее усиление конкуренции, так как важность фактора довольно существенна и влиятельна для развития анализируемой тур – фирмы. Следовательно, необходимо разработать стратегию развития, направленную на формирование ключевых преимуществ высокого порядка.

С целью получения достоверной оценки перспектив развития тур – фирмы Pegas Touristik можно предложить использование системы «Квадрат потенциала системы управления».

Сущность системы сводится к следующему:

Система показателей делится на несколько групп:

- производство, распределение и сбыт продукции

- организационная структура и менеджмент

- маркетинг

- финансы.

Затем в сводке, состоящей из нескольких аналогичных предприятий выбирается наиболее эффективное значение (максимальное или минимальное в зависимости от содержания показателя) и выбирается ранг каждой организации.

После определения ранга производится расчет с учетом коэффициента значимости, значение которого колеблется от 1.05 до 1.25 и получаем значение потенциала по данному критерию.

В таблице 4 сведем данные с учетом ранга.

Таблица 4. - Определение развития стратегического потенциала на предприятии

Показатель Ранг Коэффициент значимости, к Произведение
Производство, распределение и сбыт тур - продукции
Объем реализации относительно конкурентов   1.2 3.6
Качество услуг, %   1.25 3.75
Фондоотдача, руб   1.1 4.4
Затраты на 1 рубль продукции, копеек   1.1 4.4
Прибыль, тыс руб   1.15 2.3
Рентабельность, %   1.15 4.6
ИТОГО 23.05
Организационная структура и менеджмент
Деловые качества менеджеров, баллов   1.2 3.6
Эффективность организационной структуры управления, баллов   1.15 2.3
Возраст персонала, % до 45 лет   1.15 3.45
Уровень образования, % с высшим образованием   1.05 4.2
Продуктивность труда, тыс руб   1.2 3.6
Фонд заработной платы, тыс руб   1.25 2.5
ИТОГО 19.65
Маркетинг
Степень информированности о фирме у населения, %   1.2 3.6
Проведение рекламных акций, %   1.15 1.15
Финансирование рекламных мероприятий, тыс руб   1.15 1.15
Фирменный стиль, его поддержание, тыс руб   1.15 1.15
Цена за упаковку, руб   1.1 3.3
Затраты на инновационную деятельность, тыс руб   1.25 1.25
ИТОГО 11.6
Финансы
Фондоемкость, руб   1.05 1.05
Фондовооруженность, тыс руб   1.1 1.1
Фондорентабельность, %   1.1 4.4
Коэффициент оборачиваемости, раз   1.15 1.15
Коэффициент загрузки, руб   1.05 1.05
Длительность оборота оборотных средств, дней   1.1 1.1
ИТОГО 9.85

 

Определим вектор квадрата стратегического потенциала, для чего можем использовать формулу:

 

Вк = 100 – (Р - Σк) * 100 / Σк (м - 1) (2.1)

 

Получим следующие значения:

- по производству и распределению услуг

Вк = 100 – (23.05 – 6.95) * 100 / 6.95 * (4 - 1) =

= 100 – 16.1 * 4.8 = 22.72%

- по организационной структуре и управлению

Вк = 100 – (19.65 – 7) * 100 / 7 * (4 - 1) =

= 100 – 12.65 * 4.76 = 39.8%

- по маркетингу

Вк = 100 – (11.6 – 7) * 100 / 7 * (4 - 1) =

= 100 – 4.6 * 4.76 = 78.1%

- по финансам

Вк = 100 – (9.85 – 6.55) * 100 / 6.55 * (4 - 1) =

= 100 – 9.8 * 5.1 = 83.17%

Расчеты нам показали следующее:

- по производственному направлению функционирование организации неэффективно, так как здесь раскрыт потенциал компании не существенно (на 22.72%)

- относительно эффективности аппарата управления можно отметить, что существуют резервы совершенствования, на данный момент является серединным

- в финансовом плане можно отметить, что существуют как положительные моменты, так и существенные недостатки, - степень потенциала высокая

- необходимо отметить огромный потенциал развития компании в маркетинговой деятельности, которая на данный момент применяется высоко.

Для более детальной оценки составим таблицу 5.


 

Таблица 5. - Анализ влияния движущих сил

  Факторы конкуренции Признак появления фактора Оценка фактора (1–3) Прогноз развития (–1; 0; +1)
Анализ конкурентов
Число и мощность предприятий -   -3
Унифицированность сервисных услуг +   +1
Изменение платежеспособного спроса -   -1
Степень стандартизации товара +   +1
Издержки переключения клиентов с одного производства на другое -    
Барьеры ухода с рынка +    
Барьеры проникновения на рынок +    
Ситуация на смежных рынках +   +1
Стратегии конкурирующих предприятий -    
Привлекательность рынка +   +2
Итого +1
Анализ потребителей
Статус покупателя +   +1
Значимость товара у покупателя +    
Стандартизация товара +    
Итого +1
Анализ поставщиков
Уникальность канала поставок -    
Доля отдельного поставщика -    
Значимость покупателя +   +1
Итого +1
Анализ товара-заменителя
Цена +   +1
Стоимость переключения +    
Качество основного товара -    
Итого: +1
Анализ потенциальных конкурентов
Барьеры для входа на рынок +    
Доступ к каналам распределения -   -1
Отраслевые преимущества -   -1
Итого -2

 

Показатели таблицы 5 характеризуют, что у тур – фирмы Pegas Touristik имеется определенный потенциал относительно отношений с потребителями и поставщиками, в то же время конкуренты также имеют преимущества, практически компания находится на одинаковом уровне с конкурирующими организациями.

Проанализируем конкурентов в таблице 6.


Таблица 6. – Оценка конкурентоспособности тур – фирмы Pegas Touristik

Факторы конкурентоспособности Удельный вес Pegas Touristik Магазин горящих путевок ТурМаркет Океан Кенгуру
рейтинг оценка рейтинг оценка рейтинг оценка рейтинг оценка рейтинг оценка
Организация и управление                      
Квалификация и способности высшего менеджмента 0.1   0.5   0.4   0.3   0.2   0.3
Система стратегического планирования 0.05   0.2   0.2   0.25   0.2   0.15
Обучение и повышение квалификации персонала 0.05   0.15   0.15   0.1   0.25   0.2
Маркетинг                      
Доля рынка 0.07   0.21   0.28   0.35   0.28   0.21
Организация сбыта 0.07   0.28   0.21   0.14   0.21   0.28
Реклама 0.03   0.15   0.09   0.09   0.09   0.15
Цены 0.05   0.2   0.25   0.2   0.25   0.15
Репутация 0.03   0.12   0.12   0.09   0.15   0.12
Финансы                      
Рентабельность 0.1   0.5   0.3   0.5   0.4   0.5
Инвестиционная политика 0.05   0.2   0.2   0.15   0.2   0.1
Соотношение заемных и собственных средств 0.05   0.2   0.15   0.15   0.15   0.15
Производство                      
Наличие и использование производственных мощностей 0.05   0.25   0.1   0.15   0.25   0.2
Система контроля качества продукции 0.07   0.28   0.35   0.28   0.28   0.21
Объем производства 0.08   0.24   0.32   0.4   0.16   0.4
С/с производства 0.15   0.45   0.45   0.45   0.45   0.75
ИТОГО   Х 3.93 Х 3.57 Х 3.6 Х 3.42 Х 3.87

Расчет уровня конкурентоспособности тур – фирмы Pegas Touristik относительно ведущих конкурентов показывает, что компания занимает лидирующее положение, однако с незначительным перевесом, наиболее сильным соперником является тур - компания «Кенгуру».

На основании таблицы 7 проведем ранжирование туристических предприятий.

Таблица 7. – Ранжирование конкурентов

Тур - компания Итоговая оценка Ранг
Pegas Touristik 3.93  
Магазин горящих путевок 3.57  
ТурМаркет 3.6  
Океан 3.42  
Кенгуру 3.87  

 

Оформим профиль конкурентных преимуществ тур – фирмы Pegas Tourstik по сравнению с тур - компанией «Кенгуру».

Таблица 8. ‑ Профиль конкурентных преимуществ с ближайшим конкурентом

  Факторы конкурентоспособности Удельный вес Оценка     Итоговая оценка   Приоритетность
хуже, чем у конкурента одинаковая лучше, чем у конкурента
–2 –1      
Организация и управление                
Квалификация и способности обслуживающего персонала           +    
Система сервиса           +    
Скорость обслуживания     +       -5  
Маркетинг                
Широта ассортимента       +        
Эффективность сбыта       +        
Реклама       +        
Уровень цен         +      
Репутация       +        
Финансы                
Рентабельность       +        
Наличие скидок           +    
Уровень развития системы платежей         +      
Производство                
Наличие и использование производственных мощностей         +      
Система контроля качества тур - продукции         +      
Наличие дополнительных услуг   +         –16  
Степень инфляции н тур - продукты   +         -16  
ИТОГО   Х Х Х Х Х +25 Х

 

Как показывает таблица 8, тур – фирма Pegas Touristik имеет существенные преимущества относительно ведущего конкурента «Кенгуру», особенно в таком аспекте деятельности как организация (менеджмент) и финансовый потенциал, в то же время по производственному профилю имеются существенные недостатки, особенно по сумме реализации и уровню издержек.

Для формирования матрицы SPACE заполним таблицы с параметрами.

Таблица 9. - Факторы стабильности обстановки - ES (environmental stability)

Технологические изменения мало               много
Темпы инфляции низкие               высокие
Изменчивость спроса малая               большая
Диапазон цен конкурирующих продуктов малый               большой
Препятствия для доступа на рынок мало               много
Давление конкурентов слабое               сильное
Ценовая эластичность спроса негибкая               гибкая

 

Таблица 10. - Факторы отраслевого потенциала - IS (industry strength)

Потенциал роста малый               большой
Потенциал прибыли малый               большой
Финансовая стабильность низкая               высокая
Уровень технологии простая               сложная
Степень использования ресурсов неэффективное               эффективное
Капиталоинтенсивность большая               малая
Легкость доступа на рынок легко               сложно
Производительность, задействование производственных мощностей низкая               высокая

 

Таблица 11. - Факторы конкурентных преимуществ - CA (competitive advantage)

Доля рынка большая               небольшая
Качество продукции высокое               низкое
Жизненный цикл продукта начальный               конечный
Цикл замены продукта фиксированный               сменяемый
Лояльность покупателей сильная               слабая
Использование мощностей конкурентами сильное               слабое
Вертикальная интеграция высокая               низкая

 

Таблица 12. - Факторы финансового потенциала - FS (financial strength)

Прибыль на вложения низкая               высокая
Финансовая зависимость несбалансированная               сбалансированная
Ликвидность несбалансированная               сбалансированная
Необходимый / имеющийся капитал большой               малый
Поток средств слабый               сильный
Легкость ухода с рынка малая               большая
Риск предприятия большой               малый

 

Определим средний уровень баллов по каждому направлению:

- факторы стабильности обстановки

ES = 6 + 2 + 1 + 3 + 1 + 5 + 4 / 7 = 3.14 ≈ 3 балла

- факторы отраслевого потенциала

IS = 4 + 3 + 1 + 5 + 2 + 6 + 1 + 4 / 8 = 3.25 ≈ 3 балла

- факторы конкурентных преимуществ

СА = 6 + 1 + 3 + 5 + 2 + 1 + 4 / 7 = 3.14 ≈ 3 балла

- факторы финансового потенциала

FS = 4 + 6 + 5 + 3 + 6 + 1 + 5 / 7 = 4.28 ≈ 4 балла.

Консервативное положение
Агрессивное положение
Оборонительное положение
Конкурирующее положение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2. – SPACE – матрица

 

Проведенная оценка стратегических позиций компании позволяет сделать следующие выводы: положение фирмы можно характеризовать как конкурирующее, то есть это состояние характерно для привлекательной отрасли. Организация получает конкурентные преимущества в относительно нестабильной обстановке. Критическим фактором является финансовый потенциал. Необходимо парировать угрозы, связанные с потерей финансирования. Основные механизмы: поиск финансовых ресурсов; развитие сбытовых сетей.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Практическое задание 1

 

Цель изложенного в методическом пособии практического задания состоит в следующем:

- определить факторы, которые Вы будете учитывать при принятии решений?

- определить весь перечень возможных альтернатив решения?

- определиться с критерием принятия решения;

- выбрать единственное решение?

Решение

Среди основных факторов определим две существенные группы:

- факторы внутренней среды характеризуются расходами, а также уровнем рентабельности, структурой персонала, финансовым состоянием;

- факторы внешней среды: динамика и состояние рынка, политико – правовая основа функционирования бизнеса, состояние системы сбыта.

Для определения оптимального варианта рассмотрим возможные сценарии:

- производство либо компьютеров, либо планшетов;

- производство и компьютеров и планшетов;

- расширение производства и создание ТНК

Сценарий 1

Увеличив производство планетов на 400 штук, чистая прибыль составит:

ЧП = 400 * 200 – 20 000 = +60 000 у.е.

Сценарий 2

Определим чистую прибыль компании в случае диверсификации производства:

ЧП = (5 000 – 4 000) * 100 – 30 000 = +70 000 у.е.

Итак, вариант с диверсификацией будет гораздо выгоднее, так как обеспечивает прирост чистой прибыли на 10 000 у.е.

Сценарий 3

В том случае, если конкурент увеличит производство до 4 200 штук, чистая прибыль будет равна:

ЧП = (5 000 – 4 200) * 100 – 30 000 = +50 000 у.е.

 

Следовательно, наиболее выгодной альтернативой является диверсификация производства и планшетов, и компьютеров, что приведет к получению чистой прибыли в сумме 70 000 у.е.

 


 

Практическое задание 2

В соответствии с изложенным в методическом пособии практическим заданием необходимо ответить на следующие вопросы:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...