Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метод контроля и самоконтроля за поведением учащегося.




Выбор методов и приемов воспитания.

 

Любое педагогическое воздей­ствие сознательно соотнесенное с потребностно-мотива­ционной сферой учащихся, является средством воспитания.

По типу воздействия на воспитанника методы воспитания можно разделить на две группы: методы непосредственного влияния и методы опосредованного влияния.

а) закон движения коллектива;

б) метод взрыва («Пой с нами, крошка!»);

в) система «перспективных линий» (организация «завтрашней радости»);

г) принцип параллельного действия;

д) педагогика индивидуального действия;

е) «атака в лоб»;

ж) «обходное движение».

Метод принуждения. Прием доверительного личностного общения.

 


34 Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения учащихся

Метод требования. Требование есть способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения. Приемы:

а) просьба что-либо сделать или переделать, направленная в адрес учащегося;

б) тактичные указания и распоряжения педагогов, школьной администрации;

в) формулирование правил поведения;

г) приказ-инструкция (применяется, например, в экстренной ситуации либо ситуации, наносящей оскорбление в чей-либо адрес);

д) возложение на воспитанника полномочий.

Требование-доверие. Школьники, как правило, очень ценят то, что им доверяют.

Условия эффективности требования-доверия:

1) доверие должно быть естественным и непринужденным, а не явно искусственным приемом; подросток должен поверить в искренность воспитателя и правильно воспринять сам факт выраженного ему доверия;

2) учитель должен быть более или менее уверен в том, что дурные черты у школьника не укоренились настолько, чтобы совершенно заглушить здоровые нравственные тенденции;

3) учитель, оказав доверие ученику, не должен зани­мать позицию пассивного созерцателя результатов своего экспе­римента, а терпеливо и тактично помогать школьнику освоиться с новой ролью, постоянно держать такого ученика в центре вни­мания, вовремя оказывать ему помощь и поддержку.

Сердечная ласка должна сочетаться в учителе с мудрой строгостью и родительской требовательностью.

Как давать распоряжения детям (советы А.С. Макаренко). Во-первых, распоряжение не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но оно не должно быть похожим на упрашивание. Во-вторых, оно должно быть посильным для ребенка, не требовать от него слишком сильного напряжения. В-третьих, оно должно быть разумным, то есть не противоречить здравому смыслу. В-четвертых, оно не должно противоречить другим распоряжениям (вашим, другого родителя, учителя). В-пятых, если распоряжение отдано, оно должно быть обязательно выполнено.

Метод увлечения. Увлечение – обращение к непосредственному чувству ребенка, возбуждение в нем интереса с целью вовлечения в деятельность, стимулирование активности.

Метод поощрения. Приемы:

а) одобрение (предельно лаконичная форма словесного, мимического, пластического характера);

б) похвала (развернутая форма одобрения, раскрывающая основание оценки);

в) благодарность (персональное либо коллективное признание значимости сделанного учащимся);

г) награждение (подарок, символический знак отличия);

д) присвоение звания (признание существенных качеств личности учащегося и выражение уверенности в достоинстве личности навсегда.

Советы А.С. Макаренко. Никогда не нужно объявлять вперед премии или награды. Лучше ограничиться простой похвалой, высказать одобрение. То, что ребенку необходимо, нужно дать ему при всяких условиях, независимо от заслуг. А то, что ребенку вредно, нельзя давать в качестве награды.

Метод наказания. Приемы:

а) неодобрение (осуждение);

б) замечание;

в) выговор;

г) исключение из системы общения (из общежития, из учебной группы, из колледжа);

д) метод естественных последствий — демонстрация логически развернутой неизбежности обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя воспитанник (Ж.-Ж. Руссо).

Методы организации деятельности и поведения учащихся.

Метод упражнения. Его суть заключается в повторении одних и тех же действий. Приемы:

а) приучение;

б) специальный тренинг, отрабатывающий поведенческие навыки;

в) игра с этико-психологическими правилами.

Метод подражания.

Метод соревнования.

Метод переключение на другой вид деятельности («переключение страстей», по А.С. Макаренко).

Метод перспективы.

Метод контроля и самоконтроля за поведением учащегося.

Выбор методов и приемов воспитания.

 

Любое педагогическое воздей­ствие сознательно соотнесенное с потребностно-мотива­ционной сферой учащихся, является средством воспитания.

По типу воздействия на воспитанника методы воспитания можно разделить на две группы: методы непосредственного влияния и методы опосредованного влияния.

а) закон движения коллектива;

б) метод взрыва («Пой с нами, крошка!»);

в) система «перспективных линий» (организация «завтрашней радости»);

г) принцип параллельного действия;

д) педагогика индивидуального действия;

е) «атака в лоб»;

ж) «обходное движение».

Метод принуждения. Прием доверительного личностного общения.


СРЕДСТВА И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.

Ответ: Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания.

Задача педагога заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Педагог должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Выбор форм воспитательной работы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих признаков:

1. от цели воспитания;

2. от содержания и направленности воспитательных задач;

3. от возраста учащихся;

4. от уровня их воспитанности и личного социального опыта;

5. от особенностей детского коллектива и его традиций;

6. от особенностей и традиций региона;

7. от технических и материальных возможностей школы;

8. от уровня профессионализма учителя.

Форм воспитательной работы существует огромное множество. Составить их исчерпывающий перечень невозможно, он всегда будет неполным. Поэтому возникает вопрос, как ориентироваться во всем этом многообразии.

Есть лишь один эффективный путь - это классификация.

Классификация форм.

Из всего многообразия форм можно выделить несколько типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет бесконечное множество различных вариаций конкретных форм.

Выделяют три основных типа: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.

Характерные признаки: созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников.

Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия и т.п.

Как определенный тип формы работы мероприятие можно выбирать:

когда нужно решить просветительские задачи;

когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;

когда организаторские функции слишком сложны для детей;

когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;

когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

Характерные признаки: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство.

Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

По характеру реализации форм-дел различают три их подтипа:

  • дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;
  • творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;
  • коллективные творческие дела (КТД), в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями, так как они:

предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;

обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутриколлективных связей и отношений;

эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

Игры - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Характерные признаки: не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, но полезны для развития и воспитания их участников; имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями.

Виды форм: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др.

Для перечисленных типов форм можно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

В практике воспитательной работы имеет место такое явление, как "перерождение форм" из одного типа в другой при их реализации.

Переход форм из одного вида в другой "по лесенке"

МЕРОПРИЯТИЯ -

ИГРЫ -

ДЕЛА

наиболее благоприятен с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм. Переход в обратном направлении неблагоприятен и нежелателен.

Имея достаточный запас тех или иных видов форм работы можно каждый раз находить новые их вариации. Надо лишь определить, по каким параметрам можно варьировать. Назовем некоторые из них.

По времени подготовки и проведения:

1. экспромт;

2. относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации:

1. организуемые одним человеком;

2. организуемые группой участников;

3. организуемые коллективно.

По характеру включения в деятельность:

1. обязательное участие;

2. добровольное участие.

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

1. "открытые" (для других, совместно с другими);

2. "закрытые" (для своего коллектива).

По методам воспитания:

1. словесные (конференции);

2. практические (походы);

3. наглядные (выставки).

По направлению воспитательной работы или видам деятельности:

1. организация познавательно-развивающей деятельности;

2. нравственное воспитание;

3. эстетическое воспитание;

4. физическое воспитание.

Таким образом, различные вариации форм воспитательной работы позволяют полнее использовать их потенциал и целенаправленно выбирать соответствующие варианты форм, учитывая их достоинства и недостатки.

В заключение можно сделать следующий вывод. Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них по-своему ценен в процессе воспитания. Каждому типу форм присущи свои специфические воспитательные возможности, и они должны быть полностью реализованы. Воспитательный процесс - это объективно сложное и разноплановое явление, поэтому эффективная воспитательная деятельность может быть организована только путем комплексного использования различных форм организации педагогического процесса.


36 Умственное воспитание и формирование научного мировоззрения учащихся.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...