Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 9 глава




— Но я отношусь к слову дом (дом у дороги), отвечаю на вопрос какой? и поэтому могу быть ещё и определением, ведь слово дом — предмет, а не действие.

— Вот загвоздка, — проговорил Синтаксис. — Это и определение, и обстоятельство вместе? Выбор стула зависит от вас. Какой зададите вопрос, такой и выбирайте стул.

Дополнение или определение:

мысль о поездке — о чём? какая?

Дополнение или обстоятельство:

оповестить через газету — через что? как?

Определение или обстоятельство:

дом у дороги — какой? где?

½ Упр. 129

Какими членами предложения являются выделенные наречия? Запи­ши на строке. Ищи подсказку.

1. Справа и слева громоздились утёсы.                                             
2. Дом справа и есть тот самый, где я живу.                                 
3. По глубокому песку пришлось ехать шагом.                                
4. По мосту разрешена только езда шагом.                                    
5. Занятия вдвоём продуктивнее, чем в одиночку.                          
6. Ведь я ей несколько сродни.                                                            
7. У неё уже дочери замужем.                                                           
8. Это напоминание весьма некстати.                                           
9. Сапоги мне впору.                                                                            

10. На завтрак поданы яйца вкрутую.                                               

¾ Подскажу: наречия могут быть сказуемыми, определениями и обстоятельствами.

½ Упр. 130

Выбери правильный ответ и обведи его кружком. Подчеркни вто­ростепенный член предложения, о котором идёт речь. Ищи подсказку.

1. Предложение, в котором есть определение, выраженное существительным:

а) Я видел озеро в огне, собаку в брюках на коне…

Из зарубежного фольклора

б) Ведь был полнёхонький горшок?
в) Куда мой мёд деваться мог?

2. Предложение, в котором есть дополнение в винительном падеже:

а) Собака кусается.
б) Хороша зима!
в) Ты держи меня сильней, чтоб не выпасть из саней!

3. Предложение, в котором есть обстоятельство, выраженное сущес­твительным с предлогом:

а) Иду вперёд.
б) Не мог уйти он по реке.
в) Он убежать никак не мог.

4. Предложение, в котором есть обстоятельство, выраженное наре­чием:

а) Не мог зарыться он в песке.
б) Везде и повсюду, опять и опять меня окружают загадки!
в) У меня под кроватью живёт симпатичнейший в мире Кавот.

5. Предложение, в котором есть обстоятельство, отвечающее на вопрос где?:

а) Котлета, представьте, всплеснула руками: «Ах, как же я счастлива встретиться с вами».
б) А большие Рапуны тихо спят и видят сны.
в) Ловит Кит мышей на суше.

6. Нераспространённое предложение:

а) Встретились Бяка и Бука.

б) И сразу куда-то исчезла котлета.
в) Мне с постели вставать неохота.

Б. Заходер

§25. Словосочетание

¿ Представь: идут двое — мама Собака и маленький Пёсик, идут и держатся за лапы. Так можно изобразить простое словосочетание, ко­торое состоит из двух знаменательных слов: видеть собак. В словосоче­тании есть главное слово (мама Собака), ему подчиняется зависимое (Пёсик). Эти слова соединены между собой по смыслу (родственники) и грамматически (мама Собака держит сына за лапу).

½ Упр. 131

Составь словосочетания из данных слов: внимательно, высокий, слушать, узкий, дерево, платье. Все ли словосочетания возможны? По­чему нельзя сказать узкое дерево, высокое платье?

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 132

Поставь слова, стоящие в скобках в нужную форму, подобрав, если нужно, подходящие для этого предлоги. Ищи подсказку.

Отношение (кот)                                                                                 
восхищение (красота)                                                                          
удовольствие (игра)                                                                              
встретиться (пёс)                                                                                
махнуть (хвост)                                                                                         

¾ Давай опять поиграем!

На каждом столе в первом ряду — лист. Сидящие за партой записы­вают на своём листе понравившееся имя существительное и передают лист в средний ряд. Здесь к существительному подбирается прилагатель­ное. Третий ряд конструирует предложение.

1. кот;

2. сиамский кот;

3. Сиамский кот весело смотрел на мышь.

Что такое словосочетание?                                                                  
                                                                                                                          

Сколько слов в словосочетании?                                                                 
                                                                                                                          

Как узнать, где главное слово и где зависимое?                                        
                                                                                                                          

 

¿ Давай прочитаем словосочетания, которые составляли ученики, сидящие на среднем ряду.

Какое слово главное, какое зависимое в словосочетании сиамский кот?
                                                                                                                          
Измени главное слово. Изменится ли зависимое слово?                          
Из каких частей речи составлены эти словосочетания?                            
                                                                                                                          
Какие ещё словосочетания возможны?                                                       
                                                                                                                               

½ Упр. 133

Выпиши все возможные словосочетания из предложения.

На крыльце дома сидел и дружелюбно поглядывал на прохожих большой лохматый щенок.

¼ Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

½ Упр. 134

Найди и выпиши спрятанные в словах песни словосочетания.

В чудетство откроешь окошки.
Счастливень стучит по дорожке.
Цветёт веселютик у речки,
И звонко поют соловечки.
И где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегерогом.
Там ёлки стоят как светёлки,
Под ними лежат хихиголки.
И ждут нас три друга у бора:
Забава, Потеха, Умора.
Мы с ними в Чудетство скорее войдём,
Спешит торопинка под самым окном.
Пойдем, лишь откликнется эхо,
Умора, Забава, Потеха.

М. Яснов

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

½ Упр. 135

Выпиши из текста словосочетания. Сколько их получилось? Конеч­но, ты догадался, что это шуточное стихотворение и такие словосоче­тания не всегда возможны.


За какие за грехи
задают учить стихи?
Попугаем повторяю,
только время зря теряю:
— Сел Ерёма на мопед,
съел ватрушку на обед,
а котёнок в ту минуту
загнал мышонка под буфет.
— Сел Ерёма на мопед,
съел мышонка на обед,

а котёнок в ту минуту

загнал ватрушку под буфет...
— Сел мышонок на мопед,
загнал Ерёму под буфет,
а ватрушка в ту минуту
котёнка ела на обед...
Вот и выучил, ура!
Значит, погулять пора!
Эти мне уроки,
сколько же мороки!


Н. Горбачёва

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

§26. Разбор словосочетаний

¿ Проведём взаимоопрос. Расскажи соседу по парте, а затем запиши, что такое словосочетания и какими они бывают. Является ли словосочетанием грамматическая основа? Как различить главное и зависимое слово? Примеры возьми из домашней работы.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

¾ Знаешь ли ты, как разбирать словосочетания?

             
 
 


глагол+сущ.
прилаг.+сущ.
прилаг.+сущ.
Огромный теплоход, лежала у порога, рыжая собака,

             
   


местоим.+сущ.
глагол+сущ.
глагол+наречие
сел на мель, моя шапка, лежала тихо.

½ Упр. 136

Отгадай загадки, затем выпиши словосочетания глагол + существи­тельное. Ищи подсказку.

1) Красный петушок по жёрдочке бежит. 2) Около прорубки сидят белые голубки. 3) В тесной избушке ткут холсты старушки. 4) В болоте плачет, а из болота нейдёт. 5) Сидит баба на грядках вся в заплатках. Кто ни взглянет, тот заплачет.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

½ Упр. 137

Вставь пропущенные буквы, вспомни правила. Выпиши пять сло­восочетаний глагол+существительное.

Я шёл зимою вдоль ? болота
В ? галошах, в ? шляпе и в ? очках.
Вдруг по ? рек пронёсся кто-то
На ? металлических крючках.

Я побежал скорее к ? речк,
А он бегом пустился в ? лес,
К ? ногам приделал две дощечк,
Присел,
Подпрыгнул
И исчез.

И долго я стоял у ? речк,
И долго думал, сняв очки:
«Какие странные
Дощечки
И непонятные
Крючки!»

Д. Хармс

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 138

Укажи в словосочетаниях главные слова. Составь с ними связный текст и запиши.

Вдумчивый пёс, мой пёс, прибежал ко мне, громко лаял, выполнил команду, виляющий хвост, услышал сразу, по первому приказу, рас­сказ о собаке, ветер в голове.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 139

Нарисуй Кота, придумай для него наряд и раскрась его в разные цвета. Составь и запиши двадцать словосочетаний разного типа:

1. существительное + прилагательное;

2. глагол + существительное;

3. существительное + существительное;

4. глагол + наречие.

Придумай предложение со всеми этими словосочетаниями.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

 

§27. Подчинительные и сочинительные словосочетания

¿ Теперь, когда ты легко находишь в предложении словосочетания, можешь обнаружить слова-командиры и слова-подчинённые, самое время раскрыть секрет: такие словосочетания называются подчинительными, ибо одно слово в них всегда подчиняется другому.

¾ Лучше бы ты начал не с этого, дорогой Пёсик. Ты бы объяснил нашему другу, что все словосочетания делятся на две большие группы: подчинительные и сочинительные (помни, сочинительные — не от слова сочинять!).

¼ Сочинительные — означает равноправные, в которых слова не зависят друг от друга.

½ Упр. 140

Найди два вида словосочетаний — подчинительные и сочинитель­ные. Выпиши по 5 примеров в соответствующие колонки. Укажи все части речи в 4-м предложении. Зачеркни ненужные буквы. Вспомни и запиши имя автора сказки.

1) Это будет уд(е,и)вительный д(е,и)ревянный человечек: я научу его пл(е,я)сать, фехтовать и кувыркаться в ? воздухе. 2) Затем Джеппетто взял шальное полено под ? мышку и отправился д(а,о)­мой. 3) Сначала мастер сделал ему волосы, потом ло(б,п) и наконец гл(а,о)за. 4) Пиноккио быстро и вес(е,и)ло прыгал через ? холмы, густой и колючий кустарник и канавы с ? в(а,о)дой. 5) Мой отец и Говорящий Сверчок были правы.

  Подчинительные Сочинительные
1.                                                                                              
2.                                                                                              
3.                                                                                              
4.                                                                                              
5.                                                                                              

¿ Я уже чувствую, что без меня тебе не справиться, поэтому будь внимателен. Сочинительные словосочетания — это не грамматическая основа предложения, то есть не подлежащее и сказуемое, а то, что ты знаешь со второго класса: однородные члены предложения. И они могут быть разными: и однородными подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и определениями, и обстоятельствами. Постарайся найти их в каждом предложении о деревянном человечке Пиноккио.

¾ Пёсик, не забудь сказать о том, что подчинительные словосочетания легче всего найти, отталкиваясь от грамматической основы; сначала словосочетания подлежащего с зависимыми словами, а затем — сказуемого с зависимыми словами. При этом однородные члены — сочинительные словосочетания — могут входить в подчинительные по очереди:

             
Он увидел Пиноккио, распростёртого, несчастного и безногого.

¿ Подумай, согласен ли ты, что для нормального существования словосочетаний необходимы три условия?

¼ · Надо, чтобы слова по смыслу подходили друг к другу (иначе будет чепуха, вроде собаки, которая шла по роялю); · надо, чтобы сочетались самостоятельные части речи (иначе не выйдет словосочетания, а получится только одно слово); · надо, чтобы слова сочетались друг с другом в нужном падеже, роде и числе (иначе выйдет согласно приказа выполните или оплатите за проезд).

½ Упр. 141

Расположи эти слова, соединив их в словосочетания и предложе­ния, — и обнаружишь знакомую считалочку. Ищи подсказку.

честных, крыльце, царевич, и, говори, сидели, добрых, портной, ты, кто, златом, король, такой, сапожник, На, царь, поскорей, не задерживай, королевич, людей.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

½ Упр. 142

Найди словосочетания.

1. Существительное + прилагательное:

а) едем направо;
б) в синюю высь;
в) тоскуешь по дому;

г) помощь друга;
д) слушаю песню.

2. Существительное + существительное:

а) беседуем за столом;
б) густых елок;
в) резкого ветра;

г) на вершине ели;
д) учиться с желанием.

3. Глагол + существительное:

а) объясняем пример;

б) вырос гриб;

в) поздним вечером;

г) растаяли снега;
д) беседовать с другом.

4. Глагол + наречие:

а) на весёлом карнавале;
б) возле дороги;
в) говорить громко;

г) прибежал мальчик;
д) шёл и думал.

½ Упр. 143

Выпиши из текста сначала все сочинительные словосочетания, а затем по одному примеру подчинительных разных типов (подсказка в предыдущем упражнении).

Акула

Раз огромная акула
К нам на судно заглянула!
Удивились мы немало:
Как на борт она попала?

Мы глазам своим не верим,
А она подходит к двери,
Ловко скачет и притом
Бьёт по палубе хвостом.

У акулы сто зубов,
Сто зубов в семь рядов.
Мы акулы не боимся,
На неё верхом садимся.

Только гостье нашей вскоре
Захотелось снова в море.
Плавником нам помахала,
Помахала и пропала.

С. Погоняев.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

                                                                                                                
                                                                                                                

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...