Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Около полуночи охотник и собака опять сидели у небольшого костра. 11 глава




½ Упр. 157

Расставь в предложениях знаки препинания, выдели вводные слова и предложения.

1) На мой взгляд внешность этого человека удивительно соот­ветствовала его специальности. 2) Ей надо было передать очень важное и наверное невесёлое письмо. 3) Моя душа я помню с детских лет чудесного искала. 4) Предусмотрительный командир ещё до приезда разведки приехала она ночью выставил усиленную охрану.

½ Упр. 158

Найди вводные слова. Обрати внимание на их место в предло­жениях. Расставь знаки препинания и в конце предложений, укажи, какие они и сколько их. Ищи подсказку.

1. Одну простую сказку
А может и не сказку
А может не простую
Хочу я рассказать.                                                                                

Э. Успенский

2. И вот однажды поутру
Ещё шиповник цвёл
Пещеру отыскал в бору
И дверь толкнул Осёл.                                                                           

Е. Благинина

3. На этот раз
Пойдёт рассказ
О той
Кто шесть
Имеет глаз

А иногда
И семь
И пять
Что впрочем можно сосчитать.                                                      

Р. Сеф

4. Наверно у старушек
полным-полно игрушек!                                                                        

Э. Мошковская

§31. Сложное предложение. Бессоюзные и союзные предложения

¿ Давай-ка поработаем со значением нового термина. Итак, что это такое — сложное предложение?

¾ Я подскажу. Сложное — значит не простое.

¿ Совершенно верно. Тогда уж напомни, а что такое простое пред­ложение?

¾ Это знает каждый. В простом предложении, как в домике, живут подлежащее и сказуемое, его грамматическая основа.

¿ Правильно, а сложное предложение — это не только не простое, а несколько (два и больше) простых, то есть две (или больше) грамматические основы.

Представь себе, как советует В. Бурмако, несколько домиков. Как можно объединить их в один большой дом? Ведь сложное предложение не просто включает в себя несколько простых, но и объединяет их в одно целое.

Вот сложное предложение:

Как петух в печи пироги печёт,
Кошка на окошке рубаху шьёт,
Поросёнок в ступе горох толчёт,

Конь у крыльца в три копыта бьёт,
Уточка в сапожках избу метёт.

В этом большом (очень сложном!) предложении есть общая «кры­ша» — интонационная и смысловая законченность. Сколько в нём грамматических основ (считай: простых предложений)? Выпиши их.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

Вот ещё пример:

Тигры сильны числом, а люди — единством.

Здесь общая не только «крыша» (интонационная и смысловая закон­ченность), но и «стены» — общий член предложения — сказуемое силь­ны, поэтому оно не повторяется, вместо него стоит тире.

Сложное предложение богаче объединившихся в него простых.

Перед тобой предложение:

Записка была на немецком языке. Сержант не понял её.

Кроме того, что написано, ничего извлечь нельзя. Фантазии и пред­положения не в счет.

Читаем сложное предложение:

Записка была на немецком языке, и сержант не понял её.

Мы дополнительно узнаем, что сержант не знал немецкого языка, хотя прямо об этом не говорится.

Переменим союз:

Записка была на немецком языке, но сержант не понял её.

Это дает новые сведения: сержант знал немецкий язык.

И, наконец, ещё раз переменим союз:

Хотя записка была на немецком языке, сержант не понял её.

Дополнительный смысл: сержант должен был понять эту записку.

Эти дополнительные сведения появились потому, что части сло­жного предложения вступают в разные отношения друг с другом. А про­исходит это оттого, что соединение частей рождает новое качество.

¾ Остановись, Пёс. Ученику пора самому немного потрудиться.

½ Упр. 159

Прочти отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого. Сосчитай, сколь­ко всего в трёх сложных предложениях простых, подчеркни граммати­ческие основы как положено.

У моря


Солнце яркое блестит,
Море синее шумит,
Ракушки валяются,
Дельфины кувыркаются.
Мы на море две недели,
Почернели, загорели,

Мы от горлышка до ног
Зарываемся в песок.
А когда нам надоест
На песке валяться —
Мы бежим из этих мест
На море купаться!


¿ Посмотри на стихотворение, и ты увидишь, что все сложные предложения (они встречались тебе в каждой строфе) состоят из простых, а эти простые соединены разными способами: с помощью союза или без помощи союза.

½ Упр. 160

В каждом предложении подчеркни союз, если он есть, или знак препинания, если союза нет. Ищи подсказку.


1. Коль хотите, чтобы вас
Укусили в руку,
Разыщите щучью пасть,
Суньте руку в щуку.

Из зарубежного фольклора

2. Старый заяц сенокосит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.

Из русского фольклора.

3. До зари, до зари
Тьмой объят городок,
Но горят фонари
Вдоль домов и дорог.

В. Соловьёва


4. Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват,
Что родился рыжим, конопатым?

5. Если бы я был девчонкой,
Я бы время не терял!

Э. Успенский

6. Носит Сеня в сани сено,
Спать на сене будет Сеня.

Из русского фольклора

7. Чтоб моряк держался стойко,
Чтобы сыт был и здоров,
Посылают в море коков —
Самых лучших поваров.

В. Погоняев


Внимание! Перед тобой три типа предложений, и не простых, а сложных: сложносочинённое, бессоюзное, сложноподчинённое.

¾ Не пугайся сразу. Найди сначала то, что попроще. Думаю, бес­союзное проще: нет никакого союза, только знаки препинания. Они могут быть разные: и запятая, и точка с запятой, и двоеточие, и тире. Предложение хоть и бессоюзное, но разборчивое: любит разнообразие, капризничает. Да это и понятно: союзов нет, надо себя как-то выделить, приодеть.

А теперь вспомни тему «Словосочетание». Совсем недавно мы гово­рили о том, что словосочетания бывают сочинительными и подчинитель­ными. Как тебе известно, сочинительные состоят из независимых слов, а в подчинительных обязательно есть главное слово. Так и предложения: сложносочинённые состоят из независимых частей (часто их можно поменять местами), у них простые союзы: а, и, но, да, или. А сложнопод­чинённые — иные: в них одно предложение зависит от другого, а зависимое — подчинённое — как бы отгораживается от своего «началь­ника» союзом, чтоб не очень командовал. А союзов-то здесь! Тьма! Самые разные: что, когда, потому что, если, хотя — и многие другие. Подчинённость легко обнаружить и в том, что друг без друга предложе­ниям не обойтись: крепко связаны.

¿ Кот, а я могу хоть словечко вставить?

¾ Объяви поэтическую загадочную паузу!

½ Упр. 161

Отгадай загадки, подчеркни союзы. В конце каждого стихотворения оставлено место для отгадки и цифры. Выбери нужную из четырёх цифр, зная, что 1 обозначает сложносочинённое предложение, 2 — сложноподчинённое, 3 — бессоюзное, 4 — простое. Если не сумеешь выполнить упражнение самостоятельно, ищи подсказку.


а) Теремок ползёт,
На себе его везёт
Хозяюшка богатая,
Богатая, рогатая.
                                            

б) Лежит — молчит,
Подойдёшь — заворчит.
Кто к хозяину идёт,
Она знать даёт.
                                            

в) Махнула птица крылом,
Закрыла свет одним пером.
                                            

г) Жёлтый Антошка
Вертится на ножке.
Где солнце стоит,
Туда он и глядит.
                                         

д) Не видит,
а другому указывает.
                                         

е) Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам,       
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
                                            

ж) Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт.
                                            

з) Друг на друга мы похожи.
Если ты мне строишь рожи,
Я гримасничаю тоже.    
                                            

и) Я конём рогатым правлю.
Если этого коня
Я к забору не приставлю,
Упадёт он без меня.
                                          

к) Два братца
Глядятся,
А вместе не сойдутся.
                                          


½ Упр. 162

Из любого текста выпиши по два сложных предложения разных типов: два сложносочинённых, два сложноподчинённых, два бессоюзных.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 163

Напиши текст для нашего Сборника Удивительных Диктантов. В этом тексте должны встретиться сложные предложения разных типов.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

Вопрос «на засыпку»

Озаглавь стихотворение. Сколько в нём пунктограмм? Объясни, что означают выделенные сочетания слов.


Всё мне в жизни непонятно.
Для чего трава растёт?
Непонятно и занятно,
чем мурлычет Васька-кот.

Почему бушует пламень?
И зачем шумит тайга?
Сердце почему не камень?
Чья же бабушка — Яга?

Совершенно непонятно,
чем охватывает страх?
Почему с горы приятно,
а на гору — просто ах?

Почему ругает мама
за пропущенный урок?

Почему короче прямо,
а не криво или вбок?

А на чём лежит в болоте
толстокожий бегемот?
Как сгорают на работе?
И чего мотает мот?

Почему бушует море?
Сидор дел куда козу?
Почему при горьком горе
льют горючую слезу?
Как попала в Рим волчица?
Я и мама — как семь-я?
Почему летает птица,
но хожу ногами я?

То и это неизвестно,
значит, надо всё узнать,
потому что интересно
всё разнюхать, всё понять.


Н. Горбачёва

                                                                                                                     
                                                                                                                     
                                                                                                                     
                                                                                                                     
                                                                                                                     
                                                                                                                          

§32. Прямая речь. Диалог

¿ Сначала мы поиграем и от души повеселимся. Я нашёл для тебя предложения, в которых знаки препинания поставлены кое-как. Эта путаница совершенно изменяет смысл.

½ Упр. 164

Твоя задача — восстановить справедливость, то есть правиль­ность пунктуации и смысла.

1) В нашем колхозе много рогатого скота: лошадей, свиней, кур.

2) Когда солнце село с блеяньем и рёвом, прошло стадо.

3) Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу.

4) Рябчики говорят: охотники любят дремать на деревьях.

5) — Все ли здесь?

— Нет, здесь только Ваня, Миша, Маша, Коля, Костя, Дима, Настя ещё не пришли.

Н. Александрович

6) Мы долго молча отступали.
Досадно было, — боя ждали.
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры?

О, русские штыки!»

М. Лермонтов

¾ Как только ты правильно расставишь знаки препинания, коми­ческий смысл исчезнет.

¿ Прочти стихотворение Н. Горбачёвой. Подчеркни прямую речь.


Горевала мама:
«Я не знаю прямо!
Объясни ты мне, Серёжа,
ну на что это похоже?
У тебя на куртке пятна,

это очень неприятно».
Пробурчал в ответ Серёга:
«Ну, испачкался немного...
Что уж сразу неприятно?
Есть ведь и на солнце пятна...»

Согласился папа: «Да!
Пятна — это ерунда!
Пускай нам в жизни светят
и солнышко, и дети!»
А в ответ услышали:

«Больно вы речистые!
За солнце я не отвечаю,
но если вы хотите чаю,
чтоб оба были чистые!»


¾ Обрати внимание: прямая речь всегда состоит из двух частей.

¿ Сегодня мы познакомимся с двумя способами передачи прямой речи. Вообще-то этих способов много, но пока мы будем говорить только о прямой речи и диалоге.

Начнём с прямой речи. Две части, о которых говорил Кот, это сама прямая речь и слова автора. Обозначим их соответственно П и А.

Таким образом, три подчёркнутые тобой предложения схематично выглядят так:

«П?» — а.
«П!» — а.
А: «П!»

¾ Запоминай правила.

Правило первое.

¼ Слова автора обычно включают глаголы сказал, проговорил, написал, прочитал, подумал и другие. Если слова автора стоят перед прямой речью, то после них ставим двоеточие, а слова автора пишем с большой буквы — это начало предложения.          А: «П».

Правило второе.

¼ Прямая речь всегда начинается с большой буквы, где бы ни стояла.

Правило третье.

¼ Прямая речь всегда заключается в кавычки.

Правило четвёртое.

¼ Если прямая речь стоит перед словами автора, после неё ставится тире, а слова автора пишутся с маленькой буквы.
«П», — а.

Правило пятое.

¼ После прямой речи перед словами автора могут стоять вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, запятая, в зависимости от интонации.

½ Упр. 165

Расставь знаки препинания. Если будут затруднения, несколько раз прочти предложения вслух. Составь схему каждого предложения, обозна­чая П и А (прямую речь и слова автора).

А, старая знакомая здравствуй ласково проговорила Лиса. Уходи пожалуйста я совсем не хочу с тобой разговаривать ответила Серая Шейка. Мальчишки бежали следом, крича без устали Маленький Мук Маленький Мук. Я слыхал что ты издевался над добрейшим Муком сказал отец очень грозным тоном. Старушонка из окна закричала нараспев Сюда поспела всем еда стол давно уже накрыт кто придёт тот будет сыт соседи все сюда поспела вам еда!

½ Упр. 166

Составь текст для Сборника Удивительных Диктантов. В диктанте должно быть четыре-пять предложений с прямой речью разного типа.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

¿ Следующий способ передачи речи — диалог. Он отличается от прямой речи тем, что каждая реплика говорящего пишется с новой стро­ки (реплика может содержать одно или несколько предложений). Поскольку диалог часто не включает слов автора, то после реплики одного из собеседников следует ответ другого. Поэтому надо мысленно разделить весь диалог на части, хорошо разобраться в вопросах и ответах, чтобы знать, кто и что говорит, — иначе напутаешь в знаках препинания и не поймёшь смысла разговора. Каждое обращение (реплику) пишем с новой строки и перед ней ставим тире.

Вот примеры:


1. — Медведя поймал!

— Веди сюда!
— Да нейдёт!
— Так сам иди!
— Да не пускает!

 

2. — Федул, что губы надул?

— Да кафтан прожёг.
— Зачинить можно?
— Да иглы нет.
— А велика ли дыра?
— Да один ворот остался.


¾ Когда ты слышишь или читаешь диалог, сначала реши, сколько говорящих. Обычно их двое. В первом примере — это человек, «поймавший» медведя, и любопытный. Во втором — Федул и его собеседник, сочувствующий.

¿ Сосчитай количество говорящих и расставь в диалогах знаки препинания.


1. Чего ищешь?

Да рукавицы.
Много ль было?
Да одни.
А одни, так на руках!

2. Чего везёшь?

Сено.
Какое сено? Ведь это дрова.
А коли видишь так что спрашиваешь.


½ Упр. 167

Расставь знаки препинания в стихотворении Н. Горбачёвой «Пре­рванная речь». Первую строфу оформи как прямую речь, вторую — как диалог.

Говорила в классе Зойка
очень правильно и бойко
Будем смелыми друзья!
Нас испугать ничем нельзя!
Послушайте братцы
чего нам бояться?

 

И девчонкам и мальчишкам
речь ужасно нравилась.
Тут из норки вышла мышка
к оратору направилась.
Зойка углядела
такое дело
да как задрожит
да как завизжит
Спасите! Зверь!
И скок за дверь.

½ Упр. 168

В диалоге А. Шибаева «Забыл» расставь знаки препинания.


Федя сбегай к тете Оле
Принеси немного соли.
Соли?
Соли.
Я сейчас. (Исчезает.)

Ох, и долог Федин час.
(Появляется Федя, грязный и растрёпанный.)

Ну, явился наконец.
Где ты бродишь сорванец?
Встретил Мишку и Серёжку.

А потом?
Искали кошку.

А потом?
Потом нашли.

А потом?
На пруд пошли.

А потом?
Поймали щуку.
Еле вытянули злюку!

Щуку?
Щуку.
Но позволь,
Где же соль?
Какая соль?


½ Упр. 169

Составь диалоги, состоящие из двух реплик.

—                                                                                                             
— Конечно, помогу! О чём разговор?

—                                                                                                             
— С удовольствием!

—                                                                                                             
— Спасибо! Обязательно прочитаю!

—                                                                                                             
— Сегодня, к сожалению, не могу. Никак!

½ Упр. 170

Перед тобой английская считалочка. В этом тексте отсутствуют абзацы и — частично — знаки препинания. Прочти, перепиши, сделав абзацы и расставив знаки препинания.

Можно войти сэр? Нет сэр. Отчего сэр? Я простужен сэр. Где вы простудились сэр? На Северном полюсе сэр. А что вы там делали сэр? Ловил медведей сэр. И много поймали сэр? Одного двух трёх четырёх сэр.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

½ Упр. 171

Прочитай шуточные диалоги из русского фольклора, расставь знаки препинания.


1. Где ты брат Иван?
В горнице.
А что делаешь?
Помогаю Петру.
А Пётр что делает?
Да на печи лежит.

2. Ты пирог съел?
Нет, не я.
А ещё хочешь?
Хочу.

3. Лень отвори дверь сгоришь!
Хоть сгорю да не отворю!


½ Упр. 172

Сочини диалог, в котором было бы не менее 8 реплик, для Сборника Удивительных Диктантов.

                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                
                                                                                                                     

¿ И снова — испытание. Проверь себя!

Контрольная работа по теме
«Синтаксис и пунктуация»

I. Найди и укажи правильный вариант ответа, расставив или испра­вив, если нужно, знаки препинания.

1. Словосочетание:

1) Винни-Пух понял;

2) для работы;

3) мой медвежонок;

4) столпились вокруг него.

2. Простое предложение:

1) Громко вскрикнула.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...