Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основная задача и общий образ.




Сотрудники отождествляются с основной задачей компании и черпают из нее вдохновение. У них появляется коллективное ощущение цели и направления работы. Люди гордятся тем, что работают в этой компании. У компании есть свое лицо.

Философия и культура.

Компания придерживается определенных ценностей. Сотрудники верны этим ценностям, так как чувствуют уважение к ним. Такие всеобщие представления включают соображения типа "у нас так заведено"; администрация опирается на ценности компании при подборе персонала, клиентов и систем работы. В компании установлена четкая политика относительно принципов вознаграждения, подготовки и социального обеспечения.

Умения и знания.

Система управления охватывает уровень осведомленности и взаимопонимания. Сотрудники откликаются на требования руководства, так как понимают сложившиеся обстоятельства. Администрация обеспечивает профессиональную подготовку и прочие средства повышения квалификации.

Персонал своевременно осваивает новые технологии и эффективные методы работы. Руководство поощряет свободу действий сотрудников, благодаря которой подчиненные могут вносить свой вклад в решения высокого уровня.

Традиции и принципы работы.

Организация вознаграждает или наказывает индивидуальные поступки сотрудников. Сотрудники получают право на творческие инициативы и внесение предложений. Персонал придерживается норм, соответствующих обычаям компании.

Оборудование, обстановка и местоположение.

Компания обеспечивает хорошие условия работы и орудия труда. Руководство обычно заметно лишь в исключительных случаях, то есть администрация сосредоточивается только на том, что не соответствует поставленным задачам.

Чтобы оказывать наиболее эффективное влияние, каждый из этих уровней требует конгруэнтности с вышестоящим уровнем. Многим из нас доводилось сталкиваться с организациями или отдельными людьми, которые преследуют некую цель (либо придерживаются какого-то убеждения), несогласующуюся с их общим поведением или "окружающей средой". Они обманывают сами себя и очень редко достигают успеха. Более того, подобная неконгруэнтность может стать источником негодования и цинизма. В противоположность этому, согласованность способствует повышению шансов на успех. Она означает, что вся организация, все ее сотрудники как один нацелены на единую задачу.

 

КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И КОММУНИКАТИВНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГРУППЫ

Гусева Т. (Ярославль)

 

Проблема коммуникации в группе, организации давно заинтересовала ученых и остается актуальной до сих пор, так как любое взаимодействие людей, официальное или неофициальное, связано с коммуникативным компонентом. В организации, где взаимодействие людей направлено на выполнение совместной деятельности, высокий уровень овладения коммуникативными особенностями является особенно важным, поскольку деловое взаимодействие имеет свою специфику.

Мы полагаем, что наиболее важными феноменами при деловом взаимодействии людей являются коммуникативная компетентность и коммуникативная толерантность. Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Толерантность в общем смысле слова и коммуникативная толерантность в частности предполагает не снисходительность, а доброжелательность, готовность к уважительному диалогу и сотрудничеству. Эти феномены являются особенно необходимы в ситуации делового взаимодействия, так как благодаря им строится эффективное общение и взаимодействие людей. Поэтому в деловых отношениях, когда любому человеку, независимо от должности, возраста, пола, необходимо соблюдать деловой этикет, принимать нормы и ценности, установленные группой, а также принимать ценности и привычки каждого члена группы в отдельности, коммуникативная компетентность и коммуникативная толерантность имеют фундаментальное значение.

Нами было проведено исследование, целью которого является изучение взаимосвязи коммуникативных особенностей членов группы со сплоченностью в ней. Одним из важных аспектов нашего исследования был проследить, каким уровнем коммуникативных особенностей обладают руководители в группах с разным уровнем сплоченности. Для этого мы поставили следующие задачи:

1) определить уровень сплоченности в каждой исследуемой группе;

2) определить достоверные различия по показателям коммуникативной толерантности и факторам коммуникативной компетентности между исследуемыми группами;

3) определить достоверные различия по показателям коммуникативной толерантности и факторам коммуникативной компетентности между руководителями сравниваемых групп;

Выборку исследования составили сотрудники двух рекламных агентств города Ярославля. В соответствии с задачами исследования мы использовали следующие методики: опросник, направленный на диагностику социальной коммуникативной компетентности, который рассчитан на изучение отдельных личностных факторов, с помощью которых мы можем составить полную картину социальной коммуникативной компетентности по каждой исследуемой группе и увидеть различия между группами по отдельным факторам; опросник, направленный на диагностику коммуникативной толерантности В.В. Бойко, с помощью которого мы получаем общий уровень коммуникативной толерантности в каждой группе; «Опосредованная групповая сплоченность» В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриевой, который предназначен для изучения групповой сплоченности, опосредованной целями и задачами совместной деятельности. Достоверность различий определялась на 5-типроцентном уровне значимости с помощью U – критерия Манна-Уитни.

В нашем исследовании выявился разный уровень сплоченности в исследуемых группах: высокий и средний. Результаты нашего исследования показали, что члены обеих групп значимо различаются по показателям коммуникативной толерантности и отдельным факторам коммуникативной компетентности. Так, члены более сплоченной группы имеют более высокий показатель коммуникативной толерантности, они более общительны и открыты при взаимодействии, они более чувствительны к членам своей группы, в большей степени ориентированы на членов своей группы и в большей степени организованы, склонны подчинять себя правилам по сравнению с членами менее сплоченной группы. Кроме того, согласно результатам нашего исследования, руководители более сплоченного коллектива также более открыты при взаимодействии с окружающими, проявляют более высокую степень чувствительности к членам своей группы, в большей степени ориентированы на них по сравнению с руководителями менее сплоченного коллектива.

Таким образом, согласно результатам нашего исследования в каждой группе складывается разная картина межличностных отношений. В группе с более высоким уровнем сплоченности руководители также обладают более высоким показателем коммуникативных особенностей: они проявляют себя как более толерантные, то есть, как более способные принимать особенности, позиции, мнения, ценности членов своей группы, в большей степени терпимы к их особенностям и личностным качествам; ориентированы на членов своей группы, на сотрудничество с ними, на открытое взаимодействие, доброжелательность и взаимоуважение. Все это способствует тому, что в данной группе имеет место высокая степень совпадения оценок, установок, позиций членов группы по отношению к целям и задачам совместной деятельности, взаимная привязанность ее членов. Ее сотрудники более открыто и легко строят свое взаимодействие и общение, в большей степени ориентированы на членов своей группы, более чувствительны к ним, в большей степени зависимы от группы; отношения между членами данной группы более близкие, они более тесно связаны друг с другом. Это говорит о том, что члены этой группы в принятии каких-либо решений ориентируются не только на себя, но и учитывают мнение других членов группы. Они способны не только самостоятельно решать деловые вопросы, но привлекать к этому своих сотрудников. Организация, в которой они работают, представляет для них ценность, имеется положительный характер межличностных отношений, при наличии благоприятного эмоционального фона и близости членов группы друг к другу. Взаимоотношения между членами данной группы характеризуются взаимной приемлемостью, общей направленностью на успешное выполнение совместной деятельности, принятием личности каждого члена группы.

В группе же с более низким уровнем сплоченности характерной является ориентация на себя, на свою независимость от группы. Они стремятся в большей степени полагаться на себя, принимать решения самостоятельно. Это свидетельствует о том, что члены этой организации в большей степени стремятся к личному успеху, а не к успеху группы в целом. Вследствие этого общение и взаимодействие здесь носит не столь открытый характер (по сравнению с первой группой). Для членов группы с более низким уровнем сплоченности в большей степени характерна тенденция заботиться о собственном продвижении по карьерной лестнице, чем успех группы в целом. Средний уровень сплоченности в этой группе указывает на то, что единство группы отсутствует, наличествуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам. И руководители в данной группе, согласной результатам нашего исследования, более ориентированы на себя, чем на группу, проявляют большую независимость от членов группы, склонны полагаться больше на себя, чем на своих сотрудников.

Таким образом, на основании полученных в нашем исследовании результатов мы можем сказать, что руководители, обладающие высоким уровнем развития коммуникативных особенностей (а именно: коммуникативной компетентности и коммуникативной толерантности), способствуют поддержанию положительных взаимоотношений между сотрудниками своей группы. Это, в свою очередь, выражается в ориентации на членов своей группы, учете их мнений, позиций, привлечении их к решению групповых вопросов. Это повышает значимость группы для ее членов. Руководитель является главной фигурой организации. Этот профессиональный статус непосредственно связан с общением, взаимодействием, то есть с коммуникативным компонентом взаимодействия. Руководитель организует взаимодействие в группе, ему приходится взаимодействовать не только с подчиненными в своей организации, но и с другими представителям делового мира, решать наиболее важные вопросы организации. Поэтому статус руководителя предполагает, что человек, имеющий его, будет в совершенстве владеть деловым этикетом, знать принципы и нормы делового общения. Все это необходимо для построения близких взаимоотношений между членами группы, которые, в свою очередь способствуют высокому их сплочению. На наш взгляд, именно от фигуры руководителя, от того, какое он проявляет отношение к своим сотрудникам, какой стиль управления использует, зависит то, как будут складываться межличностные отношения в целом коллективе.

Подводя итоги данного исследования, можно сделать следующие выводы.

В более сплоченной группе (по сравнению с менее сплоченной) сотрудники характеризуются более высокими показателями коммуникативной толерантности и коммуникативной компетентности.

Руководители более сплоченного коллектива характеризуются более высокими показателями по коммуникативной толерантности и коммуникативной компетентности по сравнению с руководителями менее сплоченного коллектива.

Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование показало, что высокий профессиональный статус (статус руководителя организации) требует высокого уровня развития коммуникативных особенностей, а именно: коммуникативной компетентности и коммуникативной толерантности, которые, в свою очередь, обеспечивают формирование адекватных умений и навыков в различных социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность. Все это позволяет организовать оптимальное взаимодействие между сотрудниками своей организации.

Полученные нами результаты могут быть использованы и на практике. Они могут быть интересны сотрудникам, а главным образом, руководителям, различных организаций для построения эффективных отношений между своими сотрудниками. А также на основе полученных нами результатов можно разрабатывать психологические тренинги и практические занятия, направленные на повышение уровня коммуникативной компетентности и коммуникативной толерантности членов группы, на повышение уровня сплоченности группы.

Литература:

1. Алиев В.Г., Дохолян С.В. Организационное поведение /М: Экономика, 2004 – 315с.

2. Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности /М: Издательство Московского ун-та, 1979 – 128с.

3. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении /Киров, 1991 – 96с.

4. Новиков В.В. Социальная психология: феномен и наука /М., 1998 – 464с.

5. Толерантность / Под ред. Мчедлова М.П. – М: Республика, 2004 – 416с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...