Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Метафоризация сознания человека.




Реальность в ресурсном состоянии сознания приобретает признаки амбивалентной целостности. Мышление становится креативным, создающим и выражающим новые смысловые образы. Постоянные посетители концертов отлично знают, что музыканты никогда не исполняют одну и ту же вещь точно так, как играли ее прежде. Да и любителям театра хорошо известно, что, допустим, Смоктуновский или Ульянов в одних и тех же ролях, но в разных спектаклях никогда не повторяли себя досконально. Каждое исполнение, если оно действительно творческое, а не механическое, неизбежно сопровождается какими-то новыми нюансами, свежими красками, необычными оттенками. От раза к разу меняются акценты, интонации, звучания.

Происходит это по разным причинам. Иногда на такие экспромты артиста толкает смутная неудовлетворенность, непредусмотренный поиск лучшего решения, безотчетная потребность экспериментирования. Иногда - изменившееся творческое самочувствие, которое тоже исподволь диктует артисту свою волю. Иногда - необычная обстановка: непривычный репертуар, незнакомая аудитория, новый состав исполнителей и т.д. Отступление от прежней программы действий в таких случаях далеко не всегда осознается исполнителем загодя и часто поражает его самого.

В.В. Козлов полагает, то в ресурсном состоянии сознания «пробиваются» многочисленные «каналы», «туннели» между базовыми средами функционирования сознания – ощущений, эмоций, образов, символов и знаковых систем, что и объясняет синергичную целостность самого переживания креативных состояний [3, C. 106].

7. Трансперсональность опыта. Ресурсное состояние сознания - это экстатическое или инстатическое состояние, «захватывающее» человека. В этом состоянии доминирует мотивационно-эмоциональная сфера мышления, а не рационально-логический интеллект; доминирует духовность как направленность к высшим силам, к другим людям и самому себе.

Подлинный смысл ресурсных состояний сознания – это не столько погружение в глубь бесконечного (антропокосмического) для того, чтобы найти для себя нечто новое, сколько постижение конечного (кластеры «образа-Я»), чтобы найти неисчерпаемое (обрести духовное).

Трансперсональность ресурсного состояния заключается еще и в том, что носитель этого состояния трансцендирует пространственно-временные характеристики своего бытия [1].

Многие музыканты говорят о искажении восприятия времени или о его «забывании». В некотором приближении можно сказать, что творчество происходит во «вневременном со-бытии в деятельности»., когда временная характеристика жизни становится индифферентной. Сергей Летов пишет: «В отличие от попытки овладения временем посредством тщательного, дотошного описания событий и подробностей в романе, мне представилось, что я могу делиться с публикой свободой обращения с ним – то есть тем, как я могу сжимать его и растягивать, обращать вспять, структурировать и жонглировать. Музыкальная импровизация, как свободная игра со временем, помогает избавиться от страха перед ним, избавиться от его навязчивых атрибутов – неотвратимости и неизбежности» [4].

Что касается пространства, то включенность в деятельность в ресурсном состоянии позволяет нивелировать многие переменные пространства – «где», «в каких условиях». Для потока внешние по отношению к деятельности пространственные характеристики становятся не значимыми.

8. Наслаждение процессом деятельности. Чувство упоения следует отличать от чувства удовольствия, которое также может приносить процесс деятельности. Удовольствие можно испытывать без приложения каких либо усилий, поэтому оно не ведет к росту и развитию личности. Чувство же упоения не может возникать без полной отдачи сил.

Чаще всего состояние потока сопровождается либо творческим экстазом, сильным эмоциональным возбуждением, безудержным восторгом, неуправляемостью, мощными эмоциями, импровизация – «расплескивание себя»; либо инстазом, более «дисциплинированным» состоянием, имеющим систему и потому сохраняющимся во внутреннем сознании. Инстаз – это тихое умиление–восторг-радостность и созерцательность.

В ресурсном состоянии человек «творит себя», он создает свое понимание, свое видение мира. Сложность заключается в условиях возникновения состояния "потока", но это, как правило, зависит исключительно от самого субъекта.

Выделяют следующие условия возникновения ресурсных состояний,

1. Интенсивная и устойчивая концентрация внимания на ограниченном стимульном поле.

Исследования Чиксентмихали выявили "внешние ключи", которые способствуют концентрации и тем самым обеспечивают состояние "потока". Ими являются определенные требования деятельности ("вызовы ситуации") и определенная структура деятельности. Рассмотрим их более подробно.

2. "Вызовы ситуации".

Экспериментально показано, что войти в ресурсное состояние оказывается легче в ситуациях, которые обеспечивают следующие возможности: исследование неизвестного и открытие нового, решение проблем и принятие решений, соревнование и появление чувства опасности, появление чувства близости или потери границ эго. В целом, это ситуации, способствующие изучение субъектом своих возможностей, попытке расширения их, выходу за пределы известного, творческим открытиям и исследованиям нового. Иначе говоря, это ситуации, которые удовлетворяют "центральную человеческую потребность" в трансцендировании - в выходе за пределы известного, простирании субъекта в новые пространства навыков, способностей, умений.

Так чаще потоковые состояния у музыкантов возникают не на репитициях, а на концертах, когда исполнению предшествует некое напряжение, а само исполнение сопровождается дополнительной нагрузкой – наличие публики, специфика концертного зала и т.д.

3. Структура деятельности.

Вхождению в "ресурсное состояние" способствуют те виды деятельности, где есть ясные, непротиворечивые цели, точные правила и нормы действования для их достижения и где есть ясная (прямая, точная, мгновенная) обратная связь о результате действия. Эти условия помогают удерживать концентрацию на процессе. Так исполнитель всегда чувствует связь со слушателем. Как музыкант может влиять на публику, так и публика может оказывать влияние на исполнителя, внося в его состояние и игру самые различные изменения. Также сюда можно отнести «чувство ансамбля». Чувство ансамбля в широком смысле — нечто большее, нежели установление контакта с партнерами. Мы всегда можем попытаться вступить в контакт не только с партнерами, но и с декорациями. Это чувство связи с вещами тоже очень важно. Если оформление сцены нам чуждо, мы просто не обращаем внимания на то, что нас на сцене окружает. А это, между прочим, одно из серьезнейших препятствий, которое мы иногда даже не ощущаем, но которое чрезвычайно мешает нам, убивая нашу свободу. Мы не чувствуем себя на сцене легко и естественно, если не налаживается контакт с окружающими нас вещами, будь то декорации, мебель и т. п.

Вхождение в ресурсное состояние сознания облегчается в такой деятельности, которая все время бросает вызовы способностям субъекта. Субъект должен уметь их замечать и отвечать на них соответствующими умениями и навыками. Необходимым условием ПСС является баланс между требованиями деятельности и индивидуальными способностями субъекта.

Иначе говоря, вхождение в ресурсное состояние сознания случается в таких условиях, которые принуждают субъекта к полному выявлению своих способностей, к полной мобилизации себя. Когда есть баланс, все внимание субъекта собрано исключительно на деятельности. Чтобы человек оставался в ресурсном состоянии сознания по мере развития своих способностей, необходимо нарастание вызовов. Для этого не обязательна смена деятельности - важно уметь находить новые вызовы в той же самой деятельности, уметь замечать их. Это глубоко индивидуальное свойство (У. Джеймс назвал его свойством гения), но и ему можно научиться, можно развить его в себе. Именно с такой особенностью вчувствования в вызовы Бытия и подтягивании себя к ним связано рождение всего нового и прекрасного в мире и в человеке. Так творческая деятельность становится источником внутреннего роста.

Существует и другой способ сознательного выхода в ресурсное состояние сознания. Это связное дыхание, которое, используя терминологию нейролингвистического программирования, служит для «якорения» состояния «потока».

Использование связного дыхания позволяет выйти в пространство расширенного состояния сознания. Процесс связного дыхания как способ и средство достижения РСС обладает такими качествами, как осознанность, контролируемость, управляемость, присутствия воли, намерения и возможностью в любой момент времени возвращения в обычное состояние сознания (ОСС).

Процесс связного осознанного дыхания - это способ и средство достижения РСС. При этом возникающее РСС является естественным физиологическим и психологическим феноменом.

РСС характеризуется максимальной мобилизацией резервных возможностей человеческой психики, когда человек при помощи полного расслабления и осознанного связного дыхания получает расширенные возможности управления центральной и периферической нервными системами, работе с бессознательным материалом, организмом в целом.

Расширенное состояние сознания, которое возникает в процессе связного дыхания, качественно отличается от состояний, возникающих при глубоком гипнозе, трансе, медитаций и других способах достижения измененных состояний сознания. РСС качественно особое психологическое и психофизиологическое состояние, отличающееся от сна, бодрствования, патологических нарушений сознания, нарушений сознания при приеме алкоголя, наркотиков и психоделических препаратов [2].

Дыхательные психотехнологии являются безопасным способом вхождения в РСС, в состояние потока, и могут использоваться музыкантами для выхода из творческого тупика или просто работы над своей игрой и выразительностью, работы над самим собой. Творческая импровизация, дыхательные психотехнологии – это лишь некоторые из возможностей достижения состояния «потока». Узнавая его в импровизации, или, занимаясь дыхательными психотехнологиями, человек начинает узнавать и находить это состояние в других областях Деятельности.

 

Список использованной литературы

1. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. М.: Изд-во института психотерапии, 2001. 384 с.

2. В.В.Козлов, Ю.А.Бубеев Измененные состояния сознания: системный анализ. М., 2003.

3. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия. – Издание 2-е, расширенное и дополненное. – Спб.: Речь, 2006. – 286 с.

4. Летов С. «Addenda & Corrigenda» // электронный журнал topos.ru

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 1999. 342 с.

6. Csikszentmihalyi M. Creativity. Flow and the Psychology of Discovery and invention. New York: Harper Perennial, 1996

 

УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТА КАК ФАКТОР СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕТАКОГНИТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ*

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...