Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль массовой культуры в формировании имиджа города




Клейман М.Б. (Иваново)

 

С позиций социально-психологической науки имидж чаще всего рассматривается как разновидность образа, возникающего в результате социального познания. Как полагает А.А. Калюжный, «под образом понимается результат психического отражения или представления того или иного психического явления. В процессе этого отражения возможны изменения исходной информации, и, соответственно, образ не обязательно будет точной копией отображаемого» (Калюжный А.А., 2004). Однако сказанное, на наш взгляд, имеет отношение не только к человеку (хотя в последнее время наметилась устойчивая тенденция применять слово «имидж», прежде всего, к людям). Необходимо принимать во внимание тот факт, что «отдельно взятая» личность (бизнесмен, политик, актёр, спортсмен и т.д.), об имидже которой мы чаще всего ведём речь, развивается в определённых пространственно временных рамках. Эти рамки «заданы» границами того или иного поселения – города, села, посёлка, станицы, деревни. Именно поселение правомерно рассматривать в качестве основной системообразующей единицы в структуре социального пространства личности и социальной группы. Поэтому сегодня вполне уместно вести речь и о формировании имиджа того или иного поселения.

Правомерно выделить «внешний» и «внутренний» имидж поселения. «Внешний» имидж является совокупностью представлений о том или ином населённом пункте, характерных для людей, не живущих в нём. Например, очень многие люди, никогда не бывавшие в Иванове, считают этот город «городом невест». Что же касается «внутреннего» имиджа, то здесь уместно говорить о своеобразной «ментальной карте» социального пространства, сложившейся в сознании жителей данного населённого пункта. На необходимость изучения данного феномена ещё в середине 1980-х годов обращал внимание чешский психолог М. Черноушек (Черноушек М., 1989). По нашему мнению, «внутренний» имидж оказывает самое прямое и непосредственное воздействие на формирование социально-психологического климата поселения как преобладающего и относительно устойчивого психического настроя его жителей, который находит многообразные формы проявления во всей их жизнедеятельности.

В XX и начале XXI столетия исследователи сталкиваются с любопытным феноменом. Мы наблюдаем всё возрастающее воздействие массовой культуры на формирование и «внешнего», и «внутреннего» имиджа поселения, прежде всего, города (ведь массовая культура – это, прежде всего, продукт городского образа жизни). Однако более любопытно другое: само по себе подобное воздействие может оказать самое прямое и непосредственное влияние на изменение экономической ситуации в городе и в целом его «судьбы».

Наиболее ярким примером, на наш взгляд, является развитие британского города Ливерпуль во второй половине ХХ столетия. Во времена расцвета Британской колониальной империи этот портовый город процветал за счёт обслуживания огромного грузопотока между колониями и метрополией. Однако в 50-е и 60-е годы прошлого века, когда заморские владения Англии стали одна за другой обретать независимость, Ливерпуль столкнулся с серьёзными экономическими и социальными проблемами. Стремительно роста безработица. Наибольшим спросом среди молодёжи города стали пользоваться ножи и кастеты: в городе стремительно росла преступность. И вот в эти не самые лучшие для Ливерпуля времена в городе появилась четвёрка молодых музыкантов, о которой вскоре заговорил весь мир. Это была знаменитая группа «Битлз». Её успех самым прямым и непосредственным образом повлиял на изменение и «внешнего», и «внутреннего» имиджа города. Даже люди, никогда не бывавшие в Ливерпуле, стали воспринимать этот город как родину «Битлз» Надо отдать должное властям Ливерпуля: они стали умело использовать эту ситуацию для развития туризма и привлечения в город дополнительных инвестиций. Изменился и «внутренний» имидж Ливерпуля: его жители стали чувствовать свою сопричастность к успеху своих знаменитых земляков. В городе постепенно стал меняться социально-психологический климат: горожане стали чувствовать, что они нужны всему миру. Данное обстоятельство способствовало постепенному преодолению экономического кризиса.

Возникает закономерный вопрос: возможно ли применение данного опыта в России? Разумеется, дать на него однозначный ответ невозможно: слишком различны наши страны, их традиции и жизненный уклад. Однако, тем не менее, некоторые аналогии можно увидеть уже в современной российской действительности.

В 1990-е годы, когда город Иваново переживал глубочайший системный кризис моноотраслевой экономики, связанной с текстильной промышленностью, ребята из группы «Дискотека Авария» отправились «покорять столицу». Вскоре их композиции заняли ведущие места в российских хит-парадах. Это, в свою очередь, способствовало изменению «внешнего» имиджа Иванова: люди стали видеть, что Иваново – это город развитой молодёжной культуры, где существуют все условия для приятного и весёлого времяпрепровождения. Особенно значительный шаг в формировании подобного имиджа был сделан в конце 2006 г., когда группа совместно с популярной певицей Жанной Фриске выпустила в свет композицию, посвящённую популярному в прошлом десятилетии месту отдыха ивановской молодёжи – туристическому комплексу «Малинки», расположенному в пятнадцати километрах к северо-востоку от Иванова. Таким образом, формируется имидж Иванова (и в целом Ивановской области) как места, имеющего огромный потенциал для развития молодёжного туризма.

Успех группы «Дискотека Авария» оказывает самое прямое и непосредственное влияние и на изменение «внутреннего» имиджа города. Так, по данным социологического исследования, проведённого в 2006 г. студентами ивановского государственного университета, группа уверенно входит в «тройку» людей, наиболее прославивших Иваново (вместе с основателем ивановских музеев, фабрикантом и меценатом начала ХХ века Д.Г. Бурылиным и знаменитым модельером Вячеславом Зайцевым). К сожалению, в отличие от Ливерпуля, до недавнего времени местные власти совершенно игнорировали значение этого фактора в формировании благоприятного социально-психологического климата города. В частности, были оставлены без внимания многочисленные предложения о присвоении участникам группы звания почётных граждан города Иванова. И только сегодня, с изменениями в структуре городской и областной власти, ситуация начинает постепенно меняться.

 

ПСИХОЗАЩИТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ АДВОКАТА

Клименко С.А. (Ярославль)

 

Бытовое общественное мнение, как правило, оценивает любой судебный процесс с точки зрения активности участия в нем адвоката. При этом оценка психозащитного поведения последнего чрезвычайно альтернативна. Если наблюдаемый процесс закончился позитивно для подсудимого, следовательно, адвокат вел себя правильно, если наоборот подсудимый получил более жесткий приговор суда, чем ожидалось большинством причастных к «делу», чуть ли не единственным виновником «провала» считается неверное психозащитное поведение адвоката подсудимого. Это ли не «момент истины», и трактовать его на бытовом уровне не имеет смысла.

Для науки, называемой социальной психологией, которую на том же бытовом уровне принято считать «наукой побеждать», этот феномен требует тщательного специального изучения.

Прежде всего, требуют определения, по крайней мере, два социально-психологических понятия: психозащитное поведение подсудимого и психозащитное поведение адвоката.

Первое – это стойкое и последовательное объяснение случившегося факта, подлежащего судебному рассмотрению, с членораздельным признанием и непризнанием своей вины по разным аспектам обвинения. В таком поведении преобладают собственно психологические механизмы саморегуляции личности подсудимого. Человек, в принципе, защищает свою психику.

Второе - научно обоснованная и психологически выверенная система аргументаций в пользу подзащитного альтернативных предъявленным ему обвинениям. В этом случае преобладающее значение приобретают юридические знания, а психологические тонкости стратегии и тактики защиты вторичны. Психика же самого адвоката может оставаться в обычном для его личности состоянии.

Изучение психозащитного поведения вообще в научной литературе обсуждается довольно давно. Недостаточная разработанность в отечественной психологии категории поведения в сравнении с категорией деятельности требует раскрытия ее сущности, осуществляемой, прежде всего, представителями социальной психологии.

Исходным для настоящего исследования явилось понимание поведения как пространственно-временной организации активности субъекта деятельности. Известно, что многие психологи считают интегральной и доминирующей формой поведения и проявления личности так называемое социальное поведение. Вариативность форм социальных связей и отношений личности определяет разнообразие видов социального поведения, объединяет которое общий признак – регулируемость определенными нормами. Одну из разновидностей социальных норм представляет правовая норма (Леонов Н.И., Ратинов А.Р., Шорохов Е.В. и др.).

М.Ф.Орзих, рассуждая о возможностях правового воздействия, утверждает, что оно рассчитано, прежде всего, не на внешние поведенческие акты, а на внутреннюю «поведенческую» структуру, на свойства личности, оформляющие ее поведение. Принцип детерминизма как главный объяснительный принцип научного познания, конкретизируемый в развитой С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, Л.С.Выготским и др. идее о воздействии внешних причин посредством внутренних условий, детерминирует и рассмотрение факторов регуляции социального поведения личности. Усвоение социальных норм, являющихся универсальной формой выражения внешних факторов регуляции поведения, наиболее эффективно, если они неотъемлемо включаются во внутренний мир личности, которая вырабатывает собственные нормы, формы социального поведения, позицию в системе социальных взаимодействий. Как справедливо отмечала Е.В.Шорохова, в диалектике внешних и внутренних детерминантов личность в совокупности свойств и качеств выступает как высший регулятор социального поведения. В случае с психозащитной функцией адвоката на первый план выходит требование его абсолютно нормативного социального поведения: он говорит правду и только правду в соответствии с позитивной характеристикой каждого подзащитного.

Нам представляется, что теоретическая значимость исследования состоит в рассмотрении категории психозащитного поведения как компоненте социального поведения личности, что способствует пониманию регулятивных процессов и механизмов социального поведения и раскрытию путей адаптации личности к социальным ситуациям. Одновременно, практическая значимость исследования определяется тем, что познание особенностей психозащитного поведения адвоката:

- способствует повышению профессиональной квалификации адвоката;

- направит профилактическую, реабилитационную, коррекционную работу с подзащитными (в том числе в пенитенциарных учреждениях), на формирование у них способности к рефлексивной позиции по отношению к своим действиям.

Основными гипотезами в нашем случае являются:

1.Психозащитное поведение адвокатов имеет специфику, определяемую особенностями опосредующих его реализацию механизмов психологической защиты и индивидуально-личностных свойств.

2.Характер действия системы психологической защиты, регулирующей социальное поведение адвоката, во многом определяется ее особенностями, к которым относятся и специфические формы поведения, закрепившиеся в результате устойчивого и длительного действия традиционных защитных механизмов.

3.В поведенческом репертуаре адвоката как личности имеются не только профессиональные, но и иные определенные варианты психозащитного поведения вообще: поведенческие паттерны, реализуемые посредством доминирующих механизмов такого вида психологической защиты.

4.Ситуация некоторой обособленности адвоката в процессе следствия и судопроизводства инициирует актуализацию имеющихся у личности каждого конкретного адвоката инвариантных видов психозащитного поведения.

Методологической основой исследования являются всеобщие законы диалектики, ведущие принципы психологической науки (активности, детерминизма, системности и развития). Теоретико-методологическую основу исследования составили также идеи и положения научных разработок проблем психологической защиты А.Адлера, Ф.М.Бассина, Л.Р.Гребенникова,Р.Плутчика, Е.Романовой, В.А.Ташлыкова, А.Фрейд и др.; положения индивидуально-типологического подхода (С.Л.Рубинштейн, Л.Н.Собчик и др.); системно-структурного подхода (А.В.Брушлинскй, Б.Ф.Ломов, В.В.Новиков и др.); подходы к научному анализу проблем регуляции социального поведения М.И.Бобневой, Н.И.Леонова, Е.В.Шороховой и др., девиантного и противоправного поведения – Ю.А.Клейберга, В.Н.Кудрявцева, В.В.Лунеева, Ф.Н.Пастушени, Ф.Р.Ратинова; концептуальные положения решения проблем преступности женщин, предложенные Ю.М.Антоняном, М.Н.Голоднюк, В.А.Серебряковой и др. Источниковедческая база исследования, криминологическая и юридическая литература, периодика по проблемам регуляции социального поведения, психологической защиты личности.

Эмпирическую базу исследования составили результаты деятельности и личности подзащитных, результаты изучения личности адвокатов и особенностей поведения совершивших различные преступные деяния женщин и мужчин, их отношения к содеянному ими. Объем общей выборки составил 80 человек.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась логикой замысла научной работы, всесторонним анализом проблемы, опирающимся на использование адекватных предмету и задачам исследования психодиагностических процедур, репрезентативной выборкой методов анализа эмпирического материала.

Обычно понятие «психологическая защита» используется в литературе в двух значениях: как определенное системно-структурное образование и как процесс функционирования данной системы. Изучение системы психологической защиты посредством реализации методологии системного подхода предполагает ее включение в контекст метасистемы личности и рассмотрение ее в структуре связей с другими системными компонентами. Идея о тесной связи психозащитных механизмов с личностными образованиями содержится в работах А. Фрейд, В. Райха, Р. Плутчика. Основываясь на идеях системного подхода, можно предположить, что система психологической защиты, включенная в метасистему личности, успешнее реализует свои функции как достаточно самостоятельное образование; ее интегрированность в структуру личности ограничивает вариативность моделей поведения и приемов минимизации внутреннего дискомфорта.

По мере накопления экспериментальных данных нами все более и более стала выявляться неоднозначность понимания исследователями роли защиты. Многие признают, что, сохранение эмоционального равновесия, достигаемое посредством психозащиты, сопровождается затруднением взаимодействия с миром, определенной дезинтеграцией поведения (И.Я. Березная, Ф.Е. Василюк, Р.М. Грановская, Б.Д. Карвасарский).

Объединение усилий криминологов и психологов в решении проблем асоциального поведения требует внесения терминологической ясности в оперируемое теми или другими специалистами понятие, нередко наполняемое различным содержанием. Нам представляется, что для обозначения рассматриваемой деятельности адвоката адекватным будет использование понятия «психозащитное поведение». Оно несет в себе все содержание социального поведения и представления о психологических защитных реакций индивида. Можно говорить о психозащитном поведении как о пространственно-временной организации активности субъекта, реализуемой посредством функционирования системы механизмов психологического воздействия вообще: заражение, раздражение, аттракцизм, и т.д. и т.п. В поведенческом репертуаре личности имеются определенные паттерны психозащитного поведения, обеспечивающие ее как социально-психологическую правомерность, так и силу психологического воздействия адвоката на судей, подзащитного и других участников судебного процесса.

 

 

Литература:

1.Алимов С.Б. Ситуация совершения преступления и ее криминологическое значение. М.:1971 г.

2.Антонян Ю.М. Преступность и психические аномалии. М.: 1979 г.

3.Агеев В.Г. Проблема мотивации личности. М.: Наука, 1985 г.

4.Джидарьян И.А., Васильев В.Л. Теоретические проблемы психологии личности. М.: Наука 1987 г.

5.Зейгарник Б.В. Основа патопсихологии. М.: МГУ

 

ОТ ЧЕГО ЗАВИСИТ УСПЕХ В БИЗНЕСЕ? (ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ). [2]

Клюева Н. В. (Ярославль)

 

Опыт консультирования, который сформировался у меня за многие годы работы на рынке консалтинговых и образовательных услуг, позволяют утверждать, что современной психологической науке не хватает инструментов реального влияния на бизнес. Традиции академической психологии не востребованы, так как их не возможно непосредственно применить на практике. Обнаруженные на больших выборках закономерности с трудом проявляют себя в реальности конкретной организации. Как бы ни старался руководитель найти описание себя в учебниках по менеджменту, попытки будут тщетны. На самом деле это и не задача науки (в классическом понимании) – прояснять ситуацию отдельной личности или организации. Научное знание в принципе не дает целостного представления о человеке. А.Эйнштейн писал: “Метод, к которому мы прибегаем в настоящее время, пользуясь принципом причинности, весьма груб и поверхностен. Мы ведем себя как ребенок, который по одному стиху судит о целой поэме, ничего не зная о ритмическом рисунке, или как человек, начинающий учиться на фортепиано и способный улавливать лишь связь какой-нибудь одной ноты с непосредственно ей предшествующей или следующей за ней. В какой-то мере такой подход может оказаться вполне удовлетворительным (если иметь дело с простыми и незамысловатыми сочинениями), но такого подхода явно недостаточно для интерпретации фуг Баха” [3].

Какие существуют варианты для того, чтобы, по крайней мере, уменьшить разрыв между наукой с ее мощными объяснительными схемами и потребителями психологических услуг? С моей точки зрения – это создание условий для осознания человеком (организацией) себя, вариантов выбора. Для достижения этой цели уже начали формироваться традиции психотехнической психологии (Ф.Е. Василюк), конструктивной психологии (А.А.Кроник, А.М.Эткинд, В.П. Зинченко), разработаны технологии (рефлексивная диагностика, инновационная методология, группы различной направленности и т.д.). Не хватает практикооринтированных текстов (не популярных изданий по психологии, продающихся на книжных развалов, например: «Семь шагов к успеху», «Десять заповедей миллионера»,«Заяц, стань тигром», а серьезных, приглашающих читателя к диалогу, к размышлению о себе, о смыслах жизни и своем предназначении. Приведу пример из практики. По заказу одного крупного промышленного предприятия мы с коллегами проводили семинары по управлению организацией. Для «разгрузки», именно так мы поставили перед собой цель, руководителям были предложено несколько семинаров тренингов со следующей тематикой: «Детство как ресурс руководителя», «Стиль жизни руководителя», «Ценности семьи – ценности профессиональной деятельности – гармония или конфликт?». По итогам работы, практически все руководителя назвали для себя как наиболее значимое событие – участие именно в этих семинарах. Видимо, уже стала осознанной потребность, и даже сформировалась готовность воспользоваться услугами психолога-консультанта для того, чтобы ответвить на жизненно важные вопросы, без решения которых и бизнес не может быть эффективным.

В этой статье я представлю свой взгляд на природу успеха в бизнесе. Взгляд этот формировался под влиянием текстов экзистенциальных философов, психологов и психотерапевтов (С.Л. Братченко, Д.А. Леонтьев, Дж. Бьюдженталь, И. Ялом, Р. Мэй), общения с большим числом людей, достигших в бизнесе реального успеха, а также в ходе дискуссий на постоянно действующем семинаре в Центре корпоративного обучения и консультирования ЯрГУ им. П.Г. Демидова.

Эквивалентом успеха является не только достижение высокого профессионального или социального статуса, комфортная жизнь, материальная обеспеченность, возможность влиять на окружающих, но, и, что наверное самое важное, - осознание того, что путь выбранный человеком является "своим", то есть не навязанным из-вне, а выстроенным на основе собственных желаниях. На одном из заседаний ярославского Менеджер - клуба разгорелась дискуссия о том, что позволяет человеку достигать успеха в жизни, состояться в ней. Такие факторы как успеваемость в школе, семейное влияние, образование, которое получил человек, наличие связей и многое другое, что мы перечисляли, не позволяют понять природу успеха и достижений. При чем, сколько людей - столько и вариантов жизни (В.Н. Дружинин), разнообразны представления о своей индивидуальной успешности, достижениях, представленности в культуре. Профессиональный взгляд задает формат рассмотрения того или иного вопроса или проблемы. Позиция психолога в этом смысле позволяет задать свой формат толкования феномена успешности. Рассуждения, предложенные в статье, могут задать определенный контекст рассмотрения личностных проблем руководителя (коучинг), препятствий и возможностей в развитии организации (организационное консультирование), стратегий в работе психолога при выработке эффективных моделей поведения (тренинг).

Успешный человек умеет жить в условиях неопределенности. Он спокойно относится к отсутствию регламентов и правил, он сам создает их и делает так, что эти правила признаются другими. Страх неопределенных ситуаций приводит к установлению большого количества ограничений, отказу от принятия нестандартных идей, а в самом крайне варианте – к стагнации личности. Е динственная определенность сегодня – то, что мы живет в условиях неопределенности. Не каждый может принять мысль о том, что мы живет в непрерывно меняющемся мире, и то, что было полезно и целесообразно вчера, не позволяет эффективно действовать сегодня. Хаос - это определенность, которую мы не поняли. Вспомните Незнайку! Более талантливого порождателя хаоса найти трудно. Практически все персонажи сказки Е. Носова о Незнайке знают о своем предназначении. Винтик- винтит, Пончик- гурманит, Знайка - информирует всех и вся. И только Незнайка создает ситуацию хаоса и тем самым побуждает других выйти за пределы предлагаемых образцов. Потеря веры в успех, выученная беспомощность, отсутствие реальных возможностей для проявления индивидуальности – это лишь некоторые постсоветские реликты, влияющие на поведение в актуальной жизненной ситуации. От этого стремление регламентировать все и всех, прописать процедуры, контролировать ситуацию, страх делигировать полномочия – это лишь некоторые признаки неумеиия жить в неопределенности.

Успешный человек - это идеалист, который знает и верит, что мира как такового нет, есть только то, как сам человек воспринимает этот мир, и какие отношения он с ним строит. Представляю реакцию ортодоксальных материалистов! Материя первична, сознание вторично… Сознание отражает реальность… Опыт общения с успешными людьми показывает обратное. Мир - это моя субъективная реальность, моя трактовка происходящего есть основа для принятия жизненно важных решений. Это принципиально меняет отношение к миру. Мир становится материалом для собственного развития. Любая ситуация становится источником движения вперед. Как часто приходится встречать обиженных, недовольных, разочарованных несправедливым устройством мира. "Угрозы! Обманут! Никому нельзя верить!". Успешный человек в любой проблеме видит возможность. Возможность для усиления своего "Я», возможность решить нестандартную задачу, перепрограммировать свое сознание для нахождения оптимального решения. "Опыт - это то, что я получаю, когда не получаю того, чего хочу". Такая формулировка более позитивна, чем накопление обид и разочарований. Способность забывать, "разучение" становится ключевой способностью в деловом мире.

Успешный человек осознает временные рамки своего существования. Жизнь кончена, а значит надо успеть сделать многое, прожить и почувствовать различные стороны бытия. "Взять в попутчики смерть", нашего вечного спутника. Обращение к конечности бытия задает совершенно другой контекст и масштаб для проблем, которые мучают человека, делая их малозначимыми. В каком времени живет успешный человек? Думает с сожалением о прошлом? Наверняка нет. Живет каждой минутой и секундой сегодняшнего дня? Скорее всего - да! Ставит перед собой запредельные цели, которые трансформируют его настоящее? Безусловно…В современной психотерапии и психологическом консультировании ведутся дискуссии по поводу того, что детерминирует поведение человека. Детерминанты размещаются в пространстве прошлого (детство), настоящего (актуальная жизнь), будущего (цели и смыслы, которые обнаруживает человек в будущем). Опыт консультирования позволяет утверждать, что успешный человек не ограничивает себя опытом прошлой жизни, не сожалеет об упущенных возможностях, а ставит перед собой привлекательные цели. В рамках организационного консультирования рассматриваются вопросы стратегического планирования, определения возможных сценариев развития организации. Это очень продуктивный подход в работе психолога, который дает гораздо больше, чем выявление ошибок, неудач, препятствий и рисков, существующих в окружении.

Успешные люди не предсказывают свое будущее, а создают его. Вы либо наблюдаете за тем, что происходит, либо влияете на то, что происходит. В книге К. Нордстрема и Й. Риддерстрале "Бизнес в стиле фанк" умение ставить цели на пределе возможностей, наглые и лохматые рассматривается как основа успеха. Снабжать людей мечтами умеют только успешные люди. Способность к созиданию, прорывы, которые не могут быть не оценены современниками – несомненные достоинства успешных людей. Если опираться в своих размышлениях на поговорки и половицы типа «Бог дал, бог взял…», «Жизнь – копейка – судьба – индейка» и тому подобные (замечательны пример культурной кодировки индивидуального сознания!) тогда есть возможность расслабиться и плыть по течению жизни. Попадая в орбиту талантливого успешного человека нельзя остаться равнодушным. Можно удивляться, восхищаться, протестовать, иронизировать, проверять на прочность, но пройти мимо и не обратить внимания - трудно.

Жизнь успешного человека осмыслена. "Жил и умер, не приходя в сознание" - не про таких людей. У И. Ялома есть интересный комментарий, который он дает, описывая опыт своей работы с группой. Перед участниками была поставлена задач ответить на вопрос: «Чего я хочу?». Для многих эта задача оказалась трудно разрешимой. Понять свои подлинные желания, ответственно заявить, что этого хочу именно Я – испытание не для слабых. Попытка ответить на казалось бы простые вопросы: «Что ты хочешь? Что ты чувствуешь? На что ты надеешься?» - заканчивается либо формулировкой, присвоенной из общества: «Так принято и я этого хочу» («хочу быть свободным! – оно тебе зачем? Хочу быть богатым – а это зачем?), либо молчанием, связанным с трудностью в осознании того самого значимого, своего, что и определяет течение жизни. Нужно ли осознавать то, что происходит с нами? Если сказать себе: «Да, я могу, хочу, способен сделать свою жизнь такой, какой я хочу» – тогда ответ, безусловно, положительный. Успешные люди рефлексивны, способны мыслить системно, различать причины происходящего и поводы. Они ориентированы на внутренние ценности (свободу, комфорт, развитие, независимость, любовь), то, что в психологии относится к внутренней мотивации. Внутренняя мотивация — это стремление совершать деятельность ради нее самой, ради награды, которая содержится в самой этой деятельности. Этой наградой является момент переживания чего-то большего, чем обыденное существование. Смыслы - та опора, которая позволяет выбрать верное направление. Смысл не может быть обнаружен раз и навсегда. Это как в шахматной партии – практически не возможно определить, какой ход самый лучший (мысль В.Франкла). Динамичность, умение пересмотреть свои мотивации, отказаться от несущественного позволяет быть свободным от внешних ограничений. Тем более, что в современном мире трудно найти те точки отсчета, которые бы разделялись всеми. Поэтому свобода предполагает жизнь в соответствии со своими предпочтениями. На одном из семинаров с топ-менеджерами крупной компании руководитель (он же – лидер) сформулировал тезис: «Не приспосабливаться к миру, а создавать такой мир, в котором захочется жить каждому из нас» (он имел в виду, прежде всего, себя и свою команду). При этом свобода не мыслится успешным человеком без ответственности, и не только в масштабах отдельно взятой квартиры, но и всего мира.

Рассуждения подобного рода важны для людей, работающих в бизнесе. Поиск опоры в себе, использование возможностей психологии и психолога для раскрытия своих ресурсов позволяют целостно проживать ситуации профессиональной деятельности, строить эффективные взаимоотношения с окружающими. В свою очередь, психология не только повышает способность к пониманию себя, но и способствует нахождению новых путей для развития бизнеса.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...