Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этническая идентичность, её структура и роль




В функционировании личности

О.В. Лылина (Ярославль)

Большинство исследователей, занимающихся проблемами этнической идентичности, указывают на её значительную роль в жизни личности, подчеркивая при этом, что увеличение значимости этнических аспектов в жизни человека во многом зависит от таких причин как переход к другому типу социальной организации, нестабильность, интенсификация межэтнических контактов, сепаратистские процессы в Российской Федерации, направленное идеологическое воздействие. Однако на значимость этнической принадлежности влияют не только объективная социальная реальность («переходность» общества, этнические конфликты, миграция и т.п.), но и ряд субъективных факторов, например, уровень образования индивида, личностные характеристики и др.

В широком смысле идентификация представляется чрезвычайно важным фактором движения общества в целом и развития человека. Многие авторы указывают на то, что способность к идентификации обеспечивала исторически совершавшуюся дифференциацию и интеграцию людей, и создание разных социальных пространств и характеристик самого социокультурного процесса. Благодаря необходимости и возможности идентифицироваться в состоянии постоянно изменяющихся обстоятельств к изменяющимся ценностям, нормам, формам организации общества обеспечивалось развитие индивида и общества. Идентификация является одновременно средством и условием объединения и разъединения, многообразия и целостности, развития и воспроизводства социальных структур, их дифференциации и интеграции, расширения и роста в социальном развитии.

Таким образом, идентичность находит отражение во многих сферах жизни, функционирования и развития человека. Этническую идентичность сопоставляют с различными сторонами жизни личности, а также с её отдельными характеристиками. Хотя чаще указывают не столько на её роль и влияние на те или иные характеристики личности, сколько на их обратное влияние на саму этническую идентичность. Например, на влияние самооценки, уровня фрустрационной толерантности и др. на этническую идентичность.

Соотношение этнической идентичности с различными подсистемами личности, особенности её структуры представляется нам довольно интересным вопросом, заслуживающим дальнейшего рассмотрения.

В отечественной психологии сложилось понятие идентификации как эмоционально-когнитивного процесса неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом. Относительно этнической идентификации, понятие трансформируется в составную часть социальной идентичности личности, психологическую категорию, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности или разделяемые в той или иной мере членами данной этнической группы общие представления, которые формируются в процессе взаимодействия с другими народами.

В структуре этнической идентичности обычно выделяют два основных компонента - когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный(оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства). Некоторые авторы выделяют и поведенческий компонент социальной идентичности, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях».

В моделях, предложенных разными исследователями, используются самые разные термины для обозначения составных частей когнитивного компонента этнической идентичности — этнические ориентации, групповые концепции и др. Но самыми важными признаются этническая осведомленность, которая включает знания об этнических группах — своей и чужих, их истории, обычаях, особенностях культуры, иэтническое самоназвание. На основе знаний о своей и чужих этнических группах формируется комплекс представлений, образующих систему этнодифференцирующих признаков. В качестве этнодифференцирующих могут выступать самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное ис­кусство.

Аффективный компонент этнической идентичности, отражающий отношение к собственной этнической общности, проявляется в этнических аттитюдах. Позитивные аттитюды включают удовлетворенность членством в этнической общности, желание принадлежать ей, гордость за достижения своего народа. Так, например, повышение этносоциального статуса нации в новой социальной реальности сопряжено с ростом чувства самоуважения, что проявляется в усилении чувства гордости и в снижении чувства стыда за свой народ.

Опираясь на разработки в данной области, а также на результаты собственных исследований мы пришли к возможности рассмотрения структуры этнической идентичности в несколько ином ракурсе, а именно, с точки зрения теории Козлова В.В. о структурах идентификации личности и группы.

Так, Козлов В.В. определяет идентификацию как интегральное, эмоционально переживаемое отождествление с устойчивыми констелляциями человеческого опыта, которые осознаются и интерпретируются как «свои» и выступают в качестве своеобразного регулятора его поведения и деятельности. В структуре идентификации личности и группы Козлов В.В. вычленяет три подструктуры «Я» (в данном случае под «Я» понимаются совокупности подсистем, из которых состоит личность): «Я» - материальное, «Я» - социальное, «Я» - духовное. В случае этнической идентификации условно также могут быть выделены эти три подструктуры.

Каждая структура идентификации имеет некий центр. Центром «Я» - материального является образ своей телесности и телесность, как таковая, и отношение к телу. Первое, что вычленяется из действительности, структурируется как элемент сознания личности, что осознается как «Я», это тело. Первым шагом возникновения самосознания, самоидентификации, вообще возникновения сознания является акт расчленения между «Я», как телом, и другим, как телесным объектом. Происходит расчленение на «своё» и другое, отторжение наблюдателя от наблюдаемого, дифференциация субъекта и объекта. Первые эмоционально-значимые состояния и первая идентифицированность с телесностью, отношение к телесности и составляет ядро «Я» - материального. Для группы центром «Я» - материального является групповое физическое пространство, чувство принадлежности этому пространству. Затем это отношение к своему телу экстраполируется, переносится на предметное пространство, воспринимаемую вещную структуру бытия. Обозначается это и переживается как нечто, мне или группе принадлежащее. Отношение к вещам и предметному миру является неким продолжением, проявлением отношения к телу и к пространству группового существования. Его можно обозначить как территориальный фактор.

Материальная идентификация является базовым конструктом личности и группы. Козлов В.В. подчеркивает, что любое разрушение, любое нарушение в скорости расширения пространства, в качестве изменения пространства, в степени идентифицированности, в гомеостатической тенденции переживается личностью как притязание на её пространство и вызывает какую-то адекватную или неадекватную реакцию.

Стержневой структурой «Я» - социального является интегративный статус, то есть то социальное положение, которым содержательно наполнено жизненное пространство личности и на которое направлена её активность. Группа как социальная общность также имеет свой интегративный статус. Он определяет смыслодеятельностное поле человека, группы и влияет на способ мышления, на оценку других людей и т.д. Диктует определенный уклад жизни, круг интересов, сферу общения, направленность и основную активацию. Интегративный статус – это наше социальное лицо. Это та социальная структура, из позиций которой личность оценивает и выстраивает свои общественные отношения. Социальное «Я» очень неоднородно по содержанию. В нем существует огромное количество других отождествлений, которые занимают большую или меньшую область, но занимают определенную территорию, определенное пространство («я» - территориальное, этнонациональное, а также касающееся различных статусов и ролей).

Наконец, ядро «Я» - духовного – это интимные, сакральные смыслы, которые касаются стержневых проблем бытия. Здесь находится человеческая этика. Основные проблемы, которые здесь поднимаются, это проблемы одиночества, смысла жизни, экзистенциальной грусти, тоски, смерти, служения.

Таким образом, мы затронули три основные структуры идентификации: «Я» - материальное, «Я» - социальное и «Я» - духовное. Мы предполагаем, что возможно рассмотрение этнической идентификации с точки зрения этих составляющих. В дальнейшем мы попытаемся построить свое исследование в этом аспекте. Анализируя результаты своего предыдущего исследования, мы заметили проявление этих структур в этнической идентификации подростков. Так, например, использовались в свободных описаниях характеристики, касающиеся материального уровня, территориального проживания, телесного описания. Подобные характеристики можно отнести к «Я» - материальному. К «Я» - социальному можно отнести характеристики, затаривающие социальный статус, принадлежность к определенному группе, слою населения. Наконец, к духовному «Я» можно отнести «особую русскую ментальность», душевность и др. Подобные результаты мы рассмотрели в рамках пилотажного исследования. Несомненно, данное направление требует более тщательного дальнейшего исследования.

 

Краткий список литературы:

1. Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии. // Вопросы психологии, 1996, № 1.

2. Ачкасов В.А. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора. // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999, том II, №1.

3. Данилова Е. Н.Изменения в социальных идентификациях россиян. // www.i-u.ru

4. Дробижева Л.М. Этническое самосознание русских в современных условиях: идеология и практика. // Советская этнография. 1991, № 1, с. 3-13.

5. Карыбаева М. Этническая идентичность в условиях социальных трансформаций. //Этнический мир, 1998, №2

6. Козлов В.В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 384с.

7. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс культурную психологию. – М.: Ключ – С, 1999. 224с.

8. Лебедева Н.М. Русская диаспора: диалог цивилизаций и кризис социальной идентичности. // Психологический журнал. 1996, т.17, № 4.

9. Павленко В.И. Представление о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии. // Вопросы психологии. 2002, №1

10. Социология в России // Под. ред. В.А. Ядова. – М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. 696с.

11. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Институт психологии РАН, «Академический проект»,1999. 320с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...