Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика и коррекция агрессивного поведения дошкольников




А.В.Мантикова (Абакан)

Современное урбанизированное общество предъявляет к человеку жесткие требования, несоответствие которым является мощным стрессогенным фактором. Защитными реакциями зачастую становятся механизмы психологической защиты и деформированные формы поведения.

Число людей с устойчивой личностной чертой - реактивной агрессивностью и спонтанной агрессией в ответ на травмирующие стимулы, постоянно увеличивается. Эта тенденция присутствует и среди детей.

Несмотря на то, что тема агрессии является достаточно изученной в современной психологии, немногие авторы обращались к проблемам коррекции агрессии в контексте групповой работы с дошкольниками. Главной трудностью является небогатый «арсенал» конкретных методических инструментов в этой области, оставляющий данную проблему не до конца решённой.

Поэтому целью данной работы является разработка комплексной методики диагностирования и коррекции поведения дошкольников, направленной на снижение у них агрессии.

Объектом исследования является агрессивное поведение дошкольников, предмет: коррекция агрессивного поведения пятилетних детей. В ходе первичной диагностики на предмет агрессивности двух старших групп ДОУ «Березка» г. Абакана в количестве 52 человек для исследования отобрано 18 детей, которые были распределены на 2 группы: контрольную и экспериментальную, предварительно уравненные по половозрастным показателям и по уровням выраженности агрессии.

В ходе диагностической работы и дальнейшего консультирования детей использованы следующие методы: наблюдение, анкетирование (воспитателей и нянь), проективный метод (рисуночные тесты «Несуществующее животное», «Злое животное»), метод игровой терапии. Для статистической обработки результатов использован пакет программ SPSS.12 для Windows.

Исследование состояло из трех этапов: диагностического с целью отбора агрессивных детей, этапа коррекции агрессивного поведения детей и вторичной диагностики контрольной и экспериментальной групп агрессивных детей для выявления эффекта проведенной коррекционной работы.

На коррекционном этапе в качестве инструмента для работы была выбрана игровая терапия, т.к. она имеет ряд преимуществ перед другими методами в контексте возраста детей и особенностей их поведения.

Во-первых, дошкольный возраст – классический возраст игры, ведущего вида деятельности ребенка, он является для него актуальным и интересным времяпрепровождением.

Во-вторых, игра является наиболее эффективным способом самовыражения ребенка, т.к., в силу возраста, у него недостаточно развита вербальная функция.

В-третьих, игра как активный способ взаимодействия позволяет пятилетним детям отреагировать агрессивные проявления на необходимом и достаточном уровне.

Анализируя техники для работы с агрессивными детьми, интерес вызвал трехступенчатый подход по снижению уровня агрессии у детей. Лютова Е. К. и Монина Г. Б. предлагают на первом этапе работы с агрессивными детьми подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. На этом этапе используются игры на отреагирование физической и вербальной агрессии. Второй этап работы начинается после полного отреагирования гнева и заключается в обучении навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. На третьем этапе авторы рекомендуют начать процесс формирования способности к эмпатии, доверию, сочувствию и сопереживанию.

На основе анализа закономерностей психического развития пятилетних детей было сделано предположение, что для работы с ними нецелесообразно проводить каждый из этапов по снижению уровня агрессии отдельными сериями по 4-5 занятий. Нецелесообразность обусловливается недостаточной сформированностью устойчивости внимания и высокой утомляемостью детей, занимающихся однообразной деятельностью, и, вследствие этого, снижением мотивации к дальнейшей деятельности. Поэтому разработана программа, состоящая из 5 занятий по 45 минут, согласно которой на каждом занятии последовательно проводятся 3 вышеуказанных этапа, которые в совокупности должны вызвать эффект снижения агрессии у детей.

На первом этапе работы с агрессивными детьми из 6 игр, входящих в программу по отреагированию гнева, использовалось 5 на каждом занятии. Смена одной из игр проводилась для эффекта новизны с целью заинтересовать детей и мотивировать их на игровую деятельность. В связи меньшим количеством игр на отреагирование вербальной агрессии, их состав был постоянным, менялись игры на отреагирование физической агрессии.

Также внесены изменения в содержание 2 этапа. Для ознакомления детей с многообразием эмоций были использованы не только игры, но и демонстрационные материалы, представляющие портреты детей в различных эмоциональных состояниях. На основании портрета ребенка с группой проводилась беседа, в ходе которой обсуждалось, какую эмоцию испытывает этот ребенок, что с ним могло произойти, по каким признакам можно угадать его состояние.

После этого детям раздавались листы со схематическими изображениями 15-ти человеческих лиц, испытывающих различные эмоции. Каждый ребенок из группы должен был отождествить себя с каким-либо человечком и рассказать остальным детям, что с ним произошло, почему он так выглядит и какая эмоция нарисована у него на лице.

Когда большинству детей стало удаваться безошибочно распознавать эмоции и сочинять небольшие рассказы, совпадающие по содержанию с изображениями, отработанная в течение трех занятий процедура по распознаванию эмоций на фотографиях детей была заменена обыгрыванием ребенком определенного эмоционального состояния. Из группы выбиралось 2 ребенка, и они поочередно обыгрывали эмоции разной валентности.

Задачей остальных детей был подбор из стимульного материала соответствующей фотографии ребенка, испытывающего подобную эмоцию и её называние.

Второй этап был скорректирован таким образом, чтобы агрессивные дети познакомились с многообразной палитрой человеческих эмоций и имели примеры выражения как негативных, так и позитивных чувств, а также могли по невербалике: по языку тела, мимике, «считывать» эмоции.

Цель игр третьего этапа: научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать им уникальную возможность посмотреть на себя глазами окружающих, побыть на месте того, кого они сами обижают, не задумываясь об этом. Содержание третьего этапа было статичным на протяжении психологического консультирования, начиная с третьего занятия, программа дополнилась его обсуждением с детьми в свободной форме.

На основании процесса группового консультирования агрессивных детей можно проследить динамику их поведения.

Во-первых, на протяжении пяти занятий был выражен процесс легального выплескивания гнева: агрессивные импульсы проявились на первом занятии, нарастали с последующими, достигли пика на четвертом и на завершающем пошли на спад.

Во-вторых, выявлено, что неумение детей распознавать и контролировать негативные эмоции связано с узким набором их поведенческого репертуара и незнанием многих оттенков эмоциональных состояний. После курса из пяти занятий дети расширили свой репертуар реагирования на различные ситуации, почти безошибочно научились определять валентность эмоции и стали обыгрывать не только отрицательные, но и положительные эмоции по собственной инициативе.

В-третьих, на этапе формирования способности к эмпатии, в процессе ролевых игр дети имели возможность поставить себя на место другого, посочувствовать жертве, тем самым развивая в себе сопереживание и доверие. К концу занятий они осознали поведение, которое обижает других, стали менее резкими по отношению к членам группы, однако единичные агрессивные тенденции имели место быть.

Необходимо подчеркнуть, что программа занятий, содержащая на протяжении всего консультирования относительно стабильный каркас, состоящий из трех этапов работы с агрессивным поведением, имела динамику. Приспосабливаясь к актуализирующимся потребностям детей, идущих по пути снижения уровня агрессивности, программа корректировалась, из неё был удален вводный этап, запланированный быть ритуалом в начале каждого занятия; начиная с третьего занятия, был введен завершающий этап совместного обсуждения занятия. На каждом из этапов, предназначенных собственно для уменьшения уровня агрессивности, согласованно с задачами конкретного этапа, по ходу групповой работы, вносились некоторые изменения.

С интервалом в 2 недели после консультирования детей была проведена вторичная диагностика на предмет агрессивности. В диагностировании участвовали обе группы: контрольная и экспериментальная.

Обнаружены достоверные различия в проявлении агрессивности контрольной и экспериментальной группами (ρ<0,01 согласно критерию U Манна-Уитни). Необходимо подчеркнуть значимость различий (ρ<0,01) в уровне агрессивности у детей экспериментальной группы до и после консультирования и отсутствие различий в выраженности агрессии у детей контрольной группы. Осуществив апробацию полученной методики в рамках психологического консультирования, выявлено снижение уровня агрессии у детей в среднем на 60%. Это является результативными показателями с учетом того, что необходимый уровень агрессии в норме должен присутствовать.

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что методы оказания воздействия оказались достаточно эффективными. Дети смогли приемлемыми способами отреагировать накопленный гнев, научились распознавать свои и чужие эмоции, доверять и сопереживать.

Это подтверждает эффективность разработанной методики и то, что она может быть использована психологами и воспитателями в практической работе с детьми, имеющими повышенный уровень агрессивности.

Следует предположить, что увеличение числа занятий до 9-12 повысит результативность консультирования в плане упрочнения и закрепления изменений в поведении и сформированных навыков детей по распознаванию и контролю негативных эмоций, сопереживанию и доверию.

В заключение следует дать разработанные в ходе исследования рекомендации по работе с агрессивными детьми:

1. Необходимо быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

4. Давать возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

5. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

6. Развивать способность к эмпатии.

7. Расширять поведенческий потенциал ребёнка.

8. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

9. Учить брать ответственность на себя.

 

Формирование творческого мышления –

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...