Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар № 10. Круглый стол по материалам паевого модуля




Примерные темы круглого стола:

1. Вспомните из курса теории права определения понятий: отрасль права, структура отрасли права, предмет, метод правового регулирования отрасли права.

2. Конституционное право - отрасль публичного или частного права?

3. Конституционное право - отрасль материального или процессуального права?

4. Конституционное право - отрасль охранительная или регулятивная?

5. Каково соотношение конституционного права и иных отраслей российского права?

6. Каковы функции конституционного права в российском праве?

7. Определите предмет современного конституционного права, опираясь на различные точки зрения современных ученых-юристов.

8. Какие области общественных отношений конституционное право упорядочивает непосредственно, детально, а какие - в общем виде, через иные отрасли права?

9. Какое развитие находят конституционно-правовые нормы в административном праве, трудовом праве, уголовном праве, семейном праве РФ и в ряде других отраслей современной правовой системы РФ?

10. Найдите в Конституции РФ: декларативные, целевые нормы, нормы-принципы; регулятивные, охранительные, управомочивающие нормы; обязывающие, запрещающие нормы; дефинитивные, коллизионные, гарантийные, отсылочные (бланкетные), императивные и диспозитивные нормы.

11. Какие методы правового регулирования используются в Конституционном праве РФ?

12. Что понимается под конституционно-правовым отношением?

13. Каковы особенности конституционно-правовых отношений?

14. Назовите основания по которым классифицируются конституционно-правовые отношения.

15. Назовите основных субъектов Конституционного права РФ.

16. Как соотносятся понятия «народ», «нация», «население»?

Тема 6. Гражданство Российской Федерации.

Вопросы темы:

1. Гражданство: понятие и принципы.

2. Гражданство Российской Федерации как конституционно-правовой институт.

3. Основания и порядок приобретения российского гражданства.

4. Основания и порядок прекращения российского гражданства.

5. Производство по делам, связанным с установлением и пересмотром отношений гражданства.

Вопросы к семинарам № 11-12

1. Что такое единое гражданство Российской Федерации?

2. Могут ли субъекты Российской Федерации иметь свое гражданство?

3. Что означает категория «двойное гражданство»? Как она регламентируется в действующем за­конодательстве?

4. Чем отличается «признание» гражданства от «приобретения» гражданства?

5. Каковы особенности приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации у де­тей?

6. Что понимается под «лишением» гражданства? Допускается ли оно в зарубежных странах?

7. Является ли комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ самостоятельным органом государства?

 

Тема 7. Конституционный статус человека и гражданина в Российской Федерации

1. Фактический, правовой, конституционный статус личности: понятие, соотношение. Структура конституционного статуса личности.

2. Основные принципы конституционного статуса личности.

3. Конституционные права, свободы, обязанности: понятие, содержание. Классификация консти­туционных прав, свобод, обязанностей.

5. Ограничение прав и свобод личности.

6. Гарантии конституционных прав, свобод, обязанностей.

7. Содержание и порядок реализации конституционного права на проведение публичных меро­приятий.

8. Содержание и порядок реализации конституционного права на объединение в политические партии.

9. Содержание и порядок реализации конституционной свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

10.Содержание и порядок реализации конституционной свободы совести и вероисповеданий.

11.Содержание и порядок реализации конституционного права на информацию.

12.Содержание и порядок реализации конституционного права на выезд из Российской Федера­ции и въезд в Российскую Федерацию.

13.Содержание и порядок реализации конституционной обязанности защиты Отечества.

14.Понятие и категории иностранных граждан и лиц без гражданства.

15.Правовые режимы пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.

16.Основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Рос­сийской Федерации.

17.Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства.

18.Въезд и пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства.

19.Выезд иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации.

20.Институт политического убежища.

Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев

Вопросы к семинару № 13

1. Можно ли рассматривать конституционные права, свободы как дозволения на том основании,

что они исходят от государства?

2. Конституции советского периода осуществляли идею симметричности основных прав и обязанностей (право на труд - обязанность трудиться и т. д.). Оцените названную идею. Используется ли она в настоящее время?

3. Глава 2 Конституции Российской Федерации называется «Права и свободы человека и гражданина». Почему, на ваш взгляд, в этом названии разведены права и свободы, человек и гражданин?

4. Каково значение используемых в гл. 2 Конституции Российской Федерации терминов «свобода», «свободы» и производных от них?

5. Что означают категории «признание», «соблюдение», «защита» (ст. 2 Конституции РФ)?

6. Зачем человеку права? Зачем государству закреплять за людьми широкий набор прав?

7. Почему в гл. 2 Конституции Российской Федерации отсутствует право на власть?

8. Является ли перечень основных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции, исчерпывающим?

9. Какие термины использует Конституция для обозначения субъектов основных прав, свобод, обязанностей?

10.Права человека - это всегда права индивидов или они включают также коллективные права?

11.Что означает принцип равноправия? Можно ли наряду с равноправием говорить и о «равнообязанности»? Равноправие и равенство прав - понятия тождественные?

12.Сформулируйте определения следующих понятий: ограничение права, умаление права, лишение права, отмена права, отрицание права. Поясните в чем разница между ними.

13.Где проходит законодательная граница между общественными и религиозными объедине­ниями, а также общественными и коммерческими объединениями? Какими признаками общественного объединения обладают нотариальная палата, саморегулируемая организация арбитражных управляю­щих, потребительский кооператив, трудовой коллектив?

14.Криминальные объединения - это общественные объединения?

15.В свободное время вы постоянно собираетесь с друзьями, чтобы поболтать, послушать музы­ку, обсудить планы на будущее. Можно ли ваш дружеский союз считать общественным объединением?

16.Уличное шествие - это общественное объединение?

17.Способны ли экологические объединения (так называемые «зеленые») достичь своих целей без вхождения в область политических отношений?

18.Вправе ли общественные объединения обратиться в суд с заявлением в защиту законных ин­тересов других лиц по их просьбе?

19.Несколько зачинщиков и участников массовых беспорядков (организаторы, исполнители взрыва и т. п.) признались, что принадлежат к одному общественному объединению. Могут ли их про­тивоправные действия служить основанием для его роспуска?

20.Законно ли закрепление в уставе общественного объединения максимального численного со­става участников?

21.Нарушаются ли конституционные права и свободы гражданина решением политической пар­тии об его исключении из состава членов?

22.Вправе ли несовершеннолетний Петров, в отношении которою применена эмансипация (гра­жданско-правовой институт), стать членом политической партии?

23.В чем, на ваш взгляд, смысл разделения законодателем религиозных объединений на религи­озные организации и религиозные группы?

24.Вправе ли религиозные объединения заниматься предпринимательской деятельностью, а об­щественно-политической?

25.Вправе ли религиозные объединения выступать учредителями общественных объединений, например, политических партий, органов общественной самодеятельности по месту жительства граж­дан?

26.Как соотносятся между собой конфессионально-публичное право и церковное право как кор­поративное право отдельных религиозных объединений? Защищает ли государство внутренние решения религиозных объединений как свои собственные?

27.Вправе ли светское государство вступать в какие-либо отношения с действующими на его территории религиозными объединениями?

28.Почему, на ваш взгляд, законодатель, определяя порядок регистрации религиозных объеди­нений, большое внимание уделяет вопросам религиоведческой экспертизы?

29.Может ли религиозная группа действовать без уведомления о своем существовании органов государственной власти или органов местного самоуправления?Вправе ли иностранные религиозные объединения осуществлять религиозную деятельность на территории Российской Федерации?

30.Любое ли религиозное объединение для обретения статуса религиозной организации должно пятнадцать лет пребывать в статусе религиозной группы?

31.Вправе ли религиозные организации проводить религиозные обряды в органах государствен­ной власти?

32.Раскройте содержание конституционного права граждан на информацию. Назовите основные федеральные нормативные акты, конкретизирующие это право и дайте их краткую характеристику.

33.Существуют ли ограничения в праве граждан на информацию и в чем они выражаются?

34.Сформулируйте легальную дефиницию понятия "цензура". Как вы относитесь к созданию Высшего совета по защите нравственности на телевидении и радиовещании?

35.Что понимает законодатель под "государственной тайной"? Назовите перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

36.Каким нормативным актом определяется правовой режим "информационных ресурсов"? Сформулируйте определение и виды информационных ресурсов.

37.Назовите перечень сведений, которые запрещено законом относить к "информации с ограни­ченным доступом". К какой категории информации относится информация о гражданах (персональные данные)?

38.Раскройте правовой статус СМИ в России по действующему законодательству. Считаете ли вы необходимым его совершенствование и если да, то в каком направлении?

39.Расскажите о порядке освещения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в СМИ.

40.Чем отличается митинг от собрания, демонстрация от шествия, пикет от митинга?

41.Вправе ли организовать митинги в России лица без гражданства, беженцы, иностранные гра­ждане?

42.Может ли организовать митинг группа школьников?

43.Можно ли организовывать и проводить митинги, шествия в населенных пунктах, не являю­щихся местом постоянного проживания организаторов? В чем состоит содержание конституционного права граждан на судебную защиту?

44.Раскройте элементы взаимодействия судов с органами законодательной и исполнительной власти.

45.Каким образом граждане участвуют в отправлении правосудия?

46.Как развивался институт мировых судей в России?

47.Предусмотрено ли создание в Российской Федерации специализированных судов?

48.Что собой представляет «административная юстиция» и есть ли она в России?

49.Каковы характеристики организации и деятельности судейского сообщества и его органов?

50.На основании Постановления Конституционного Суда от 16 июня 1998 г. раскройте содер­жание взаимоотношений Конституционного Суда РФ и иных федеральных судов.

 

Вопросы к семинару № 14

1. Как соотносится правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства?

2. Что такое национальный правовой режим, режим наибольшего благоприятствования?

3. Каково юридическое содержание института реторсии?

4. Какие права, свободы, закрепленные в гл. 2 Конституции Российской Федерации, распростра­няются на иностранных граждан и лиц без гражданства?

5. Каков порядок регистрации иностранных граждан, прибывающих в Свердловскую область?

6. Любые ли иностранцы, прибывающие в Свердловскую область, обязаны зарегистрироваться в органах учета?

7. В чем смысл разделения категорий беженцев и вынужденных переселенцев?

8. Кто не может претендовать на статус беженца (вынужденного переселенца)?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...