Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высвобождение гнева. Шалтай-болтай. Игра с песком. Игра с муравьем. Дракон кусает свой хвост. 2. 7. Развитие самосознания




_______________________

52 Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психоло­га — Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ГНЕВА

Цель: отреагирование негативных эмоций.

Возраст: любой.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: мягкий стул или куча подушек.

Ход игры: Подушки, на которые будет выме­щаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто рас­слабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

При ударе из подушки обычно летит пыль, поэ­тому лучше делать это на улице, а ребенку объяс­нить, что, выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребенок выплеснет свой гнев на по­душках, чем на окружающих.

Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.

ЖУЖА

Цель: отреагирование отрицательных эмоций.

Возраст: 5-6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: полотенце.

Ход игры: Выбирается ведущий — «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут его. Когда «Жуже» это надоест, он вска­кивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спине.

Нужно настроить детей на то, что дразнилки не должны быть обидными. А «Жужа» должен тер­петь как можно дольше.

Следующим «Жужей» становится первый из обидчиков, до которого он дотронется.

ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ

Цель: снятие напряжения.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Здравствуйте, дети! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят. ) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем еще раз: болтаем рука­ми, ногами, вертим головой.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.

Ведущий: Смеемся! Еще лучше смеемся. Болта­ем руками, ногами, вертим головой. Болтаем ру­ками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похло­пали ладошками, потрясли руками. Похлопали ла­дошками. Молодцы!

ИГРА С ПЕСКОМ

Цель: снятие напряжения.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Сядьте удобно. Обопритесь на спин­ку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий.

Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уро­нить обессиленно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

Упражнение повторить 2-3 раза.

ИГРА С МУРАВЬЕМ

Цель: снятие напряжения.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На паль­цы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, пря­мые (вдох).

Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбро­сить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.

Упражнение повторить 2-3 раза.

ДРАКОН КУСАЕТ СВОЙ ХВОСТ

Цель: снятие напряженности, невротических со­стояний, страхов.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом и крепко держатся друг за друга (за плечи). Первый ребенок — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Замечание: Следите, чтобы дети не отпускали друг друга, а также чтобы роли «головы дракона» и «хвоста» выполнили все желающие.

2. 7. Развитие самосознания

В старшем дошкольном возрасте начинают, а в младшем школьном продолжают формироваться основы первоначального становления личности, са­мосознания и индивидуальности ребенка.                                          

Родителям, так же как педагогам и психологам, необходимо знать, что готовность ребенка к шко­ле и дальнейшее его обучение в начальных клас­сах зависят не только от овладения определенным набором навыков и знаний, физического состоя­ния, психологической готовности, но и от развития структуры самосознания, которую образуют следу­ющие компоненты53:

• собственное имя;

• самооценка;

• притязание на признание;

• образ себя как представителя определенного пола (половая идентификация);

• представление себя во времени (в прошлом, настоящем, будущем);

• оценка себя в отношении прав и обязанностей.
Важной чертой личности ребенка, которая начи­нает складываться в этом возрасте, является мотив
достижения успеха. Он связан с двумя противопо­ложно направленными тенденциями: достижением успеха и избеганием неудач, которые формируются у дошкольников в игре, а у младших школьников — в учении. На мотивацию достижения успеха боль­шое влияние оказывают самооценка и уровень при­тязаний.

Появление самооценки — не что иное, как рост самостоятельности, переход от системы внешнего управления к самоуправлению.

В дошкольном возрасте внутренняя позиция ре­бенка по отношению к самому себе в основном положительная. Самооценка ребенка непосредствен­но зависит от тех оценок, которые дают ребенку и его успехам значимые для него взрослые. И ес­ли в дошкольном возрасте самооценка еще неус­тойчива и находится в стадии формирования, то у младших школьников уже встречаются самооцен­ки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Адекватная самооценка — реальное отношение к собственным способностям и возможностям, внут­ренняя гармония, адекватное отношение к оценке себя другими людьми, умение видеть путь к успеху, а также отождествление себя не только с успехом, т. е. представление ребенка о себе соответствует его поведению и оценке значимых людей. Ребе­нок с адекватной самооценкой осознает, что хорошо думать и говорить о себе является проявлением чувства собственного достоинства, которое помога­ет обрести уверенность в своих силах. Людям с адекватной самооценкой присущи активность, жизнерадостность, общительность, оптимизм.

Ребенок с низкой самооценкой не уверен в сво­их способностях, возможностях. Даже имея пред­ставление о своих положительных качествах, он испытывает постоянный комплекс неполноценнос­ти, который мешает ему. Следовательно, ребенок с заниженной самооценкой обнаруживает общую не­гативную тенденцию в ситуации оценивания себя другими и самим собой. В основе формирования низкой самооценки лежит чувство вины и стыда, т. е. рассогласование того, каков я и мое поведение,

_______________________

53 Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия».

с тем, каким я должен быть в соответствии с ожиданиями значимых для меня людей. Детям с заниженной самооценкой свойственны пассивность, повышенная ранимость, обидчивость. Они часто от­казываются от участия в играх из-за боязни ока­заться хуже других или вступают в игру, но не проявляют инициативу, довольствуясь подчиненны­ми ролями.

Завышенная самооценка проявляется в том, что ребенок преувеличивает свои возможности идосто­инства и обычно не обращает внимания на недо­статки или вообще не признает их существования. В связи с этим возникает рассогласование между представлением ребенка о том, каким он себя видит, иреальным поведением, а также оценкой окружа­ющими его поведения. Это порождает внутренний конфликт, который может вызвать агрессию, ложь и другие негативные проявления у детей.

Для формирования адекватной самооценки не­обходимо научить ребенка анализировать свое со­стояние: какие поступки дают удовлетворение, а какие вызывают неприятные переживания, недо­вольство собой.

Для изменения самооценки требуется работа по самовоспитанию, которую ребенок должен выпол­нить сам, но с помощью взрослого. Невозможно избавиться от чувства неполноценности путем про­стого повышения своих объективных результатов в игре или продуктивной деятельности. Следователь­но, необходимо научить детей концентрировать свое внимание на успехах и достижениях, это поможет выработать привычку к успеху и уверенность в себе. Надо помнить, что фантазии и мечты имеют такое же значение, как и реальные достижения. Предлагаемые психологические упражнения и иг­ры помогут детям:

• понять, что они могут контролировать, а что неподвластно этому контролю;

• научиться определять доступные им конк­ретные цели и активно стремиться к их дости­жению;

• понять, что допустимо проявление любых
чувств, но не любое поведение;

• искренне выражать свои чувства и при этом уважительно относиться к другим (научиться вы­ражать свои чувства без агрессии и насилия);

• понять, что каждый человек является непо­вторимой личностью, имеющей сильные и слабые стороны;

• гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее;

• жить в мире реальности;

• справляться со своими страхами и стрессами; развить сильные стороны своего характера54.

 

УГАДАЙТЕ, КТО ЭТО55

Цель: оценить психоэмоциональное состояние; прояснить самооценку ребенка; формировать пози­тивное отношение к себе.

Ход игры: Взрослый предлагает детям догадать­ся, о ком он будет говорить. Затем, давая описание внешности каждого ребенка, подчеркивает позитив­ные черты. Например: «У этой девочки светлые волосы, аккуратная прическа, красивые голубые глаза, привлекательная родинка на щеке, милая улыбка» и т. д.

________________________________

54 Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство. — М.: Прометей; Книголюб, 2003.

55 Все игры данного раздела проводятся в групповой форме для детей 6-10 лет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...