Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр




Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова»

 

Формирование элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр

 

 

Курсовая работа

по учебной дисциплине

«Дошкольная педагогика»

студента 4 курса

специальности 1-01 01 01

Дошкольное образование

заочной формы обучения

группы 3224181

Коршуковой С. В.

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук,

доцент, факультета педагогики

и психологии детства

Прокофьева Ольга Олеговна

 

Могилёв

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение……………………………….. ……………………………………... 2

Глава 1. Теоретические основы формирования элементарных экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр. …………...................................................................... 5

1. 1. Психолого-педагогические аспекты экологического воспитания детей дошкольного возраста. ………………………………………………………………5

1. 2. Дидактическая игра как метод формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста. …………………........ 12

1. 3Содержание экологической игры для детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………... 20

Глава 2. Дидактические игры и их влияние на экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с природой. …………………………………….. 23

2. 1. Современный уровень экологических представлений детей младшего дошкольного возраста. ………………... …………………………………………... 23

2. 2. Разработка и апробация дидактических игр по средствам экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста……... 27

Заключение……………………………………………………. ……... ……... 44

Список используемых источников…………………………….. ………….. 46

 

 

Введение

Экологическое образование – это одно из новых направлений дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. Одной из основных целей экологического воспитания является формирование экологической культуры, под которым мы понимаем совокупность экологически развитых сознания, эмоционально-чувственной, деятельной сфер личности. Экологическое образование – это неотъемлемая часть общей образования человека, и включает различные виды деятельности, а также сложившееся в результате этой деятельности экологическое сознание человека - интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещая с игрой и творчеством. Взрослый является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости. Учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании.

Становление первоначальных основ экологической культуры — это накопление конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В младшем возрасте дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства — форму, цвет, величину, а так же познать видимые составные части предметов и объектов, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Факторы содержания экологического образования:

· экологические знания — это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам;

· экскурсии — один из видов совместной деятельности взрослого и ребёнка в процессе формирования экологической культуры. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как взрослые преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Преимущества экскурсий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания;

· наблюдение является наиболее значимым методом при накоплении

конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов (окрас, строение, запах и пр. ), но и их связь со средой. Наблюдение, как метод работы с детьми чаще использую в повседневной жизни, а на занятиях обобщаем, конкретизируем знания, полученные в процессе наблюдения;

· труд в природе. В совместной деятельности взрослого и детей по

формированию экологической культуры широко используется труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение в системе экологического воспитания. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе создаёт благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. В процессе труда решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях;

· сотрудничество с семьёй. Воспитатели значительное внимание уделяют

работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания и сотрудничества. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.

Так, при целенаправленном содействии и сотрудничестве детей и взрослых возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры, осознанного отношения к природе. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями. Проявление экологической образованности это результат образовательной деятельности, на основе специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам. Образовательная деятельность, построенная на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, играет важную роль при формировании будущей личности, а знания и ценности, заложенные ребёнку в дошкольном возрасте станут определяющими факторами дальнейшей судьбы человека.

      Актуальность проблемыотношений ребёнка природой на современном этапе имеет место. Жизненный путь человека с самого первого шага немыслим вне мира живого. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже с младшего дошкольного возраста так важны для воспитания развивающейся личности. Для интеллектуального развития дошкольников необходим богатый чувственный опыт, получаемый ими от восприятия предметов, мира природы, общественной жизни.

Природа окружает ребёнка с ранних лет. Её разнообразие, яркость, красота, наглядность её связей и зависимостей обеспечивает доступность понимания детьми и оказывает существенное влияние на совершенствование мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления.

Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому. Главное для воспитателя – создавать ситуации, в которых у детей могут возникнуть радость общения с природой, чувство глубокого удовлетворения от увиденной красоты, желание беречь и сохранять природу. Формирование такого осознанно-правильного отношения к природе – длительный процесс, поэтому закладывать основы экологического образования нужно уже с младшего возраста. Кроме того, экологическое образование детей – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Исходя из собственного опыта, я обратила внимание, что особенно тяжело им даётся формирование понятия разнообразности природных объектов и необходимости гуманных отношений к ним. Ведь он ещё очень мал для того, чтобы понять и почувствовать это самостоятельно.

Поэтому при написании данной работы я перед собой поставила цель: формирование экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. В ней происходит развитие эмоциональной сферы, напрямую связанной с отношениями, развиваются духовные и физические силы ребёнка, его внимание, память, воображение, умение находить и принимать решения [10, с. 2].

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...