Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2 Разработка и апробация дидактических игр по средствам экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста.




2. 2 Разработка и апробация дидактических игр по средствам экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования - есть возможность предположить, что в ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы произойдут существенные положительные изменения в показателях экологической воспитанности у выделенной группы дошкольников посредством использования системы дидактических игр как одного из средств экологического воспитания, а также при использовании всех средств педагогического воздействия и при обязательном построении индивидуально-дифференцированных программ образования и развития, предполагающими изучение каждого ребенка.

Цель: на основе использования комплекса дидактических игр способствовать развитию экологических представлений детей младшего дошкольного возраста экспериментальной группы.

Задачи:

1. Разработать комплекс дидактических игр, направленный на повышение уровня экологических представлений у детей 3-4 лет.

2. Реализовать данный комплекс дидактических игр в экспериментальной группе.

На основании теоретического анализа проблемы развития экологических представлений у детей 3-4 лет и результатов диагностики констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы был разработан и реализован комплекс дидактических игр, направленный на повышение уровня экологических представлений детей 3-4 лет.

Основная идея комплекса дидактических игр заключается в повышении уровня развития экологических представлений. Психолого-педагогическая работа в рамках комплекса дидактических игр проводилась в виде развивающих игр. При этом учитывалось, что дидактические игры учат правильно выражать свои мысли, использовать родовые и видовые понятия, развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, воображение, интерес к труду взрослых и желание трудится самому; у детей формируется нравственное представление о бережном отношении к окружающим предметам, о нормах поведения, о взаимоотношении со сверстниками и взрослыми. Все эти качества нужны подрастающему поколению. Дидактические игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.

Целевая группа: дети 3-4 лет 2 младшей группы.

Сроки реализации игр: игры проводились с 04. 05. 2021 года по 04. 09. 2021 года, один раз в неделю, продолжительностью 15-20 минут. Всего за этот период проведено 18 дидактических игр. Был составлен комплекс дидактических игр экологического содержания, представленный в таблице 1.

 

Таблица 1.

Тематический план комплекса дидактических игр, направленного на развитие экологических представлений у детей

3-4 лет

Дата Цели и задача игры Название игры Материалы

Вводный этап

Тема «Цепочка»

04. 05. 2021 Цель: Уточнять знания детей об объектах живой и неживой природы. Задачи: 1. Обучить слушать сосредоточенно и высказывать свое мнение. 2. Развивать представления об объектах живой и неживой природы. 3. Воспитывать умение слушать друг друга.   Игра «Приветствие».   Предметные картинки с изображением объекта живой или неживой природы  

Тема: «Что это такое? »

11. 05. 2021 Цель: Закреплять знания о живой и неживой природе. Задачи: 1. Проверить усвоение принятых правил. 2. Развивать мышление. 3. Воспитывать чувство товарищества у участников группы. Игра: «Перечисли правила».   Карточки с изображениями предмета.  

Основной этап

Темы «Зоопарк»

18. 05. 2021 Цель: Расширять представления детей о питании домашних и диких животных. Задачи: 1. Учить правильно, строить предложения. 2. Формировать знания о питании домашних и диких животных. 3. Воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним Беседа о животных.   Карточки разных животных, птиц, насекомых, продукты питания, овощи и фрукты.  

Тема: «Кто, где живет»

25. 05. 2021 Цель: Закрепить знания детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей). Задачи: 1. Обучить видеть красоту в окружающем мире. 2. Развивать воображение. 3. Воспитывать чувство солидарности. Беседа: «Животные».   Планшет, на котором с одной стороны изображены различные животные, а с другой — их убежища.  

Тема: «Путешествие под водой»

01. 06. 2021 Цель: Развивать знания о рыбах: морских, озерных, речных. Задачи: 1. Учить детей замечать те изменения, которые происходят на водоеме. 2. Формировать у детей представление   о рыбах: морских, озерных, речных; о морских обитателях, растениях, и их месте обитания. 3. Воспитывать гуманное отношение к водному миру. Беседа «Под водой». Игры: «В водном царстве». Большие карты-лото с картинкой водоема. Маленькие карточки с водными животными, растениями.    

Тема: «Поможем растению»

08. 06. 2021 Цель: Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений (вода, свет, тепло, питательная почва). Задачи: 1. Упражнять в определении недостатка тех или иных условий по внешнему виду растения. 2. Побуждать детей к активному участию в игре. 3. Привить любовь к живой природе. Беседа на тему «Растения».   Набор карточек с изображением одного из комнатных растений, четыре карточки, изображающие необходимые для растения условия.

Тема: «Четвертый лишний»

15. 06. 2021 Цель: Закреплять знания детей о насекомых. Задачи: 1. Расширять знания детей о насекомых. 2. Развивать логическое мышление. 3. Воспитывать гуманное отношение к насекомым.   Беседа на тему «Насекомые»   Карточки с изображением насекомых.  

Тема: «Узнай птицу по описанию»

22. 06. 2021 Цель: Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям. Задачи: 1. Обучить ухаживать за птицами. 2. Развивать мышление. 3. Привить любовь к птицам. Беседа: «Птицы». Игры: «Чего не хватает».   Карточки с изображением птиц

Тема: «Волшебный поезд»

29. 06. 2021 Цель: Закрепить представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных. Задачи: 1. Систематизировать представления детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных. 2. Развивать умение работать в группах. 3. Воспитывать творческую личность. Беседа: «Животные».   Два поезда вырезанных из картона, два комплекта карточек с изображением животных.  

Тема: «Чудесный мешочек»

06. 07. 2021 Цель: Формировать знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т. д. ). Задачи: 1. Закрепить знания о природных объектах. 2. Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей. 3. Воспитывать гуманное отношение к природе. Беседа о природных объектах   Красиво оформленный мешочек, разные игрушки, имитирующие животных, настоящие или муляжи овощей и фруктов.  

Тема: «Где снежинки? »

13. 07. 2021 Цель: Уточнить и расширить представления детей о снеге. Задачи: 1. Помочь детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. 2. Развивать мышление интерес к зимним явлениям к неживой природе. Беседа о снеге.   Карточки с изображением различных состояний воды, четыре карточки с изображением четырёх времён года.  

Тема: «Ходят капельки по кругу»

20. 07. 2021 Цель: Закреплять знания о круговороте воды в природе. Задачи: 1. Обучить видеть красоту в окружающем мире. 2. Развивать пантомимические навыки. 3. Воспитывать чувства прекрасного. Беседа: «О воде».   Музыка, напоминающая дождь.  

Тема: «Почтальон принес посылку»

27. 07. 2021 Цель: Формировать представления детей об овощах, фруктах, грибах. Задачи: 1. Учить описывать и узнавать предметы по описанию. 2. Расширять представление детей об овощах, фруктах, грибах. 3. Воспитывать чувство гуманности. Беседа «Овощи», «Фрукты», «Грибы».   Предметы (муляжи). Каждый отдельно упакован в бумажный пакетик, загадки.    

Тема: «Съедобное – не съедобное»

03. 08. 2021 Цель: Формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Задачи: 1. Закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. 2. Развивать память, координацию. 3. Воспитывать чувства товарищества у участников группы. Беседа на тему «Съедобное-несъедобное».   Мяч

Тема: «Что нас окружает? »

10. 08. 2021 Цель: Закрепить знания о живой и не живой природе. Задачи: 1. Знать и называть как предметы неживой природы, так и существа живой природы, их сходные и отличительные особенности. 2. Воспитывать гуманную личность. Беседа: «Неживая природа». Предметные картинки неживой природы и существ живой природы.  

Тема: «Удивительный мир неживой природы»

17. 08. 2021 Цель: Выявить умение детей самостоятельно применять усвоенные знания о предметах и явлениях неживой природы. Задачи: 1. Способствовать развитию познавательного интереса. 2. Развивать логическое мышление, зрительное внимание. 3. Продолжать формировать представления о живой и неживой природе. Беседа «Неживая природа»   Картинки с объектами неживой природы.  

Заключительный этап

Тема: «Береги природу»

24. 08. 2021 Цель: Закреплять знания об охране объектов природы. Задачи: 1. Обучить каждого ребёнка проявлять свои творческие способности. 2. Развивать гуманное отношение к природе. 3. Воспитывать у детей доброту, вежливость и любовь к природе. Беседа: «Охрана объектов природы»   Картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды.  

Тема: «Что лишнее? »

31. 08. 2021 Цель: Закрепить умения детей классифицировать объекты живой и неживой природы. Задачи: 1. Выделять отличительные и характерные особенности каждой группы объектов, развивать наблюдательность. 2. Развивать гуманное отношение к природе. 3. Воспитывать у детей интерес к природе, умение видеть ее красоту. Беседа: « Живая и неживая природа».   Карточки с изображением объектов живой и неживой природы.  

 

Комплекс мероприятий, направленный на развитие экологических представлений у детей 3-4 лет посредством дидактической игры состоял из 18 игр. В основное содержание входили дидактические игры и беседы, направленные на развитие экологических представлений. Использованные игры способствовали созданию в группе доброжелательного отношения, формированию чуткости, доброты, бережного, гуманного и ответственного отношения к объектам живой и неживой природы. Беседы обогащали у детей знания о мире природы.

Вводный этап состоял из двух игр. Данные игры были направлены на тесное знакомство участников в группе, а также на принятие правил работы в группе. Данные игры проходили в доверительной, дружеской обстановке, но при этом присутствовало стеснение со стороны некоторых участников. Николай Н., Владимир В., не принимали участие в играх, не участвовали в обсуждении. А остальные респонденты принимали в игровой деятельности активное участие.

Основной этап работы по развитию экологических представлений состоял из 14 занятий.

Тема первой игры «Зоопарк». Данная игра направлена на расширение представления детей о питании домашних и диких животных. В ходе занятия реализована беседа «Животные». В игре участники начали раскрываться, присутствовавшее стеснение на вводном этапе работы со стороны участников больше не ощущалось. Игры подняли детям настроение, а также дали основной толчок развития экологических представлений. В процессе рефлексии респонденты высказали свои мнения о проведенной игре. В целом, игра прошла успешно, поставленные цели и задачи достигнуты.

Вторая игра «Кто, где живет». Целью данной игры является закрепление знаний детей об убежищах в природе различных видов животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей). Занятие состояло из вводной, основной и заключительной части. Вводная часть позволила поприветствовать участников группы. Основная часть предполагала беседу «Животные». Дети отгадывали загадки. В заключительной части дети садились в круг и отвечали на вопросы воспитателя, тем самым делились своими впечатлениями. Все высказались положительно. Ожидания участников удовлетворены.

Третья игра была направлена на знакомство с водным миром. Была проведена беседа с участниками на тему: «Под водой». Дидактическая игра предполагала знакомство детей с подводным миром. Игра ориентирована на знакомство с обитателями водного мира, а также на развитие эстетических чувств, позволила детям еще раз повторить правила поведения около водоема. Участники Мария К., София Р., и Богдан П. задавали огромное число вопросов, им было интересно участвовать в игре, а также выполнять задания. Наоборот участники Николай Н. и Владимир В. принимали пассивное участие в обсуждении.

«Поможем растению» - такова тема четвертой игры. Цель игры: Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений. Была проведена беседа на тему «Растения», которая познакомила детей с миром растений и условиями их роста. Дети очень внимательно слушали воспитателя, а также принимали активное участие в игре. Ожидания участников удовлетворены. Цели и задачи достигнуты.

Пятая игра ориентирована на закрепление у детей знаний о насекомых. Данная игра носила название «Четвертый лишний». Дети увлеченно работали, им были знакомы многие насекомые, также дети с удовольствием рассматривали яркие картинки с изображением насекомых. Данная игра способствовала закреплению знаний о насекомых у детей. Пассивных участников на занятии не наблюдалось. Игра прошла успешно.

В процессе шестой игры «Узнай птицу по описанию» дети учились определять птицу по её характерным признакам. Данная игра воспитывает в детях доброе и бережное отношение к пернатым друзьям. В заключительной части респонденты высказались, о своем отношений к птицам, а также рассказали о том, как мы можем помочь птицам. Игра прошла успешно, все участники принимали активное участие в играх.

Седьмая игра направлена на закрепление представлений детей о зверях, птицах, насекомых, земноводных. Игра «Волшебный поезд» позволила систематизировать знания детей о животных. Деятельность воспитателя была нацелено на развитие умений работать в группах. Ожидания участников удовлетворены, цели и задачи достигнуты.

Восьмая игра называлась «Чудесный мешочек». Цель игры: развивать знания детей о разных природных объектах. Дети активно отгадывали загадки о животных, овощах, фруктах. Данная игра реализовывались в веселой атмосфере. Игра позволила детям закрепить знания о природных объектах, а также способствовала развитию мелкой моторики пальцев, обогащению словарного запаса детей. В процессе рефлексии все поделились впечатлениями о проведенном занятии. Отзывы были положительные.

Девятая игра под названием «Где снежинки? » помогла уточнить и расширить представления детей о снеге. Дети внимательно слушали воспитателя, активно участвовали в игре. Данная игра помогла детям понять, почему при изменении температуры снег изменяет свои свойства. Игра прошла успешно.

В процессе десятой игры, под названием «Ходят капельки по кругу» дети закрепляли знания о круговороте воды в природе. Беседа о воде, способствовала расширению представлений детей о воде. Детям понравилась игра, они принимали активное участие в инсценировки «дождя». Внимательно слушали указания воспитателя. Отзывы об игре положительные.

Одиннадцатая игра «Почтальон принес посылку» способствовала формированию представлений об овощах, фруктах и грибах, также игра учит детей описывать предметы и узнавать их по описанию. Елизавета К., Егор С. и Анастасия С. принимали активное участие в игре, а Александр Н. и Ярослав П. напротив, не могли сосредоточиться на игре.

Тема двенадцатой игры «Съедобное – несъедобное». Данная игра направлена на закрепление знаний детей об овощах и фруктах. Игра проходила в веселой и дружелюбной обстановке. Дети принимали активное участие в игре, также помогали друг другу. Ожидания участников удовлетворены. Цели и задачи достигнуты.

Тринадцатая игра направлена на закрепление знаний об объектах живой и неживой природы. Игра «Что нас окружает? » способствовала детям в обобщении знаний об объектах природы, также помогала воспитывать в детях любовь к природе и окружающему миру. Игра прошла успешно, все участники принимали активное участие в играх.

Четырнадцатая игра является заключительной в основном блоке. Игра ориентирована на умение детей самостоятельно применять усвоенные знания о предметах и явлениях неживой природы. Дети принимали активное участие в игре. Рефлексия позволила детям поделиться мнениями о проделанной работе. По результатам рефлексии можно сделать вывод о том, что наши участники располагают необходимой информацией о явлениях неживой природы. Результаты превзошли ожидания и можно с уверенностью отметить, что данная игра прошла успешно.

Заключительные игры комплекса называются «Береги природу» и «Что лишнее». Данные игры направлены на закрепление полученных знаний. Дети в процессе игр поблагодарили каждого участника, также обобщили все полученные знаний об объектах живой и неживой природы. Таким образом, намеченные цели и задачи достигнуты.

Игры из разработанного комплекса для детей 3-4 лет прошли на достаточно высоком уровне. Проделанная групповая работа внесла заметное изменение в поведение участников группы. Задачи были решены, цели достигнуты. Поэтому реализация предложенного комплекса игр считается успешной. Участники экспериментальной группы получили новые знания о природе и ее явлениях, систематизировали и углубили ранее полученные представления о природе и окружающем мире.

В процессе разработки исследования совершенствовала проектировочные умения - отобрала нужный материал для наблюдений, опытов, экспериментирования, спланировала предстоящую работу.

В процессе апробации данной разработки развивала умения организовывать непосредственно-образовательную деятельность, экспериментировать, анализировать, делать выводы. Совершенствовала умения: коммуникативные - вызывать доверие у детей, привлекать их к той или иной экологически направленной деятельности; умения педагогической техники – использование самых разнообразных форм работы в решении задач экологического воспитания.

В процессе оценки результатов работы развивала умения анализа и самоанализа – осуществлять диагностику экологической воспитанности детей, верно, оценивать их деятельность, анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными; определять эффективность своей работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...