Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка матери дочерью. Оценка отца дочерью




Оценка матери дочерью

Шкала позитивного интереса. Положительное отношение к дочери со стороны матери, основанное на психологическом принятии, описывается подростками-девочками, как отношение к маленькому ребенку, который постоянно требует внимания, заботы, помощи, который сам по себе мало что может. Такие матери часто одобряют обращение за помощью дочерей в случаях ссор или каких-либо затруднений, с одной стороны, и ограничение самостоятельности – с другой. Наряду с этим девочки отмечают фактор потворствования, когда мать находится как бы «на побегушках» и стремится удовлетворить любое желание дочери.

Шкала директивности. Описывая директивность своих матерей, девочки-подростки отмечали жесткий контроль с их стороны, тенденцию к легкому применению своей власти, основанной на амбициях, критику выражения собственного мнения дочери. Такие матери больше полагаются на строгость наказания, упрямо считая, что они «всегда правы, а дети еще слишком малы, чтобы судить об этом».

Шкала враждебности. Враждебность матерей их дочерьми-подростками описывается как подозрительное отношение к семейной среде и дистанция по отношению к ее членам (в частности к детям). Подозрительное поведение и отказ от социальных норм приводят их, как правило, к отгороженности и возвышению себя над остальными.

Шкала автономности. Автономность матерей исключает какую-либо зависимость от ребенка, его состояния, требований. Отрицаются также какие-либо формы заботы и опеки по отношению к дочерям. Такие матери оцениваются подростками как снисходительные, нетребовательные. Они практически не поощряют детей, относительно редко и вяло делают замечания, не обращают внимания на воспитание.

Шкала непоследовательности. Под непоследовательностью воспитательной практики со стороны матери девочки понимают резкую смену стиля, приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и, наоборот, переход от психологического принятия дочери к эмоциональному ее отвержению.

Оценка отца дочерью

Шкала позитивного интереса. Позитивный интерес отца к дочери последние описывают как отцовскую уверенность в себе, уверенность в том, что важна не пресловутая отцовская строгость, а внимание к подростку, теплота и открытость отношений между отцом и дочерью-подростком. Психологическое принятие дочери характеризуется отсутствием резких перепадов от вседозволенности к суровым наказаниям, то есть доминируют теплые дружеские отношения с четким осознанием границ того, что можно и чего нельзя. Отцовские запреты же в данном случае действуют только на фоне отцовской любви.

Шкала директивности. Девочки-подростки представляют директивность отца в качестве образа «твердой мужской руки», готовой то сжаться в кулак, то указать на ее место в обществе и, в частности, в семье. Директивный отец как бы направляет растущую девушку на путь истинный, заставляя ее подчиняться нормам и правилам поведения, принятым в обществе и определенной культуре, вкладывая в ее душу заповеди морали.

Шкала враждебности. В данном случае речь идет о таком неблагоприятном типе отцовского отношения к дочери, как сочетание сверхтребовательности, ориентированной на эталон «идеального ребенка» и соответствующей слишком жесткой зависимости, с одной стороны, и эмоционально-холодным, отвергающим отношением - с другой. Все это ведет к нарушениям взаимоотношений между отцом и дочерью-подростком, что, в свою очередь, обусловливает повышенный уровень напряженности, нервозности и нестабильности последней.

Шкала автономности. Девочки-подростки описывают автономность отцов как претензию на лидерство, причем лидерство недосягаемое, недоступное для взаимодействия с ним. Он представляется человеком, отгороженным от проблем семьи как бы невидимой стеной, существующим параллельно с остальными членами семьи. Отцу абсолютно все равно, что происходит вокруг, его действия зачастую не согласуются с потребностями и запросами близких, интересы которых полностью игнорируются.

Шкала непоследовательности. Здесь отец представляется человеком совершенно непредсказуемым. С достаточно высокой степенью вероятности в его поведении могут проявляться совершенно противоречащие друг другу психологические тенденции, причем амплитуда колебаний максимальна.

Таким образом, характерные различия в оценках воспитательной практики матерей и отцов девочками-подростками выглядят следующим образом. При позитивном интересе и психологическом принятии у матерей, в отличие от отцов, на первый план выступают доверие и подчиняемость. У отцов же доминируют уверенность в себе и отсутствие жесткости, авторитарности в отношениях с дочерью, что исключает воспитание посредством силового давления. Директивность матерей основана исключительно на амбициозных претензиях к власти и жесткому контролю над поведением дочери, а директивность отцов наряду с этим выражается еще и в зависимости от мнения окружающих и самовлюбленности. При враждебности, эмоциональном отвержении у матерей выявляются упрямый конформизм и слабовольная зависимость от мнения окружающих, что выходит, в отличие от характеристик отца, на ведущие позиции. У отцов же при враждебной воспитательной практике по отношению к дочери-подростку на первый план выступают жестокость и самоутверждение властью и силой. Автономность со стороны матерей отличается отсутствием добрых человеческих отношений и отгороженностью от проблем и интересов дочери, а у отца автономность выражается в его безоговорочном лидерстве в семье и в недоступности общения с ним для дочери. При непоследовательной воспитательной практике в контексте противоречивости проявлений характеристики отцов и матерей представляются одинаковыми. Различие лишь в таких тенденциях, как самодовлеющее самоутверждение с враждебной непримиримостью у отцов и подчиненностью и недоверием – у матерей.

В работе психолога по психокоррекции подростков приюта было выделено два этапа.

Установочно-диагностический этап. Основные задачи этого блока психокоррекционной программы: знакомство с подростками приюта, установление позитивного эмоционального контакта между психологом и подростком, ознакомление с правилами поведения на занятиях; выявление причин у социальных сирот эмоционального неблагополучия (при помощи комплекса диагностических методик); изучение и разработка соответствующей психологической программы по коррекции выявленных недостатков (формирование целей и задач программы, определение содержания, подбор методик и техник психокоррекционной программы).

Для разрешения задач диагностического этапа реализаципи психокоррекционной программы предпочтение отдавалось рисуночным методам («Мое настроение», «Прошлое - настоящее – будущее», «Моя семья и мои друзья в пространстве круга», «Я как часть животного», Человек под дождем» и др. ).

Установочно-диагностический этап актуализировал позитивные переживания подростков при помощи положительного эмоционального отношения к подростку, положительной оценки его действий на занятиях и отсутствии фиксации внимания на его неудачах и отказах во время занятий.

Коррекционно-психологический этап. Задачи второго этапа психокоррекционной программы: изучение и осознание полярности образов матери и отца подростком в существующей семье через рисунок; формирование образа будущей семьи у подростка при помощи сравнительной характеристики образов «идеальной» и «реальной» семьи через осознание их сходных и различных признаков; изучение межличностного взаимодействия подростков в родной семье и эмоциональное отреагирование им чувств и переживаний, связанных с его негативным опытом этих межличностных отношений; формирование у подростков образа «Я в семье» и развитие способности к осознанию себя и своих возможностей в создании позитивных семейных взаимоотношений в будущей семье; осознание положительного прошлого опыта подростков в семье; развитие у подростков чувства эмпатии и формирование способности открыто выражать свои эмоции приемлемым способом; снятие барьеров общительности, повышение самооценки и творческого потенциала через проективные рисунки, арт-терапевтические игры и упражнения.

На коррекционно-психологическом этапе выполнялись упражнения на расширение и упорядочение эмоционального опыта подростков. Основными из них были: «Настроение», «Групповые каракули», «Угадай эмоцию», «Восемь эмоций», «Портрет агрессивного человека». Кроме того, были включены упражнения на распознавание и проявление различных чувств: «Мое имя в зеркале», «Как мне удобно, как тебе удобно», «Животное и человек», «Прогулка с семьей», «Зеркало». К числу упражнений, связанных с развитием уверенности в себе, позитивации «образа-Я», осознанием себя и своих возможностей и развитием коммуникативных навыков для межличностного общения, относились следующие: «Кто ты? », «Атомы и молекулы», «Триптих», «Круги», «Я - как часть разных животных», «Моя линия жизни», «Кто я? », «Человек под дождем», «Дерево», «Я в будущем».

Большую часть всех проводимых упражнений занимали арт-терапевтические упражнения. Подростковый период является благоприятным, в отличие от дошкольников, для применения арт-терапии. Именно в невербальной продукции подростку проще «спрятать» свои переживания и избежать прямого контакта с психологом.

Показателем положительной динамики психокоррекции у подростков на этом этапе реализации экспериментальной программы являлись: более устойчивые эмоциональные состояния подростков по отношению к другим людям (к семье), снижение негативных реакций, возникающих в рамках занятий, и повышение уровня коммуникабельности подростков.

Закрепляющий этап. Основными задачами этапа являлись: обобщение подростком сформированных на предшествующем этапе реализации психокоррекционной программы адекватных способов коммуникации; закрепление формирования у подростков образа “Я в семье” и развитие способности к осознанию себя и своих возможностей в создании позитивных семейных взаимоотношений в будущей семье; упрочение развития у подростков чувства эмпатии; формирование способности открыто выражать свои эмоции приемлемым способом. Использовались такие методы, как: упражнения на лучшее осознание себя, арт-терапевтические методы, проигрывание реальных ситуаций. Параллельно с этим, продолжалась работа над повышением уровня самооценки и творческого потенциала подростка, активизацией собственных сил и самопознания («Что ты чувствуешь, что мы чувствуем», «Что было, что стало», «Я в будущем», «Моя идеальная и реальная семья»). Результаты экспериментального исследования показали положительную динамику в оценке семьи, отца и матери у всех опрошенных подростков.

В результате проведенного исследования было выявлено, что одним из главных условий успешности будущей семьи являются дружеские отношения между всеми членами семьи; уровень культуры в семье зависит не только от поведения членов семьи, но и от разностороннего общения с разными людьми, включая родственников; члены семьи подростков и сами подростки должны ставить и добиваться своих целей в жизни, если произойдет качественное изменение во взаимоотношениях в своей семье (отсутствие наказания в семье, формирование чувства доверия и любви между членами семьи), а не количественное (наличие двух родителей, нескольких детей); в сознании подростков не произошло больших изменений по фактору «Добродушие», но произошли изменения в форме проявления этого фактора (в зависимости от семейных обстоятельств); в сознании подростков экспериментальной группы произошли изменения в смысловых значениях по фактору «Решительность», которые проявились в изменениях во взглядах подростков на ситуации, связанные с благополучными взаимоотношениями в семье.

Существенные изменения во время проведения психокоррекционной программы произошли в рисунках подростков, анализ которых показал изменения в цветовой гамме и в образном выражении этих рисунков. Во многих рисунках социальных сирот появилась многоцветность. Художественный образ рисунков носил, в основном, завершенный характер. Большая часть рисунков стала предметной, и в них отсутствовали зигзагообразные линии, что говорит о появлении у подростка чувства спокойствия, веры в себя, надежды на лучшую жизнь.


Экологическая, экономическая, политическая ситуация последних десятилетий, кризис семьи и образования привели к росту социальных проблем детей, подростков и их семей.

В Докладе Уполномоченного по правам человека в РФ В. Лукина за 2009 год говорится, что в России насчитывается 4 млн. беспризорных детей, 573 тыс. детей-сирот; 6 тыс. преступлений совершено подростками, 2 тыс. детей совершили самоубийства. Увеличилось число детей, которые бегут из своей семьи. В основном, это подростки 15-16 лет, чаще - дети из городских семей, реже - из сельских. Причиной побега являются переживания ребенка из-за неудач в достижении жизненных целей, конфликты в семье. Убегающие девочки обычно беременны или пережили сексуальное насилие [3].

Раннее курение, наркомания, алкоголизм, психозы, ранее начало половой жизни, школьная и социальная дезадаптация характеризуют многих современных подростков. Зачастую это связано с процессами, происходящими в современной семье.

В результате экономических реформ в стране семья оказалась в нетипичной педагогической ситуации, не имеющей исторических аналогий. Известно, что родители детей-школьников составляют возрастную группу 30-49-летних представителей общества, которые к указанному возрасту достигают определенной стабильности социального и профессионального положения, обретают уверенность в завтрашнем дне. В российской действительности во многих случаях это далеко не так. Перестройка экономических отношений в России отбросила большое количество семей за грань прожиточного уровня, разрушила их стереотип самовосприятия, поселила в них неуверенность, низкую самооценку.

Драматизм ситуации усугубляется тем, что материальные и психологические трудности, переживаемые семьей, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного характера. Неуверенные в себе родители перестают быть авторитетом и образцом для подражания у своих детей. Дети не обращаются к таким родителям за советом и помощью, считая их неудачниками, неспособными к выживанию в новых условиях

Переход России на рыночные рельсы привел к появлению в стране реальной безработицы, которая болезненно отразилась на самой трудоспособной возрастной группе населения. По данным Госкомстата РФ, из статистически выделяемых семи возрастных групп занятого населения от 15 до 60 лет безработные в возрасте 30-49 лет составляют 62% [3].

Как было сказано выше, это люди, имеющие детей школьного возраста, которым более всего необходим высокий воспитательный авторитет родителей. Излишне говорить, что безработный родитель таковым авторитетом для ребенка быть не может.

Отрицательным фактором, влияющим на воспитание детей, является рост неполных семей. Сегодня более 50% подростков, совершающих преступления, из неполной семьи; более 30% детей с психическими отклонениями росли без отца [3].

К негативным последствиям реформ относится и рост агрессии и насилия в обществе, в том числе и семейного, от которого страдают, прежде всего, дети, как самая незащищенная и уязвимая социальная группа.

Цель работы – исследовать специфику работы социального работника с семьёй в условиях реабилитационного центра.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...