Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнение фактических и бюджетных данных, тыс. руб.




(за год, закончившийся 31 декабря 200…г.)

Статьи затрат *) Бюджет **) Факт Отклонение от бюджета
Прям. материалы 42.000 46.000 (4000)
Прямой труд 68.250 75.000 (6750)
Общепроизводственные расходы
Переменные
Непрям. материалы 10.500 11.500 (1000)
Непрямой труд 14.000 15.250 (1250)
Коммунальные расходы     (600)
Прочие     (1000)
Постоянные
Зарплата контролера 19.000 18.500  
Амортизация 15.000 15.000 -
Коммунальные расходы 4.500 4.500 -
Прочие 10.900 11.100 (200)
Итого 199.900 214.200 (14.300)

 

*) Бюджет рассчитан на ожидаемый выпуск 17500 единиц продукции

**) Фактические затраты приведены на объем выпуска 19.100 единиц продукции

 


ТАБЛИЦА 4.2.2

Подготовка гибкого бюджета, тыс. руб.

(за год, закончившийся 31 декабря 200…г.)

Статьи затрат Уровень деятельности в единицах Переменные затраты на единицу*
     
Прямые материалы Прямой труд 36000 58500 42000 68250 48000 78000 2.40 3.90
Переменные ОПР
Непрям, материалы Непрямой труд Коммунал. расходы Прочие   9000 12000 6000 7500   10500 14000 7000 8750   12000 16000 8000 10000   0.60 0.80 0.40 0.50  
Итого переменных затрат       8,60
Постоянные ОПР
Зарплата контролер. Амортизация Коммунал. расходы Прочие         - - - -  
Итого постоянных затрат       -
Всего затрат       -
             

 

*) Рассчитываются делением суммы в любой колонке на соответствующий уровень деятельности (в ед.)


ТАБЛИЦА 4.2.3.

Отчет о выполнении плана, тыс. руб.

(за год, закончившийся 31 декабря 200.. г.)

Статьи затрат (переменные на ед.) Бюджет в расчете на 19100 единиц Фактические затраты на 19100 единиц Отклонение от бюджета
Прям. Материалы (2,40)     (160)
Прямой труд (3,90)     (510)
Общепроизводственные расходы
Переменные
Непрям. материалы (0,60)     (40)
Непрямой труд (0,80)      
Коммунальные расходы (0,40)      
Прочие (0,50)     (200)
Постоянные
Зарплата контролеров 19 000 18 500  
Амортизация     -
Коммунальные расходы     -
Прочие 10 900 111 000 (200)
Итого     (540)

 

Используя формулу гибкого бюджета, мы можем получить бюджет для любого уровня выпуска. В таблице 4.2.3. представлен отчет о выполнении бюджета, использующий данные гибкого бюджета таблицы 4.2.2. Для получения бюджетных сумм переменные затраты на единицу умножаются на 19100 единиц. Информация о постоянных общепроизводственных расходах берется из гибкого бюджета таблицы 4.2.2.

Как показывает новый отчет, фактические затраты превысили бюджетные затраты в течение года только на 540 тыс. руб. или менее, чем на 0.3%. Другими словами, используя гибкий бюджет, мы увидели, что исполнение бюджета практически соответствует контрольным показателям. Гибкий бюджет позволил нам измерить и проанализировать выполнение плана более аккуратно и точно.

Гибкий бюджет можно использовать как в предплановом, так и в послеплановом периоде. При планировании, проигрывая и анализируя различные варианты, он помогает выбрать оптимальный объем продаж или производства, при анализе в послеплановом периоде — оценить фактические результаты.

На практике часто разрабатывается серия бюджетов доходов и расходов для дискретных уровней активности (разумеется, в данном релевантном уровне). Иногда, напротив, принятый бюджет пересматривается в конце учетного периода, когда уровень деловой активности уже известен.

Вычисление отклонений и их анализ

Нормативные затраты — это планируемый уровень затрат, который показывает, какими должны быть затраты. Следовательно, если фактические затраты выше нормативных, то такое отклонение считается неблагоприятным, в противном случае отклонение будет благоприятным.

Все отклонения аналитики подразделяют на три вида:

1. Отклонения затрат прямых материалов.

2. Отклонения прямых трудовых затрат.

3. Отклонения общепроизводственных расходов.

1. Отклонения затрат прямых материалов. Общее отклонение затрат прямых материалов определяется как разница между фактическими и нормативными затратами прямых материалов.

(1) Общее отклонение затрат прямых материалов = фактическое количество х фактическая цена — нормативное количество х нормативная цена.

Общее отклонение может быть разложено на две части: отклонение по цене и отклонение по использованию (по количеству) прямых материалов.

(2) Отклонение по цене прямых материалов = (фактическая цена - нормативная цена) х фактическое количество

(3) Отклонение по использованию прямых материалов = (фактическое количество - нормативное количество) х нормативная цена

Если все вычисления правильны, то справедливо:

(1) = (2) + (3)

2. Отклонения прямых трудовых затрат. Общее отклонение прямых трудовых затрат определяется как разница между фактическими затратами труда и нормативными затратами труда на произведенные единицы продукции за исключением брака, как окончательного, так и исправимого.

Общее отклонение прямых трудовых затрат = фактические часы х фактическая ставка оплаты – нормативные часы х нормативная ставка оплаты труда.

Для оценки выполнения плана руководство должно знать, какая часть общего отклонения вызвана изменением затрат рабочего времени, а какая часть – изменением ставок оплаты труда.

Отклонение по ставке оплаты прямого труда = (фактическая ставка - нормативная ставка) х фактические часы

Отклонение по производительности прямого труда = (фактические часы - нормативные часы) х нормативная ставка оплаты труда

Очевидно, что общее отклонение равно сумме двух его составляющих отклонений.

З. Отклонения общепроизводственных расходов.

Анализ отклонений общепроизводственных расходов отличается по уровню сложности. Сначала вычисляется общее отклонение общепроизводственных расходов, которое определяется как разница между фактическими ОПР, имевшими место, и нормативными ОПР, начисленными (отнесенными на производимую продукцию) с использованием коэффициентов переменных и постоянных ОПР. Затем общее отклонение подразделяют на две части: контролируемое отклонение ОПР и отклонение ОПР по объему.

Контролируемое отклонение ОПР представляет собой разницу между фактически понесенными ОПР и бюджетными ОПР в расчете на достигнутый уровень производства. Другими словами, сравниваются фактические и бюджетные (запланированные) ОПР для одного уровня производства, что позволяет оценить результаты деятельности подразделений и конкретных менеджеров, не зависящие от изменения уровня производства

Отклонение ОПР по объему определяется как разница между бюджетными ОПР в расчете на достигнутый уровень производства и ОПР, отнесенными на производимую продукцию по нормативным коэффициентам для переменных и постоянных ОПР.

 

Запись отклонений в учетных регистрах

 

Для записи отклонений фактических затрат от нормативных необходимы соответствующие журнальные проводки. При ведении учетных записей легко запомнить следующие простые правила:

1. Все записи запасов ведутся по нормативам.

2. Для каждого вида отклонений выделяется отдельный счет.

3. Неблагоприятные отклонения отражаются по дебету этих счетов, благоприятные – по кредиту.

Используя эти правила, запишем все операции на примере.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...