Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Г. Маркшейдерские работы при сооружении строительных и деривационных тоннелей, сооружаемых на полное сечение




27.18. Строительные и деривационные тоннели в зависимости от горногеологических условий сооружаются с бетонной обделкой и без обделок с применением различных видов временной крепи: арочной, анкерной с металлической сеткой, шприцбетонной.

27.19. Горнопроходческие работы выполняются в строгом соответствии с утвержденными проектами организации работ. Отступления от проектных решений согласовываются с проектными организациями.

27.20. Маркшейдерские работы по проходке шахт, околоствольных выработок, передаче координат, дирекционного угла и отметок с дневной поверхности на горизонт подземных работ при сооружении строительных и деривационных тоннелей через вертикальные стволы, шахты выполняются в соответствии с указаниями глав 8, 9, 10, 12.

27.21. Проекты трасс строительных и деривационных тоннелей переносятся в натуру от подземной маркшейдерской основы. Создание и развитие подземной полигонометрии и подземного высотного геодезического обоснования осуществляется в соответствии с указаниями глав 8, 9, 10.

27.22. Подземная полигонометрия в подходных, строительных и деривационных тоннелях создается и развивается от подходных знаков, закладываемых на припортальных площадках.

На припортальных площадках закладывается 2 - 3 знака с обеспечением видимости с них в тоннели и возможности создания и развития подземной полигонометрии в виде замкнутой цепочки треугольников.

27.23. Припортальные (подходные) знаки закладываются на глубину 0,5 - 0,7 м в скальных породах и бетонируются на отметку припортальной площадки. На участках отсыпок знаки закладываются на глубину, обеспечивающую неподвижность знака и исключающую просадку. Во всех случаях при закладке знаков необходимо выбирать места, исключающие нахождение и перемещение гусеничного, колейного транспорта и горнопроходческого оборудования.

27.24. Определение координат припортальных знаков, передача на них дирекционных углов и отметок выполняются в соответствии с главами 8, 9, 10. По припортальным знакам (за исключением знаков подходной полигонометрии) производятся независимые плановые и высотные определения каждого припортального знака в различное время суток при благоприятных метеорологических условиях.

27.25. До начала разбивочных работ и ориентирования тоннелей выполняются контрольные работы по припортальным знакам и устанавливается точность их определения. В натуре измеряется расстояние и определяется превышение между припортальными знаками. Измеренное расстояние сравнивается с вычисленным, полученным из решения обратной геодезической задачи; по разности отметок находят превышение и сравнивают его с полученным из непосредственного нивелирования этих знаков.

27.26. Наблюдения по передаче координат, дирекционных углов, отметок на припортальные знаки повторяются:

а) для знаков припортальных площадок строительных и деривационных тоннелей после продвижения проходческих забоев до 150 - 200 м;

б) для знаков припортальных площадок подходных тоннелей - перед выходом на трассу основных тоннелей, во время рассечки (устройства крестов).

Одновременно с повторными наблюдениями припортальных знаков выполняются повторные наблюдения подземной полигонометрии. В целях уменьшения влияния боковой рефракции наблюдения по передаче дирекционных углов в подземные выработки через порталы производятся при температуре воздуха на дневной поверхности близкой к температуре воздуха в тоннелях.

27.27. Проходка строительные и деривационных тоннелей через порталы на начальных участках до 50 - 70 м осуществляется по створу оси, выносимой от припортальных знаков. Дальнейшее проведение проходческих забоев обеспечивается созданием и развитием подземной полигонометрии в строительных и деривационных тоннелях.

27.28. Маркшейдерские работы по созданию и развитию подземной полигонометрии в строительных и деривационных тоннелях выполняются в соответствии с главой 9, с учетом специфических особенностей, которые изложены ниже.

27.29. Знаки подземной полигонометрии в строительных и деривационных тоннелях при длине проходческих плеч до 1 км закладываются по схеме, обеспечивающей создание непрерывной цепочки треугольников со сторонами 50 - 100 м (см. п. 9.05б).

В треугольниках измеряются все стороны и углы, делаются линейные и угловые увязки. Линейные и угловые измерения выполняются в соответствии с разделами Б и В главы 9.

Схема полигонометрии для тоннеля, сооружаемого через порталы и подходные тоннели, приведена на рис. 27.1.

Рис. 27.1. Схема развития подземной полигонометрии от пунктов тоннельной триангуляции при сооружении гидротехнического тоннеля через порталы и вспомогательные подходные тоннели:

1 - входной портал; 2 - вспомогательный подходной тоннель; 3 - гидротехнический тоннель; 4 - вспомогательный подходной тоннель; 5 - выходной портал; черные треугольники - пункты подземной полигонометрии; треугольники с точками - пункты тоннельной триангуляции

27.30. При сооружении строительных и деривационных тоннелей большой протяженности (с длиной проходческих плеч свыше 2 км) прокладываются главные полигонометрические ходы (см. п. 9.06).

27.31. Главные ходы создаются и развиваются с использованием знаков основной полигонометрии (рис. 27.2). Углы в ходах измеряются повышенным количеством приемов и многократно. Длины сторон, как правило, не измеряются, а определяются путем проектирования измеренных сторон основной полигонометрии.

Рис. 27.2. Схема развития главного полигонометрического хода:

треугольники с точкой - пункты триангуляции; треугольники без точки - знаки рабочей полигонометрии; кружки - знаки основной полигонометрии; треугольники в кружках - знаки главного полигонометрического хода

27.32. По знакам подземной полигонометрии прокладываются нивелирные ходы (см. главу 10).

27.33. Знаки подземной полигонометрии бетонируются на уровне подошвы тоннелей. В тоннелях небольших сечений знаки рабочей полигонометрии могут закладываться в сводовой части.

Знаки главных полигонометрических ходов закладываются только в подошве (лотке) тоннелей. Для выполнения текущих разбивок и съемок знаки, заложенные в подошве тоннеля, целесообразно одновременно закреплять и в сводовой части тоннеля, но при этом наблюдения по определению полигонометрии выполняются по знакам, заложенным в подошве тоннеля. При бетонировании обделок тоннелей до окончания проходческих работ знаки, заложенные в подошве, переносятся в забетонированный свод.

27.34. Знаки подземной полигонометрии нумеруются следующим образом:

а) в строительных тоннелях, сооружаемых через порталы, указывается буква «С» (при строительстве на гидроузле строительных тоннелей нескольких ярусов вначале указывается номер яруса), далее номер пикета и цифра десятков метров пикетажа (так, знак, заложенный в строительном тоннеле II яруса на ПК 4 + 43,232 справа от оси, будет иметь номер II С 44, а знак, заложенный слева, - II С 45);

б) при нумерации знаков подходных тоннелей указываются номер подходного тоннеля и порядковый номер знака; для знаков, заложенных от оси справа, - четный номер, слева - нечетный (так, например, для знака, заложенного в подходном тоннеле с проектным номером «5В» справа от оси, номер знака будет 5В2);

в) для деривационных тоннелей с несколькими проходческими забоями указываются проектный номер забоя и пикетаж до десятков метров (так, знак, заложенный в деривационном тоннеле, сооружаемом пятым забоем из ПК 187 + 92,301, будет иметь номер V 1879).

27.35. На полигонометрических знаках задаются нормали, выносятся оси тоннелей. Нормали и оси закрепляются в деревянных пробках, забитых в специально пробуренные шпуры. На стенах тоннелей делаются надписи масляной краской: номер знака, пикетаж, смещение от оси, отметка.

Знак должен иметь постоянное освещение от электросети.

27.36. Ось тоннеля задается одним из следующих способов:

а) от полигонометрических знаков по нормалям откладываются величины смещения знаков от проектной оси, которые получают из вычислений;

б) от полигонометрических знаков выносится линия, параллельная проектной оси (на полигонометрическом знаке откладывается угол);

в) вычисляют координаты осевых точек на заданных пикетах, решают обратные геодезические задачи между осевыми точками и полигонометрическими знаками, из которых определяют расстояния и дирекционные углы; вынос осевых точек выполняется полярным способом.

27.37. Ось тоннелей выносится инструментально и закрепляется через 10 м следующим образом:

а) в тоннелях, сооружаемых с временной арочной крепью, ось закрепляется маркшейдерскими гвоздями в кровле (необходимо выбирать места с хорошо расклиненными марчеванками) и одновременно делается насечка (запил) на арке; при этом ось, вынесенная по створу трех отвесов на глаз, насечками не закрепляется; при устройстве железобетонной затяжки оси тоннелей закрепляются в специальных скобах, которые привариваются к аркам до установки;

б) в тоннелях, сооружаемых без крепления или с анкерной и шприцбетонной крепью, ось закрепляется в деревянных пробках, забитых в специально пробуренные шпуры.

27.38. Для всех осевых точек, вынесенных инструментально, за исключением осевых точек, выносимых полярным способом, определяется пикетаж от нормали ближайшего полигонометрического знака. Пикетаж с округлением до сантиметра подписывается на арках в тоннелях малого сечения и на стенах в тоннелях, сооруженных без крепления, а также в тоннелях больших сечений. Во всех случаях делается надпись: «створ оси, ПК 2 + 75,32».

27.39. Для сооружения тоннелей по высоте нивелиром от знаков подземного обоснования выносятся высотные реперы (высотные костыли) на 1 - 1,5 м выше проектной отметки лотка (подошвы) тоннеля.

27.40. Высотные реперы (костыли) выносятся нивелиром и закрепляются:

а) в тоннелях с арочной крепью - на каждой второй арке делается насечка зубилом и рисуется треугольник;

б) в тоннелях с анкерной шприцбетонной крепью или без креплений - через 3 - 5 м в деревянных пробках, забитых в шпуры.

При выносе высотных реперов (костылей) на арки радиального очертания или с наклонными ножками необходимо вводить поправки в наклонные расстояния, откладываемые по рулетке от горизонта инструмента до высотных реперов (костылей).

27.41. Проектный горизонт (костыли) в призабойной зоне и на лоб выносится сообщающимися сосудами от высотных реперов (костылей), вынесенных нивелиром. Вынесенные точки отмечаются краской.

27.42. При сооружении строительных и деривационных тоннелей на участках круговых кривых продольная ось закрепляется системой хорд. Кривая разбивается на хорды, для концов хорд вычисляются координаты через центр кривой с увязкой на вершину угла поворота. Концы хорд выносятся полярным способом от подземной полигонометрии (из решений обратных геодезических задач по координатам концов хорд и полигонометрических знаков определяют расстояния и дирекционные углы) и закрепляются в сводовой части тоннеля или в подошве (в пробуренный шпур забивается арматурное железо и делается насечка). Концы хорд выносятся и закрепляются с точностью ± 5 мм. Количество хорд назначается в зависимости от радиуса кривой, угла поворота, сечения тоннеля.

По вынесенным концам хорд производится контроль одним из следующих способов:

а) измеряются углы на концах хорд;

б) от створа начальной точки 1-й хорды и конечной точки 2-й хорды измеряется в натуре расстояние до конечной точки 1-й хорды (начальной точки 2-й хорды).

В тоннелях больших сечений продольная ось может закрепляться системой секущих или параллельно смещенными (по нормалям) хордами. От хорд делается детальная разбивка оси.

27.43. Вынос контура тоннеля и разметка шпуров по утвержденным паспортам буро-взрывных работ выполняются горными мастерами и бригадирами от маркшейдерских данных (оси тоннеля, высотных реперов). Разметка шпуров выполняется проекционными аппаратами типа «Тоннель».

27.44. При ежесменном маркшейдерском надзоре контур выработки выносится маркшейдером.

27.45. Арочная крепь устанавливается с проектным шагом по нормалям. Для обеспечения перпендикулярности арок относительно подошвы тоннеля определяется вертикальное опережение по следующей формуле:

d = h × i,

где d - вертикальное опережение;

h - высота арки;

i - проектный уклон выработки.

При установке арок вертикальное опережение определяется по отвесу, опущенному с верха арки, и леске, натянутой по ножкам.

27.46. Арочная крепь устанавливается в плане и в профиле с точностью ± 50 мм, а разность пикетажа (перекос) левой и правой сторон (ножек) арки допускается до ± 10 см.

27.47. Арочное крепление должно быть заснято в плане, в профиле и по пикетажу: нивелируются сводовая часть арки по оси тоннеля, пяты (низ ножек) арок; определяется расстояние от оси тоннеля до ножек арок (левой и правой) на уровне подошвы тоннеля и в месте перехода вертикальной части в радиальную (рис. 27.3а, 27.3б).

Результаты съемок заносятся в книгу установленной формы (см. приложение 27-1).

Рис. 27.3. Схема съемки:

а - арки и поперечного сечения при проходке верхнего уступа гидротехнического тоннеля большого сечения; б - арки и поперечного сечения тоннеля в проходке; 1 - затяжка; 2 - полиагональная арка; в числителе - фактические данные, в знаменателе - проектные данные

27.48. В тоннелях с высотой более 5 м нивелирование свода арки выполняется по металлической рулетке, привязанной к шесту.

27.49. Съемка сечений в строительных и деривационных тоннелях выполняется через 5 м и в наиболее характерных местах (вывалы, заколы и т.д.). На вывалы составляются акты с участием представителей геологического надзора и групп рабочего проектирования.

27.50. Съемка сечений в тоннелях, сооружаемых с арочной крепью, выполняется от арок набором радиальных расстояний до породы. Для детального отображения профиля сечения расстояния берутся через 1,5 - 2 м и в наиболее характерных местах.

27.51. Съемка сечений в тоннелях, сооружаемых без постановки временной крепи и с применением анкерной, шприцбетонной крепи выполняется методом засечек от высотных реперов (маркшейдерских гвоздей), вынесенных в деревянные пробки для сооружения тоннелей по высоте (рис. 27.4).

Съемка выполняется следующим образом: измеряется расстояние от оси тоннеля до маркшейдерских гвоздей, фиксирующих высоту (слева и справа); съемка выполняется двумя рулетками, привязанными к шесту; шест примыкается к породе (в местах, перпендикулярных оси) и по рулеткам производятся отсчеты до левой и правой точек (реперов). По сечению набирается достаточное количество точек для детального отображения профиля сечения. При наличии вертикальных стен берутся дополнительные расстояния от оси тоннеля до стен с привязкой их по высоте к высотным точкам.

Результаты съемок накладываются на вычерченные проектные сечения в выбранном масштабе. После построения фактического сечения тоннеля графически определяются расстояния (домеры) от внутреннего проектного контура до фактического. Измеренные расстояния выписываются на поперечных сечениях.

Рис. 27.4. Схема съемки тоннеля, сооружаемого без временного крепления, от высотных реперов H

27.52. Поперечные сечения составляются в следующих масштабах:

а) для тоннелей с сечением до 60 м 2 (при полном сечении) - в масштабе 1:50;

б) для тоннелей сечением от 60 м 2до 200 м 2 - в масштабе 1:100;

в) для тоннелей сечением свыше 200 м 2 - в масштабе 1:200.

27.53. Поперечные сечения составляются в альбомах, сброшюрованных из миллиметровой бумаги, и вычерчиваются тушью.

Проектные элементы сечения (проектные контуры тоннеля, отметки, расстояния) вычерчиваются красной тушью, фактические - черной. Альбом составляется на каждый проходческий забой. При составлении поперечников для тоннелей больших сечений, сооружаемых способом верхнего и нижнего уступов, поперечники для верхнего уступа располагаются таким образом, чтобы в дальнейшем обеспечить составление на них сечений по нижнему уступу.

27.54. По фактическим поперечным сечениям тоннелей определяется планиметром их площадь.

Площадь проектного сечения определяется расчетным путем из рабочих чертежей.

Для контроля и установления точности построения сечений планиметром определяется и площадь в пределах проектного контура тоннеля.

27.55. Участки тоннелей, пройденные с недобором, впоследствии или в процессе проходки дорабатываются до проектного сечения; результаты доработок наносятся на ранее составленные поперечники.

Определяется площадь фактического сечения по измененному контуру тоннеля. На сечении указывается дата (время) доработок по профилю.

27.56. В период сооружения строительных и деривационных тоннелей выполняются маркшейдерские работы по наблюдению за деформацией временного крепления и бетонных обделок в соответствии с п. 27.98 - 27.102.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...