Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика психологического неблагополучия




Учащихся начальной школы

Предлагаемый диагностический подход строится на сочетании психодиагностических методик (большей частью проективных) с клиническим методом. Проективный метод наиболее адекватен младшему школьному возрасту детей, так как и уровень развития речи, и степень развития рефлексии, лишь начинающей формироваться, не позволяют ребенку развернуто сообщать о своих переживаниях и проблемах. В беседе о них можно узнать лишь косвенно, зато весьма полно и эмоционально насыщенно внутренние конфликты ребенка выражаются в проективной форме, будь то игра, рисунок или сочинение рассказов.Используются проективные методики, основанные как на создании собственных продуктов творчества — проективных рисунков: «Несуществующее животное», «Моя семья» (или модификация «Семейка животных»), «Человек», «Мой класс», «Моя учительница», «Самое хорошее и самое плохое события в моей жизни», «Что страшное мне снится ночью и чего я боюсь днем», субтест теста творческого мышления Э.П. Торренса «Дорисуй круги», «Пиктограмма», — так и на интерпретации уже готового стимульного материала — составление рассказов по предлагаемым проективным картинкам: Детский апперцептивный тест с приложением (CAT); Тест на определение жестокости в семье; Тест школьной тревожности.

Из всех методических процедур рисование является, пожалуй, самым увлекательным занятием для детей, оно быстро раскрепощает ребенка и позволяет установить с ним необходимый доверительный контакт. На наш взгляд, рисование наиболее полно эмоционально включает детей младшего школьного возраста в процесс создания образа в отличие от вербальных методик (и в первую очередь опросников), при использовании которых велика вероятность получения формального или социально желательного ответа.

Необходимо отметить, что сам по себе проективный метод, эмоционально вовлекая испытуемого в процесс творчества, будь то рисование или сочинение рассказа, имеет, помимо исследовательской, еще и психотерапевтическую функцию, так как затрагивает глубокие уровни переживания человека и дает возможность эмоционально отреагировать в процессе творчества и его продуктах имеющиеся у него проблемы.

Клинический метод, направленный на углубленное и интенсивное изучение индивидуальности, наиболее полно отвечает задаче диагностики по выявлению причин возникновения школьных трудностей, способов их субъективного осмысления и переживания каждым из обследуемых детей. Основные составляющие клинического метода — беседа и наблюдение. Поскольку метафорический язык рисунков несопоставимо полнее, чем вербальный, выражает переживания ребенка и раскрывает его подсознание, беседу лучше строить, опираясь на те образы, которые дети использовали в своих рисунках. Для ребенка крайне важно, чтобы к языку его субъективного мира относились с подлинной серьезностью и эмоциональным включением. Такая позиция психолога вызывает у ребенка ответное доверие и открытость, что составляет необходимое условие использования клинического метода.

Методики

«Дорисуй круги»

Методика представляет собой модифицированный автором вариант одного из субтестов теста творческого мышления Э.П. Торренса (Краткий тест творческого мышления, 1995). Работа проводится со всем классом в виде соревнования. Испытуемым предлагают лист бумаги, на котором изображены десять кругов, и просят как можно быстрее дорисовать каждый круг до какого-то конкретного изображения: например, нарисовать яблоко (использование пространства вне круга) или мяч (использование пространства внутри круга). Детям, которые хотят рисовать цветными карандашами или фломастерами, можно разрешить использовать их. Время выполнения задания следует ограничивать с того момента, когда большая часть детей дорисует все десять кругов (10—20 минут в зависимости от возраста испытуемых). Детям, быстро выполнившим задание, предлагаются дополнительные бланки с десятью кругами. Победителями считаются те, кто дорисовал наибольшее количество кругов и кто придумал самые оригинальные решения.

Обработка задания включает в себя подсчет общего количества кругов за вычетом тех решений, которые были заимствованы у соседей по парте, о чем детей нужно заранее предупредить. Особо следует подсчитать количество повторяющихся решений, например, только буквы алфавита.

Эта методика, наиболее эмоционально нейтральная, использовалась в начале фронтального обследования детей. Крайне медленное выполнение задания, низкая результативность, наличие однотипных решений являются диагностически значимыми показателями. Так, повторение одного и того же решения, «залипание» на одном образе (напри-мер, несколько мячиков разного цвета; только фрукты; мало чем отличающиеся мордочки под разными названиями: зайчик, мишка, мышка, свинка и т.п.; 3—4 одинаковых электрических лампочки) свидетельствуют о ригидности мышления и свойственны детям с органическими поражениями мозга (минимальной мозговой дисфункцией). Низкая продуктивность, стремление подсмотреть решение у соседей по парте характеризуют детей как интеллектуально пассивных, имеющих чаще всего низкую успеваемость. Невысокое общее число дорисованных кругов при хорошей креативности и самостоятельности в работе указывает ско­рее на особенности темперамента. Образцы выполнения задания приведены на рис. 1, 2.

 

После проведения теста следует обсудить с детьми результаты, рассказать о наиболее необычных и самых распространенных решениях, а также показать варианты решений, о которых дети в этом классе не догадались, например, буквы или цифры и др.

 

Рисунок человека

Традиционно этот тест используется для анализа самоотношения человека (Проективная психология, 2000). Испытуемый получает бумагу, мягкий простой карандаш, ластик, цветные карандаши и задание нарисовать человека. На вопросы, кого рисовать, следует ответить: кого хочешь. Когда рисунок готов, нужно спросить, кто на нем изображен, что этот человек сейчас делает, какое у него настроение и т.п. При интерпретации рисунка учитываются графические особенности (нажим, штриховка), соотношение частей фигуры, характер деталей, расположение на! листе и другие параметры.

По нашим наблюдениям, в младшем школьном возрасте рисунок человека часто выражает образ «идеального! Я» ребенка: мальчики рисуют непобедимых героев фильмов-боевиков, подчеркивая их физическую силу и мужественность, для девочек типичен рисунок принцессы с I большим количеством украшающих деталей.

В предлагаемой системе методик рисунок человека занимает особое место еще и потому, что используется для! сравнения с другими рисунками. Например, если в рисунке «Моя семья» персонажи изображены очень схематично и невозможно определить, является ли это выражением неприязни или у ребенка просто отсутствуют необходимые графические навыки, то в подобных случаях сравнение с рисунком человека позволит сделать правильное заключение.

Тест можно предложить всему классу после проведения методики «Дорисуй круги».

 

Рисунок «Несуществующее животное»

Этот тест лучше проводить индивидуально. Ребенку предлагается, не используя образов сказок или мультфильмов, самому придумать и нарисовать животное, ко-трое «никто никогда нигде» не видел, и назвать его несуществующим именем (Рогов, 1996). Когда ребенок закончит рисовать, психолог спрашивает его об образе жизни изображенного существа, наличии у него врагов, друзей и т.п.

Это задание снимает естественную настороженность ребенка при первом индивидуальном контакте с психологом, поскольку не требует особых знаний, навыков рисования, а лишь свободы воображения, и дети легко включаютсяв него.

Кроме того, рисунок «Несуществующее животное» позволяетопределить креативность ребенка по тому, оригинально ли изображение существа или образ заимствован из мультфильмов, книг, составлен из отдельных частей известных животных.

 

Рисунок семьи

Ребенка просят нарисовать свою семью. В случае возникновения уточняющих вопросов, кого рисовать, психологдает уклончивые ответы (Хоментаускас, 1987).

Диагностически значимыми показателями рисунка «Моя семья» являются его композиция, соответствие изображенной семьи ее реальному составу, соотношение размера фигур, их цветовой окрашенности и другие признаки, подробно описанные в работах Г.Т. Хоментаускаса (Хоментаускас, 1989). Эта методика, по его меткому выражению, позволяет увидеть семью глазами ребенка, то есть то, как ребенок воспринимает и переживает свое место в семье, а также эмоциональные взаимоотношения между ее членами.

Отказ ребенка выполнять это задание рассматривается как выражение крайнего неблагополучия взаимоотношений в семье, и в этом случае предлагается косвенный вариант методики — рисунок «Семейка животных», в котором ребенка просят изобразить такую семью, где каждый ее член был бы представлен отдельным видом животных, а затем рассказать об образе их жизни. Значимыми показателями данного рисунка являются размеры животных, их антагонизм в природе, степень их агрессивности и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...