Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель формирования правовой компетентности студентов колледжей




Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………………..……3

Глава 1. Основы формирования правовой компетентности студентов колледжа.

1.1. Основные понятия правовой компетентности студентов ….………...……5

1.2. Модель формирования правовой компетентности студентов колледжей.. 7

Глава 2. Основные направления формирования правовой компетентности студентов колледжа

2.1. Формирование правовой компетентности студентов …………………….11

2.2. Подходы формирования правовой компетенции студентов колледжа ….. 14

Заключение …………….…………………………………………………………………………………………..21

Список использованной литературы и источников …………………..…………………22

 


Введение

Изменения в политической, экономической и социальной жизни общества привели к тому, что сегодня возникла необходимость поддержания отношений между системой образования и профессиональной средой с ориентацией на подготовку специалиста. Поэтому сегодня к выпускникам вузов предъявляются повышенные требования в сфере его профессиональной культуры.

Важнейшей составляющей правовой культуры студентов является их правовая компетентность, которая позволяет обоснованно решать ряд профессиональных задач как в учебе, так и в последующем в профессиональной деятельности студента

Анализ практики показывает, что часто в непрофильных вузах правовая подготовка студентов ограниченна парой курсов, которые не позволяют ему сформировать определенные навыки и умения, необходимые в последующем для трудоустройства и адаптации в общественной жизни.

Между тем профессиональная деятельность современного специалиста требует соблюдения правовых стандартов, экологических требований, немаловажным в профессиональной деятельности является знание трудового и административного права. Важным также является знание семейно-правовых норм, норм жилищного права, а также иных норм.

Актуальность темы подтверждает и тот факт, что она активно исследуется учеными различных специальностей – правоведами, педагогами, психологами. Так, данный вопрос затрагивается в исследованиях Б.Г. Ананьева, В.Г. Афанасьева, С.М. Кагана, Л.Н. Koгана, Д.И.Фельдштейн и др.), вопросы правовой деятельности студентов затрагиваются в работах Л. С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др.), вопросы самореализации описываются в работах И.С. Кон, А.В. Петровского, В.Г. Рындака и др., особенности личностного творческого развития затрагиваются в работах Д.Б.Богоявленской, А.Н. Лук, В.А. Моляко, Я.А.Пономарева и др. Однако несмотря на многообразие подходов к изучению данной темы отсутствует единый системный подход к рассмотрению данного вопроса, что также подтверждает актуальность темы.

Целью исследования является исследование вопроса формирования правовой компетентности студентов колледжа.

Исходя из поставленной цели, были поставлены следующие задачи курсовой работы:

- раскрыть понятие и охарактеризовать сущность правовой компетентности;

- охарактеризовать процесс формирования правовой компетентности студентов колледжа;

- обозначить модель формирования правовой компетентности студентов колледжа.

Объектом исследования являются отношения в сфере формирования правовой компетентности студентов колледжа

Предмет исследования — изучение природы формирования правовой компетентности студентов колледжа.

Методологическая основа представлена общенаучными и частно-научными методами, а также специальными методами познания. В частности, используется анализ, синтез, метод структурного анализа, системный метод, сравнительно-правовой.

Информационная база курсовой работы включает: труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященных указанной проблеме, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы, статистические материалы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников, приложений.

 


Глава 1. Основы формирования правовой компетентности студентов колледжа.

Основные понятия правовой компетентности студентов

Изменение политической и социально-экономической обстановки в стране, резкое расширение международных контактов во всех сферах жизни общества привели к тому, что каждый специалист должен владеть правовыми основами. Плохое знание правовых основ осложняет внедрение в учебный процесс, а также затрудняет общественную жизнь, в том числе и студентов колледжей, так как без знания правовых основ нельзя быть полноправным членом общества.

Деятельность специалиста раскрывает не только умения и навыки, способности, но и степень развития творческих установок, готовность реализации профессиональной культуры. Уровень профессиональной культуры студентов выступает в качестве их характеристики как будущих специалистов, так как здесь определяется как уровень правовой подготовки, так и качество будущей трудовой деятельности, а также происходит формирование уважения как к своей работе, так и к работе других людей.

Профессионально специализирующие функции профессионального образования направлены на формирование личности, а также образованности человека в виде компетентности. Такие навыки крайне необходимы в современном обществе, где ежедневно необходимо показывать уровень своего образования, использовать навыки, полученные при обучении и самообразовании.

Под «качеством образования» понимается его соответствие современным социокультурным условиям и требованиям. То есть компетентность выступает в качестве составной части культуры, в том числе студентов колледжей, так как характеризует их мастерство и основные умения[1].

Теория компетентностного подхода по мнению В.И.Байденко, Ю.Г.Татур, В.Д. Шадриков) основа на понятиях – компетентности и компетенции. Определяя эффективные организационные и психолого-педагогические условия формирования профессиональной культуры специалиста, они рассматривают их в свете соотношения указанных понятий[2].

Понятие «компетентностный подход» по отношению к образованию связано с жизнью индивида на основании прохождения им образовательных институтов – школы, техникума, колледжа, вуза и др. Компетентный специалист отличается от квалифицированного специалиста, так как у него имеется определенный уровень знаний, навыков и умений, он может из реализовать, в том числе и в работе[3].

Компетентность предполагает, что индивид имеет внутреннюю мотивацию, которая направлена на качественное осуществление своей профессиональной деятельности, при этом присутствуют профессиональные ценности в рамках своей профессии. Компетентный специалист способен выйти за рамки предмета своей профессии, обладая творческим потенциалом саморазвития.

Данный вопрос должен изучаться с точки зрения комплексного подхода на основании способности и готовности к самоопределению, самореализации, саморазвитию. Профессиональное развитие в данной сфере позволяет создать новый подход к своей профессии, даже в малых масштабах, в виде нового приема или метода и т.д. При этом индивидуумы несут самостоятельную ответственность за решение, которое было ими принято, исходя из поставленной им цели.

В этом понимании компетентность интегрирует в себе 3 аспекта:

· когнитивный (знания),

· операциональный (способы деятельности и готовность к осуществлению деятельности);

· аксиологический (наличие определенных ценностей)[4].

При этом индивид, являясь обособленной особью, направляет свои усилия на освоение определенных ценностных ориентиров. Он выступает в качестве индивидуальности, самости, обладает способностью осознавать и рефлексировать собственные ценности, способностями в сфере сопоставления, оценки себя и в ином, в том числе в проектировании будущего.

Профессиональная компетентность, таким образом, выступает в качестве неотъемлемой части профессиональной культуры. В настоящее время понятие компетентности рассматривается также в качестве неотъемлемой части научной лексики, круг его употребления широк.

 

Модель формирования правовой компетентности студентов колледжей

Модель формирования правовой компетентности студентов колледжей определяет главную цель в процессе профессионального обучения, определяет целеполагание на всех этапах учебного процесса, в связи с чем, оформляется логическая структура всех элементов целостного педагогического процесса обучения и функция каждого из них: преподавателя и обучаемых, пересмотр и углубление содержания, способов оценки его усвоения, а также прогнозируемого результата, завершающего функционирование реализованной модели.

Предлагаемая нами модель определяет структуру профессионально-педагогической деятельности и функциональные связи элементов этой структуры, она является основой подготовки современного специалиста, развития его правовой компетентности и состоит из следующих компонентов: целевого, содержательного, процессуального, так как:

− направленность на развитие обеспечивает студентов колледжа способами познавательной деятельности, формирует потребность в постоянном самосовершенствовании, что очень важно для дальнейшего профессионального образования;

− организация коллективно-индивидуальной мыслительной деятельности способствует развитию коллективистических качеств, создает условия для адекватной самооценки, правового самосознания, формирует ответственное отношение к соблюдению правовых норм;

− деятельностная основа организации обучения формирует понимание значимости активной позиции студента колледжа в деятельности необходимости точно подобранных средств, для организации действий, преобразующих внутреннюю сущность человека[5].

Таким образом, данная модель ориентирует на правовые ценности в процессе профессионального образования, формирует новое мировоззрение специалиста, его профессиональные качества и способности.

Единство целевого, структурно-содержательного и технологического компонентов, которые обеспечивают общую целостность модели и воспроизводимость результатов при ее реализации в учебном процессе. Такой подход к разработке модели формирования профессиональной компетентности позволяет заключить, что сама модель и технология реализации является условием профессионального развития студентов колледжей, поскольку основы ее построения совпадают с доминирующими тенденциями модернизации образования.

Модель формирования правовой компетентности специалиста в процессе профессиональной подготовки студентов колледжей определяет структуру деятельности преподавателя и функциональные связи элементов этой структуры.

Развитие правовой компетентности при подготовке студентов колледжей, а также студентов вузов предполагает не только формирование и развитие соответствующих знаний и умений, но и практическое овладение содержанием и особенностями профессиональной деятельности. В процессе ее осуществления необходимо готовить студентов и к наиболее важным содержательным и процессуальным аспектам этой деятельности. К ним относятся широкая представленность в рассматриваемой профессиональной деятельности таких аспектов, как правовой анализ трудовых процессов, их правовое сопровождение, интегративный характер правовой и профессиональной деятельности[6].

Этапы процесса развития правовой компетентности нами построены в соответствии со структурой профессиональной деятельности специалиста, основной целью которой является подготовка деятельности студентов после окончания колледжа. Данный подход способствует последовательному и целенаправленному овладению студентами правовым основам профессиональной деятельности.

Разработанная современными специалистами модель формирования правовой компетентности специалиста состоит из трех компонентов: целевого, содержательного, процессуального.

В целевом компоненте отражена социальная цель как осознанная потребность в гармоничном, творческом, саморазвивающемся человеке. Определен подход к формированию правовой компетентности специалиста по важнейшим параметрам саморазвития: потребности – способности – сознание.

Целевой компонент модели развития правовой компетентности специалиста определен государственным образовательным стандартом профессионального образования, государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников. В соответствии с квалификационной характеристикой выпускника правовая компетентность должна составить важную составляющую его профессиональной культуры[7].

Подтверждением этого является назначение этого специалиста, состоящее в том, что выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности с использованием правовых норм, а также к профессиональной деятельности на предприятиях (организациях) различных организационно-правовых форм собственности.

Таким образом, важной характеристикой будущего специалиста является правовая компетентность, позволяющая выпускнику юридически обоснованно принимать различные решения в процессе профессиональной деятельности.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...