Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система финансов и ее звенья




 

Система финансов представляет собой со­вокупность различных финансовых отношений, в процессе ко­торых разными методами и формами образуются,распределяются, и исполь­зуются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства

Понятие «система финансов» является развитием более общего понятия «финансы» в широком смыс­ле слова.

Финансовая система включает в себя две сферы:

Централизованные финансы (Федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты, Внебюджетные фонды)

Децентрализованные финансы (финансы предприятий, финансы домашнего хозяйства)

В свою очередь каждая сфера объединяет несколько звеньев.

Необходимость выделения отдельных звеньев системы финан­сов связана с различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формирова­нии и использовании доходов. Каждому звену системы финансов при­сущи свои специфические формы и методы формирования и использо­вания денежных фондов и доходов. Например, сфера финансов пред­приятий в основном обслуживает материальное производство и услуги, создание ВВП, его распределение внутри организаций и перераспреде­ление части ВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Через государствен­ный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный бюджетный фонд государства с дальнейшим перераспределением между экономи­ческими регионами, отраслями, ведомствами, социальными группами населения.

Наличие звеньев финансовой системы определяется существо­ванием самостоятельных экономических субъектов, участвующих в хозяйственной жизни.

Экономический субъект это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современ­ных рыночных отношениях участвуют четыре экономических субъекта:

государство;

регион;

хозяйствующий субъект — коммерческое предприятие, неком­мерческая организация, финансовый посредник;

гражданин (физическое лицо) — производитель, предприни­матель, инвестор, посредник, продавец, покупатель и т.д.

 

Централизованная сфера. Она находится в собственности государства в соответ­ствии с Бюджетным кодексом.

Государственные финансы, осуществляемые за счет бюдже­тов всех уровней и внебюджетных фондов, должны обеспечить структурную перестройку экономики, ускорение НТП, повыше­ние эффективности производства и на этой основе рост жиз­ненного уровня народа.

За счет централизованных фондов обеспечивается расши­рение производства на макроуровне путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения ресурсов для вырав­нивания уровней экономического и социального развития от­дельных регионов.

 

Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ре­сурсов страны.

Финансы предприятий, как звено децентрализованных фи­нансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.

В условиях рыночных отношений предприятия осуществля­ют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при котором расходы предприятия должны покрываться за счет соб­ственных доходов. Главным источником производственного и социального развития трудовых коллективов становится прибыль.

Предприятия стали обладать реальной финансовой незави­симостью, самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируют производственные и социальные фонды, изыскива­ют необходимые им средства для инвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка — кредиты банков, эмиссию, облигации депозитные сертификаты и прочие его ин­струменты.

 

Финансы домашнего хозяйства лишь недавно включены как звено финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию имеют исключительно важное значение по регулированию пла­тежеспособного спроса страны. Определенная часть создавае­мого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее эко­номическое положение предприятия.

 

 

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Государство в процессе своего функционирования осуществ­ляет политическую деятельность в различных сферах обществен­ной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Финансовая политика — это совокупность методологических прин­ципов, форм организации и методов использования финансов.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:

1.разработку общей концепции финансовой политики, оп­ределение ее основных направлений, целей, главных задач;

2.создание адекватного финансового механизма;

3.управление финансовой деятельностью государства и дру­гих субъектов экономики.

Расмотрим три типа финансовой политики: клас­сическая,планово-директивная,регулирующая. Основу каждой из них составляли соответствующие экономические теории.

Классическая теория практически отводила государству «роль ночно­го сторожа». Основа финансовой политики, по мнению «классиков», — достижение полной свободы рыночных отношений. Именно рынок явля­ется основным регулятором, способствующим во всех случаях эконо­мическому росту и сбалансированности ресурсов общества. Государство должно обеспечивать функционирование рынка определенными право­выми нормами, стремясь минимизировать все государственные расходы, представляющие собой дополнительные издержки для предпринимателя.

Планово-директивная теория выводила на передовые позиции отно­шения планомерности, систему директивных планово-распределитель­ных функций государства на основе жесткого исполнения плановых показателей развития экономики, что обеспечивало превалирование натуральных показателей, вслед за которыми шло перераспределение денежных ресурсов в системе государственных финансов и финансов государственных предприятий, а также отраслевых министерств в про­порциях, строго определенных планом. Это предусматривало жесткую централизацию и перераспределение через государственный бюджет зна­чительной части финансовых средств, создаваемых в экономике. Данная система была строго ориентирована на внутренние финансовые ресурсы страны, игнорируя международное движение капитала за исключением государственных займов.

Регулирующая теория, в основу которой положена экономическая теория Дж. М. Кейнса и его последователей, предусматривает вмеша­тельство государства в циклическое развитие экономики с помощью оп-

ределенных финансово-кредитных инструментов (бюджета, налогов, ста­вок процента и др.).

Задачи финансовой политики.

Можно следующим образом сформулировать задачи финансовой политики:

- обеспечение условий для формирования максимально воз­можных финансовых ресурсов;

- установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;

- организация регулирования и стимулирования экономиче­ских и социальных процессов финансовыми методами;

- выработка финансового механизма и его развитие в соот­ветствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

- создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.

Финансовая политика — составная часть экономической по­литики государства. В ней конкретизируются главные направле­ния развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использова­ния, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика — относительно само­стоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средст­во реализации политики государства в любой области общест­венной деятельности.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможно­сти страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими со­ставными частями экономической политики — кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства осно­вывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вы­текающих из поставленных целей и задач.

 

Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджет­ную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику, ценовую.

Рассмотрим основные направления современной бюджетной поли­тики России. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодек­сом РФ приоритет в разработке бюджетной политики принад­лежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане основные направления бюд­жетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. В рам­ках этих посланий Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджет­ной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов первоначальное их содержание может претерпевать значительные изменения. Правитель­ство должно либо согласиться с предлагаемыми изменениями, либо уйти в отставку. Возможен и роспуск Государственной Думы в случае отказа от принятия федерального закона о бюджете.

Так, общей стратегической задачей развития является модернизация экономики, обеспечивающая устойчивые и более высокие темпы эконо­мического роста на основе повышения конкурентоспособности отече­ственных производителей и структурных преобразований, соответствующих мировым тенденциям. При этом приоритетными задачами эконо­мической политики являются:

- формирование законодательных основ, обеспечивающих благопри­ятный инвестиционный климат и способствующих развитию предпри­нимательства (в частности, малого);

- существенное снижение налогового бремени и повышение эффек­тивности действия налоговой и таможенной системы;

- создание условий для развития финансовой инфраструктуры и до­стижения финансовой стабильности;

- достижение сбалансированности бюджетной системы и повыше­ния эффективности ее функционирования;

- реформирование естественных монополий;

- создание условий для интеграции России в мировом сообществе.

Приоритетные задачи финансовой политики в значительной степе­ни обеспечиваются бюджетной политикой, с помощью которой реали­зуются следующие основные функции:

• финансовое обеспечение в результате выполнения государством сво­их функций;

• поддержание финансовой стабильности в стране;

• обеспечение финансовой целостности федеративного государства;

• создание условий для социально-экономического развития.

Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и рас­ходов, управление государственным долгом и государственными акти­вами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами.

Основные фундаментальные проблемы, связанные с теку­щим состоянием бюджетной системы, заключаются в следующем:

• несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уровнях бюд­жетной системы;

• недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех
уровней и их доходных источников;

• неэффективности значительной части бюджетных расходов, несо­ответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;

• незавершенности построения эффективной системы управления и
контроля в системе государственных финансов.

Отсюда определяются стратегические и тактические цели бюджет­ной политики:

• обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обя­зательств на всех уровнях власти;

• устранение дестимулирующих и развитие стимулирующих элемен­тов бюджетной политики и прежде всего в рамках реформирования на­логовой системы;

• существенное снижение относительных издержек функционирова­ния государства;

• создание эффективной системы межбюджетных отношений на ос­нове четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной сис­темы, повышения степени автономности налоговых полномочий и про­зрачных объективных процедур распределения финансовой поддержки регионам;

• приведение обязательств государства в соответствие с его ресурса­
ми путем отмены или приостановления нефинансируемых или частич­но финансируемых обязательств федерального бюджета;

• обеспечение бездефицитности федерального бюджета;

• оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресур­сов федерального бюджета на решение ключевых социально-экономи­ческих задач;

• четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех
уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами,
завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов;

• максимальная консолидация внебюджетных фондов в бюджетах
всех уровней;

• обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных
фондов, процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.

 

Основными задачами налоговой политики являются:

• значительное снижение и выравнивание налогового бремени;

• упрощение налоговой системы;

• минимизация издержек исполнения и администрирования налогового законодательства;

• ликвидация налогов с оборота;

• снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

• уменьшение налогообложения внешнеторговых операций;

• создание условий для легализации прибылей предприятий;

• сокращение количества налогов и ограничение произвола налого­вых и таможенных органов при одновременном повышении ответствен­ности налогоплательщиков.

 

Таможенную политику можно рассматривать как часть налоговой и ценовой политики, поскольку таможенные сборы и налоги оказывают прямое воздействие на цену товаров и услуг. В то же таможенная политика имеет и свой специфический способ влияния на экономику страны, ограничивая или расширяя доступ на внут­ренний рынок импортных товаров и услуг и сдерживая или поощ­ряя экспорт товаров и услуг из страны.

В области таможенной политики будут осуществляться изменения с учетом переговорных позиций при вступлении России во Всемирную торговую организацию, стимулирования интеграции российской эконо­мики в систему мировых хозяйственных связей и ее структурной пере­стройки. Предусматривается также и обеспечение выполнения фискаль­ной функции таможенных пошлин путем унификации таможенных та­рифов и штрафов, их существенного сокращения, ликвидации большинства таможенных льгот и улучшения таможенного админист­рирования.

 

Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и определяет на ближайшие годы следующие основные приоритетные задачи:

• сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются ус­ловия для экономического роста, включая снижение ставок процента с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики;

• продолжение работы Центрального банка РФ по совершенствова­нию платежной системы, включая создание новых компонентов, осно­ванных на системе расчетов в режиме реального времени, и развитие без­наличных расчетов, в том числе за счет применения современных бан­ковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт;

• сохранение контроля за денежным предложением за счет установ­ления целевых объемов денежной массы, а также режима плавающего
валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на
внутреннем валютном рынке и решаться проблемы стерилизации сво­бодной наличности, возникающей в период устойчивого притока иност­ранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных ре­зервов страны.

Составными частями денежной политики являются эмиссионная политика и стабильность национальной валюты

Эмиссионная политика, кроме определения необходимого коли­чества денег в обороте, имеет еще одно направление — увеличение доходов бюджета. Вторая составляющая требует особой осторожно­сти, ибо при переходе определенных количественных границ де­нежная система подвержена инфляции, т.е. реальному обесценению доходов бюджета. Если по каким-то причинам государство не в состоянии регулировать свою денежную систему, то нарушается эко­номическая безопасность страны, поскольку национальная валюта не в состоянии противостоять экспансии более сильных валют и на­циональные богатства могут быть утеряны (вследствие взаимных зачетов, путем скупки акций и т.п.).

Кредитная система обеспечивает функционирование внутрихозяй­ственных расчетов и ссудного капитала. Ссудный капитал является важнейшим условием осуществления воспроизводственного процес­са, обеспечивая возможность заимствований, как для пополнения оборотных средств, так и для инвестиций. Кредитный сектор эко­номики служит и для выравнивания средней нормы прибыли. Ве­личина процентной ставки может негативным образом сказаться на экономической активности в обществе.

 

Ценовая политика государства выражается в корректировке цен и тарифов на монопольные товары и услуги. В монопольном владении государства сохранились недра, земля, водные пространства, желез­ные дороги, электропередающие сети, нефте- и газопроводы. Рост цен на товары и услуги этих отраслей приводит к повышению цен во всех остальных секторах народного хозяйства.

 

В реализации финансовой политики России более полно будут учитываться возможности финансового рынка для активизации инвестиционной деятельности путем создания дополнительных стиму­лов к вовлечению свободных средств домохозяйств, международных финансовых институтов и фондов. Серьезные изменения будут внесены и в систему валютного регулирования.

Таким образом, финансовая политика России стано­вится более предсказуемой и целенаправленной. Ее реализация осуще­ствляется с помощью финансового аппарата, т.е. определенной структу­ры органов управления государственными финансами.

Финансовый механизм.

Важной составной частью финансовой политики является установление финансового механизма, при по­мощи которого происходит осуществление всей деятельности госу­дарства в области финансов.

Финансовый механизм представляет собой систему установ­ленных государством форм, видов и методов организации фи­нансовых отношений. Финансовый механизм — это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике.

К элементам финансового механизма относятся

- формы финансо­вых ресурсов, методы их формирования,

- система законодатель­ных норм и нормативов, которые используются при определе­нии доходов и расходов государства,

- организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Финансовый механизм — наиболее динамичная часть фи­нансовой политики. Его изменения происходят в связи с реше­нием различных тактических задач, и поэтому финансовый ме­ханизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финан­совое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут стро­иться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с раз­витием налогового законодательства.

Финансовый механизм подразделяется на директивный и регулирующий.

Директивный финансовый механизм, как правило, разрабаты­вается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. В его сферу включаются налоги, государ­ственный кредит, расходы бюджета, бюджетное финансирова­ние, организация бюджетного устройства и бюджетного процес­са, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на другие виды финансо­вых отношений, в которых государство непосредственно не уча­ствует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагиваю­щем прямо интересы государства. Такая разновидность финан­сового механизма характерна для организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае государство устанавливает общий порядок исполь­зования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии по­сле уплаты налогов и других обязательных платежей, а предпри­ятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования.

 

В связи с переходом к рыночным от­ношениям, приватизацией государственной собственности из­менился финансовый механизм.

1.Это нашло выражение прежде всего в переводе взаимоот­ношений между государством и приватизированными предпри­ятиями на налоговую основу.

2.Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоя­тельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Тер­риториальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов.

3.Были внесены изменения в формирование территориаль­ных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном, регио­нальных) были созданы фонды финансовой помощи, из кото­рых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, раз­мер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.

4.С организацией фондового рынка изменился порядок пе­рераспределения средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их продажи и покупки на фондовых биржах.

5.С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды.

6.Из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социаль­ные внебюджетные фонды (пенсионный, медицин­ского страхования, социального страхования).

7.Существенные изменения произошли в управлении фи­нансами. Были созданы новые финансовые и контрольные ве­домства.

 

Управление финансами

Под общим термином «управление» понимается сознательное воздействие с целью развития и совершенствования объекта (по словарю).

Госу­дарство должно совершенствовать систему отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества, осуществлять контроль над ра­циональным их использованием. На решение этой задачи и направ­лено

управление финансами. — сложный процесс, представляющий единство управляемой (объекты) и управляющей (субъекты) системе.

Уп­равляющая система«финансовая система» — совокупность финансовых институтов (учреждений), управляемая система«система финансов» — совокупность денежных отношений. При этом процесс Управления финансами не однозначный, он включает не только управление объектами, но и совершенствование деятельности, организации самих субъектов управления.

Целью управления финансами является финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономичес­кой сбалансированности, профиците бюджета, снижении государ­ственного долга, твердости национальной валюты, в конечном сче­те, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Конкретными методами и формами управления финансами слу­жат:

• финансовое планирование;

• прогнозирование;

• программирование;

• финансовое регулирование;

• финансовый контроль;

• принятие финансового законодательства

• система методов мобилизации финансовых ресурсов

 

Общее управление системой финансов осуществляют высшие органы власти и управления:

Президент Российской Федерации (администрация Президен­та) — регламентирует деятельность финансовой системы, под­писывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Парламентом.

Парламент Российской Федерации (Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государствен­ной Думы) — устанавливает налоги, сборы, неналоговые пла­тежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансо­вое законодательство (Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс).

Правительство Российской Федерации — разрабатывает феде­ральный бюджет, выступает как единый центр управления фи­нансами.

Центральным органом, осуществляющим реализа­цию финансовой политики,

является

- Министерство финан­сов Российской Федерации. Оно обеспечивает единство

финан­совой, кредитно-денежной и валютной политики в Российс­кой Федерации,

координирует деятельность других федераль­ных органов исполнительной власти.

— осуществляет методическое руководство в сфере финансо­вого планирования и финансирования отраслей хозяйства;

— организует разработку федерального бюджетного плана;

— принимает активное участие в разработке баланса
финансовых ресурсов страны.

На Министерство финансов Российской Федерации возложены организация исполнения федерального бюджета, проведения мероп­риятий, обеспечивающих расходование бюджетных средств по целе­вому назначению. Министерству финансов Российской Федерации предоставлены широкие права:

• получать от министерств, ведомств, предприятий, учреждений материалы, необходимые для составления и исполнения бюд­жетного плана;

• ограничивать и приостанавливать финансирование, в случае нарушения финансовой дисциплины;

• проводить ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

 

Федеральная налоговая служба Российской Федерации осуществляют контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесе­ния в бюджетные фонды налогов, сборов и других платежей.

Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной и финан­совой политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным каз­начейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельно­стью других кредитных институтов.

Для контроля над выполнением финансового законодательства создан специальный контрольный орган — Счетная палата Россий­ской Федерации, ее основным назначением является контроль над федеральными денежными средствами. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному Собранию. Возглав­ляет Счетную палату председатель, назначаемый Государственной Думой на 6 лет.

Федеральная таможенная служба РФ несет от­ветственность за поступление таможенных пошлин РФ:

1) проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым
таможенными органами;

2) проверять все документы, связанные с исчислением и уп­латой налогов, взимаемых таможенными органами;

3) приостанавливать операции налогоплательщиков по сче­там в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении
ими налогового законодательства;

4) проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм
штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

В целом таможенные органы осуществляют контроль за со­блюдением налогового законодательства при пересечении това­ров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой тамо­женных пошлин.

 

Проведение финансовой политики в субъектах Федерации, их ад­министративно

территориальных и муниципальных образованиях осуществляют соответствующие финансовые учреждения.

Финансовый менеджмент

В условиях перехода на рыночные отношения исключительно важное значение имеет также эф­фективное управление ресурсами предприятий различных форм соб­ственности — финансовый менеджмент.

Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов корпораций состоит в мак­симизации реальных пассивов и активов корпораций.

При этом важнейшее значение имеют следующие кардинальные вопросы финансового менеджмента.

1. Планирование и прогнозирование финансовой стороны дея­тельности корпораций. Финансовое управление корпорации разра­батывает финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса, внедрения новых управленческих решений
и финансовых ресурсов их обеспечения (на один год и пять лет).Такие финансовые планы определяются для каждого подразделения корпорации, т.е. для отдельных фирм в рамках корпорации и для отдельных отраслевых управлений (департаментов) внутри одной фирмы. Главные показатели в процессе финансового планирования: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения.

2. Принятие наиболее целесообразных решений в процессе
инвестирования крупных средств.
Успешно функционирующая корпорация имеет быстро растущий объем реализации продук­ции, что требует новых инвестиций на расширение производства (приобретение оборудования, проведение НИОКР и т.д.).

Фи­нансовый менеджер должен определить оптимальные темпы рос­та объема реализации, структуру привлекаемых средств, методы их мобилизации; способы инвестирования — за счет кредитов банков или путем выпуска собственных акций и облигаций; в случае банковского кредита — долгосрочный или краткосрочный.

3. Координация финансовой деятельности корпорации со все­ми ее службами. Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализаций, что в свою очередь оказывает воз­действие на размер прибыли и инвестиций.

4. Проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, реализации соб­ственных акций и облигаций.

Национальные и транснациональные корпорации, имеющие организационно-правовую форму акционерных обществ, имеют крупные финансовые управления.

 

11.Финансовое планирование и прогнозирование

В экономической литературе планирование представляют как деятельность по принятию решений, ориентированную на будущее.

Применительно к фи­нансовому планированиюэто деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов.

Сбалансированность при этом означает оптимальное соотношение между финансовыми ресур­сами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, оста­ющимися в руках хозяйствующих субъектов.

Пропорциональность — рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты нало­га и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам Федерации. Государство через увеличение или уменьше­ние этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

Финансовое планирование представляет собой составную часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана социально-экономического развития, направлено на коорди­нацию деятельности всех органов финансовой системы. Относитель­ная обособленность отдельных звеньев системы финансов предоп­ределяет необходимость разработки системы финансовых планов, отражающих:

особенности форм и методов образования и использования де­нежных фондов;

отраслевое и территориальное перераспределение финансовых ресурсов.

Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов (отношения), получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного фонда выра­жается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, ко­торые объединены в единую систему.

 

Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором от­ражается движение бюджетного фонда, формы и методы его образо­вания и использования, структура доходов и расходов.

 

Движение внебюджетных фондов отражается соответственно в финансовых планах (сметах) доходов и расходов. В доходной части отражаются обязательные и добро-

вольные взносы юридических и физических лиц. Размер страховых взносов установлен в процентах от фонда оплаты труда. Во внебюд­жетные фонды частично поступают бюджетные средства, при недо­статке средств допускается заимствование средств внебюджетных фондов друг у друга. Таким образом, внебюджетные фонды тесно связаны между собой и с бюджетным фондом.

 

Страховой фонд необходим для возмещения потерь в масштабе всего общества, отдельных регионов, муниципальных образований и граждан. Для учета потребностей всех хозяйствующих субъектов страховой фонд формируется и используется в плановом порядке. В доходной части плана отражаются взносы предприятий, организа­ций, отдельных граждан, поступления средств из других фондов (бюд­жетного направления), в расходной — возмещение убытков от сти­хийных бедствий, выплаты страховых сумм страхователям. План образования и использования страхового фонда позволяет более

маневренно и эффективно использовать средства.

 

Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансиро­ванности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (баланс финансовых ресурсов — БФР), а также балансы доходов и расходо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...