Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы бюджетного устройства в разных типах государства




Бюджетное устройство – это совокупностьпринципов построения государственного бюджета и бюджетной системы страны, их структуры, взаимосвязи бюджетов, входящих в бюджетную систему, и правовых основ их функционирования.

Бюджетное устройство страны определяется ее госу­дарственным устройством и закрепляется законодательством страны.

По степени распределения власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарныеэто единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц — областей, провинций, губерний. В таком государстве административ­но-территориальные образования не имеют собственной го­сударственности или автономии. В таких унитарных госу­дарствах действуют единая конституция, единые органы власти, централизованное управление экономикой и соци­альной сферой.

В унитарном государстве бюджетное устройство состо­ит из двух уровней бюджетов

- государственного (общего государственного) бюджета и

- местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.

 

Федеративные государстваэто союзные государства, создаваемые из ряда государственных образований — шта­тов, земель, республик.

В федеративном (объединенном) государстве админист­ративно-территориальные образования, входящие в состав государства, имеют собственную государственность, обла­дают определенной самостоятельностью в рамках распре­деленных между центром и административно-территориаль­ными образованиями полномочий.

Для такого федеративно­го государства характерно бюджетное устройство, состоя­щее из трех уровней -

- государственный федеральный бюд­жет,

- бюджеты административно-территориальных образо­ваний,

- местные бюджеты.

 

Конфедерацияэто постоянный союз суверенных государств, созданный для дос­тижения определенных целей (политических, военных)

Основной документ (договор или конституция) конфедеративного государства гарантирует государствам-членам независимость от цент­рального правительства. Помогая центральному органу власти выпол­нять его полномочия, субъект конфедерации действует в интересах, побудивших его присоединиться к конфедерации. При конфедератив­ном государственном устройстве центральный орган власти является представителем субъектов конфедерации, имеющим весьма ограни­ченные полномочия как в отношении расходов, так и в налогообложе­нии физических или юридических лиц. Правительства более богатых государств в конфедерации, как правило, не стремятся к введению на­логов, чтобы иметь средства для оказания поддержки менее обеспечен­ным. Основные договоренности между государствами в случае их объединения в конфедерацию чаще становятся обязательными для жителей государств-участников в случае защиты страны от общих вра­гов во время войны; стандартизации мер и весов, денежной единицы для облегчения торговли; регулирования международной торговли в пределах конфедерации и единой системы управления транспортом и средствами связи субъектов конфедерации.

Бюд­жет конфедеративного государства формируется из взно­сов, входящих в конфедерацию государств. У государств, входящих в конфедерацию, действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетная система

Частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Ст.6 БК:

бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

Бюджетная система – это главное звено финансовой системы государства.

Структура бюджетной системы Российской Федерации

Бюджетное устройство РФ определяется Конституцией, государственным устройством, как федеративной республики.

Ст.10 БК:

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, Севастополя;

бюджеты городских и сельских поселений.

 

Таким образом бюджетная система РФ включает в себя:

- федеральный бюджет

- бюджеты республик в составе РФ

- краевых и областных бюджетов и бюджеты городов Москвы,Санкт – Петербурга,Севастополя;

- областной бюджет автономной области

- окружных бюджетов автономных округов

- и тысячи местных бюджетов

Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга.

 

Государственный долг

В Бюджетном кодексе Российской Федерации (ст. 97) дано следующее определение: государственным долгом Рос­сийской Федерации являются долговые обязательства Рос­сийской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международны­ми организациями и иными субъектами международного права.

Из приведенного определения следует, что нужно раз­личать не только государственный внутренний и внешний долг, но и общегосударственный долг (долг Российской Фе­дерации и муниципальных образований).

Государственный и муниципальный долгэто общая сумма задолженности Российской Федерации и муниципаль­ных образований по непогашенным займам и невыплачен­ным по ним процентам.

Экономическое назначение государственного долга, об­разовавшегося из финансовых заимствований государст­ва, — обеспечение финансирования государственных рас­ходов при нехватке бюджетных средств.

Основной формой государственных заимствований яв­ляется государственный кредит, представляющий собой со­вокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство, а кредиторами — физические и юридические лица.

С учетом сферы размещения займов долг делится на внутренний и внешний, государственный и муниципальный.

 

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть в форме:

а) государственных займов, осуществляемых посред­ством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;

б) кредитов, полученных Правительством РФ;

в) других долговых обязательств, гарантированных Пра­вительством РФ.

 

Государственный долг — общая сумма задолженности государства по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам.

 

Государственные займы как форма государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные де­нежные средства физических (населения) и юридических лиц (организаций и предприятий) привлекаются на финан­сирование государственных затрат. Привлечение временно свободных средств в форме государственного кредита осу­ществляется путем выпуска и реализации облигаций, каз­начейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

 

Внутренний государственный долг — это сумма задол­женности по выпущенным и непогашенным государствен­ным ценным бумагам, размещенным на территории Россий­ской Федерации, включал затраты на погашение и выпла­ту крупного дохода.

Облигация — наиболее распространенный вид ценных бумаг. Она представляет собой государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга с про­центами.

Облигации — долговые обязательства государства, ор­ганов местного самоуправления и организаций, выпускае­мые обычно большими партиями. Они являются свидетель­ством того, что выпустивший их орган является должником и обязуется выплачивать владельцу облигации в тече­ние определенного времени проценты по ней, а по наступ­лении срока выплаты — погасить свой долг перед владель­цем облигации. В любом случае облигация представляет собой долг, а ее держатель является кредитором (а не со­владельцем, как акционер). По российскому законодатель­ству облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляю­щая право держателя этой бумаги на получение от эми­тента облигации в предусмотренный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой сто­имости.

Задолженность по государственным займам, в которых государство является заемщиком, включается в сумму го­сударственного долга страны.

 

По способу размещения государственные займы делятся на группы:

- свободно обращающиеся облигации,

- размещаю­щиеся по подписке.

Облигации, свободно размещающиеся на рынке ссуд­ного капитала, обычно свободно размещаются через сиетему коммерческих банков (сберегательных и акционерных).

 

Основными подписчиками облигаций по государствен­ным займам выступают

- организации,

- специальные фонды,

- банки,

- страховые компании.

 

Внешний (международный) государственный кредитэто кредит, в котором государство выступает в роли заем­щика на мировом рынке.

Сумма полученных внешних заимствований с начислен­ными процентами включается в государственный долг страны.

Основными кредиторами России выступают зарубежные развитые страны, международные финансовые организации — Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Европейс­кий банк реконструкции и развития (ЕБРР).

.

Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превраща­ется в государственный долг. Его приходится выплачивать с процентами.

По российскому законодательству долговые обязатель­ства Российской Федерации могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

 

По срокам действия долговые обязательства РФ могут быть:

- краткосрочными (до одного года),

- среднесрочными (от одного года до пяти лет) и

- долгосрочными (от 5 до 30 лет).

 

Долговые обязательства Российской Федерации пога­шаются в сроки, которые определяются конкретными ус­ловиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в обращение государственного зай­ма, в том числе сроков выплаты и размера процентных пла­тежей, срока обращения, не допускаются.

 

Межбюджетные отношения

Бюджетные отношения между органами государствен­ной власти Российской Федерации и субъектов Федерации и органами местного самоуправления по поводу финансо­вой поддержки строятся на основе определенных принци­пов, характерных для бюджетного федерализма.

 

Межбюджетные отношения основываются на следую­щих основных принципах:

- самостоятельность бюджетов всех уровней бюджет­ной системы Российской Федерации;

- сбалансированность интересов всех участников меж­бюджетных отношений бюджетной системы РФ;

- равенство бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований во взаимоотношениях с феде­ральным бюджетом;

- законодательное разграничение доходных источни­ков между бюджетами;

- выравнивание уровней минимальной бюджетной обес­печенности;

- единство бюджетной системы РФ;

- передача отдельных видов расходов из федерально­го бюджета в территориальные бюджеты;

- средства, переданные бюджету одного уровня от бюд­жета другого уровня для обеспечения государственных полномочий, учитываются в соответствующем бюджете как доход в форме безвозмездных перечислений.

 

В течение финансового года органы законодательной и исполнительной власти, а также представительной власти местного самоуправления воздерживаются от принятия ре­шений, которые приводят к увеличению расходов бюдже­тов других уровней, за исключением случаев в связи с чрез­вычайными ситуациями и стихийными бедствиями.

Основой для расчета финансовой помощи территори­альным бюджетам служат нормативы финансовых затрат на предоставление финансовых услуг и нормативы мини­мальной бюджетной обеспеченности, определяемые на ос­нове единой методики с учетом социально-экономических, географических, климатических и других особенностей субъектов Федерации.

Финансовая поддержка субъектов Федерации предос­тавляется в формах, установленных законодательством Рос­сийской Федерации.

Финансовая поддержка (тоже финансовая помощь) име­ет своей целью оказание финансовой помощи одному бюджету из другого бюджета РФ в связи с несбалансированностью последнего.

Из-за того, что налоговые поступления не могут обес­печить все расходы отдельных региональных и местных бюджетов, бюджеты более высокого уровня оказывают

финансовую помощь бюджетам более низкого уровня. И чем больше зависят бюджеты от такой финансовой поддержки, тем больше проблем возникает в межбюджетных отноше­ниях.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации оказание финансовой помощи из бюджетов может быть осуществлено в следующих формах:

-предоставление дотаций на выравнивание уровня ми­нимальной бюджетной обеспеченности;

- предоставление субсидий;

- предоставление субвенций на финансирование от­дельных целевых расходов;

- предоставление бюджетной кредита;

- иная безвозвратная и безвозмездная передача средств.

Финансовая помощь в любой форме подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем этих средств.

Рассмотрим, что представляет собой каждая из назван­ных форм финансовой помощи.

Дотация — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России на без­возмездной и безвозвратной основах для покрытия теку­щих расходов.

Субсидия (помощь, поддержка) — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной сис­темы России, а также физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенция — бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы России или юридическому лицу на осуществление определенных целе­вых расходов.

Одним из основных способов передачи средств из вы­шестоящего бюджета нижестоящему бюджету — отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоя­щим бюджетом.

Перечень и ставки федеральных налогов определяются законодательством России, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы России утверждаются Федеральным законом о федеральном бюджете.

Такая форма финансовой помощи существует десяти­летия. Эта форма помощи имеет преимущества, одно из которых — единство бюджетных источников для всех бюд­жетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их более полной мобилизации.

Если бюджет территории не имеет достаточных разме­ров отчислений от налогов в доход бюджета и не имеет воз­можности сбалансировать бюджет за счет отчислений от налогов, тогда применяются другие формы финансовой по­мощи (дотация, субсидия, бюджетный кредит).

 

Внебюджетные фонды

 

Государственный внебюджетный фондэто фонд де­нежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан и удовлетворе­ния некоторых потребностей социального и экономическо­го характера.

 

Внебюджетные фонды — одна из форм перераспреде­ления и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

 

Необходимость образования государственных внебюд­жетных фондов заключается в следующем: создание госу­дарственных внебюджетных фондов необходимо государству, прежде всего,

- для более эффективного использования фи­нансовых ресурсов, а также

- для успешного решения соци­альной политики.

 

Задача общества — поддержать существование граж­дан, нуждающихся в помощи. В связи с этим существует реальная потребность в целевых финансовых ресурсах и целесообразность их концентрации на государственном и территориальном уровнях.

 

Правовой основойобразования государственных соци­альных внебюджетных фондов является, прежде всего:

1.- Конституция РФ (1993 г.)(в Конституции РФ сказано: "Каждому гарантируется соци­альное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инва­лидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом" (ст. 39).)

2.- Бюджетный кодекс РФ.:

В Бюджетном кодексе Российской Федерации нашли отражение

- общие принципы,

- правовой статус и

- назначе­ние государственных внебюджетных фондов, суть которых состоит в следующем: государственные внебюджетные фон­ды образуются на основании соответствующих актов орга­нов государственной власти. Внебюджетные фонды имеют обособленные бюджеты и источники формирования до­ходов.

Бюджетным кодексом Российской Федерации установ­лено, что вне федерального бюджета образуются государ­ственные фонды денежных средств, управляемые органа­ми государственной власти Российской Федерации и пред­назначенные для реализации конституционных прав граж­дан на:

- социальное обеспечение по возрасту;

- социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;

- социальное обеспечение в случае безработицы;

- охрану здоровья и получение бесплатной медицинс­кой помощи.

 

Средства государственных внебюджетных фондов нахо­дятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной систе­мы РФ и не подлежат изъятию на цели, не предусмотрен­ные законодательством.

 

Доходы государственных внебюджетных фондов фор­мируются за счет:

- обязательных платежей, установленных законода­тельством РФ;

- добровольных взносов физических и юридических лиц;

- других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

 

(В бюджеты государственных внебюджетных фондов подлежат зачислению распределяемые органами Федерального казначейства по уровням бюджетной системы Российской Федерации налоговые доходы от следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

- единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

- минимального налога в связи с применением упрощенной системы налогообложения:

- единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности:

- единого сельскохозяйственного налога:)

 

Сбор и контроль за поступлением обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды осуществляются тем же органом исполнительной власти, на который возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет.

 

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этих фондов, представляются на рассмотрение органу исполнительной власти (Правительству РФ) и представляются в Федераль­ное Собрание на утверждение. Утверждаются бюджеты го­сударственных внебюджетных фондов в форме законов од­новременно с принятием Федерального закона о федераль­ном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год.

 

 

Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством РФ.

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.

Контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации, в порядке, установленном Б Кодексом для соответствующих бюджетов.

 

В Бюджетном кодексе Российской Федерации опреде­лен состав государственных внебюджетных фондов России. Установлено, что государственными внебюджетными фон­дами РФ являются:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федера­ции;

- Федеральный фонд обязательного медицинского стра­хования;

-Территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

 

Все эти фонды называются внебюджетными социальны­ми фондами, потому что они созданы в целях эффективной реализации социальных программ РФ.

Они образуют само­стоятельную финансово-правовую базу федеральных и ме­стных внебюджетных средств. Самостоятельность внебюд­жетных социальных фондов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение их бюджетов осуще­ствляется представительными (законодательными) органа­ми, а исполнение бюджетов фондов — органами исполни­тельной власти совместно с органами управления фондов самостоятельно на основе Закона об утверждении бюджета и механизма бюджетного регулирования.

Государственные внебюджетные социальные фонды име­ют целевое назначение, их формирование, отпуск средств, определение объемов финансирования, т. е. исполнение их бюджетов находится под контролем финансовых органов.

 

РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками:

- закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка;

- размещается выпусками;

- имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

 

Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

 

Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.

(часть третья в ред. Федерального закона от 28.12.2002 N 185-ФЗ)

 

На рынке ценных бумаг происходит привлечение денежных средств из разных источников и их вложение в различные виды реального капитала.

 

Р ынок цен­ных бумаг — одно из многих приложений свободных капиталов, и поэтому ему приходится конкурировать за их привлечение.

 

Движение средств между рынками вложения капитала про­исходит в зависимости от ряда факторов:

• уровня доходности рынка;

• условий налогообложения на рынке;

• уровня финансовых и других экономических рисков;

• организации рынка и его удобства для инвестора.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...