Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Способы взятия исследуемого материала из полости рта




Непосредственной причиной большей части заболеваний в полости рта являются резиденты (или их этиология вообще не выяснена) и поэтому предметом исследования в этих случаях является адаптированная к организму индигенная микрофлора, ее воздействие на организм и роль микробных ассоциаций в развитии оппортунистических болезней. Из этого своеобразия патологического процесса вытекают и особенности использования микробиологических методов.

1. Использование микробиологических методов при стоматологических заболеваниях (кариесе, пародонтите, афтозном стоматите и т.п.) направленно не на диагностику болезней, а на изучение этиологии и патогенеза этих заболеваний.

2. При одонтогенных воспалительных процессах (периодонтитах, абсцессах, флегмонах и т. п.) эти методы могут быть использованы для контроля проводимого лечения, прогнозирования исхода болезни.

3. Эти методы позволяют определить чувствительность микробной ассоциации к антибиотикам и, соответственно, выбрать рациональную терапию.

В стоматологии чаще всего используют бактериоскопический и бактериологический методы исследования. Идет разработка тест систем для диагностики возбудителей методом ПЦР.

При стоматологических заболеваниях в качестве исследуемого материала можно изучать:

· зубную бляшку,

· ротовую жидкость,

· содержимое десневого желобка или патологического десневого кармана,

· материал из кариозной полости,

· материал из корневых каналов,

· гранулемы,

· гнойное отделяемое,

· пунктаты,

· соскобы,

· мазки-отпечатки со слизистой оболочки или элементов поражения.

В практической стоматологии чаще исследуют:

· мазки-отпечатки со слизистой оболочки,

· гнойное отделяемое,

· пунктаты.

Общие правила забора материала при стоматологических заболеваниях.

1. При заборе материала из различных участков следует исключить попадание в пробу слюны. Для этого исследуемую область обкладывают стерильными ватными тампонами.

2. Перед забором материала нельзя обрабатывать полость рта бактерицидными препаратами, а также необходимо выяснить у больного, не принимал ли он в течение последних 3 недель антибиотики.

3. Учитывая, что большая часть резидентов полости рта является облигатными анаэробами, при заборе материала и его транспортировке необходимо соблюдать условия анаэробиоза.

Исследование зубной бляшки

Смотри тему: МИКРОБИОЛОГИЯ КАРИЕСА И ИССЛЕДОВАНИЕ МИКРОФЛОРЫ ПРИ КАРИЕСЕ

Исследование ротовой жидкости

Смотри тему: МИКРОБИОЛОГИЯ КАРИЕСА И ИССЛЕДОВАНИЕ МИКРОФЛОРЫ ПРИ КАРИЕСЕ

Исследование кариозной полости

Смотри тему: МИКРОБИОЛОГИЯ КАРИЕСА И ИССЛЕДОВАНИЕ МИКРОФЛОРЫ ПРИ КАРИЕСЕ

Исследование корневых каналов

Смотри тему: ГНОЙНО-ВОСПАЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПОЛОСТИ РТА

Исследование десневой жидкости

Смотри тему: МИКРОБИОЛОГИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПАРОДОНТА

Исследование соскобов со слизистой оболочки

Смотри тему: ЗАБОЛЕВАНИЯ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА.

Для изучения орального микробиоценоза применяются следующие питательные среды: 5% кровяной агар для подсчета общего микробного обсеменения, желточно-солевой агар – для стафилококков, сахарный бульон и "Mitis Salivarius Agar” – для стрептококков, растительно-молочную среду для лактобактерий, среду Сабуро с полимексином - для грибов рода Candida, среду Вильсона-Блера для анаэробов, среду Эндо – для энтеробактерий.

Посевы инкубируются в термостате 24 часа, среда Сабуро около 5 дней.

Идентификация выделенных штаммов микроорганизмов осуществляют на основании морфологических, культуральных и биохимических признаков в соответствии с определителем бактерий Д. Берги (1988).

Количественный учет плотности популяций различных экологических групп производится путем подсчета колониеобразующих единиц (КОЕ) в одном грамме зубного налета, 1 мл ротовой жидкости, на 1 см2 поверхности языка и слизистых оболочек щеки, десны и неба.

Методические указания

Изучение количественного состава различных биотопов полости рта

Количественный учет плотности популяций различных экологических групп производится путем подсчета колониеобразующих единиц (КОЕ) при посеве на питательные среды.

Ход работы.

1. Забор материала со слизистых оболочек и поверхности языка для бактериологического метода проводится стерильным ватным тампоном с площади 1 см2 и последующим высевом на питательные среды.

Ротовая жидкость собирается в стерильную пробирку, для посева исследуется 1 мл.

2. Исследуемый материал тщательно растирают петлей в секторе А. После чего петлю прожигают и из "грязного" сектора А выполняют 4 линейных штриха во 1 сектор, затем также во 2 и 3.

Схема посева.

 

3. Посев инкубируют в термостате при 37°С в течении 12-18 часов.

4. Подсчитать количество колоний в 3-ем (последнем) секторе.

Общее количество жизнеспособных бактерий в 1 мл материала (КОЕ/мл, колониеобразующие единицы) вычислить, пользуясь формулой:

N = n х 106,

где N — общее число бактерий, n — число колоний в секторе.

5. Сравнить количество микроорганизмов из различных биотопов полости рта.

 

Контрольные вопросы

1. Какие методы микробиологической лабораторной диагностики Вы знаете?

2. Какие существуют особенности использования методов микробиологической диагностики в стоматологии?

3. Как осуществляют забор материала из кариозной полости?

4. Как забирают материал из десневого кармана?

5. Какой исследуемый материал чаще всего используют в стоматологии?

6. Как осуществляют количественный учет плотности популяций различных экологических групп?

 

Список литературы

Обязательная:

1. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2001. – 736 с.

2. Коротяев А.И., Бабичев С.А. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология: Учебник для мед. вузов. – СПб.: СпецЛит, 2002. – 591 с.

3. Поздеев О.К. Медицинская микробиология / Под ред. В.И. Покровского. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005. – 768 с.

Дополнительная:

1. Ахременко Я.А. Микробиология полости рта: Учебное пособие для студентов стоматологических факультетов. – Якутск: Изд-во Якутского госуниверситета, 2008. – 107 с.

2. Зеленова Е.Г., Заславская М.И., Салина Е.В., Рассанов СП. Микрофлора полости рта: норма и патология: Учебное пособие. Нижний Новгород: Издательство НГМА, 2004. - 158с.

3. Микробиология, вирусология и иммунология: учеб. для студентов мед. вузов / под ред. В. Н. Царёва. — М.: Практическая медицина, 2009. — 581 с.: ил.

4. Практикум лабораторных работ с иллюстрированными ситуационными заданиями по микробиологии, иммунологии и вирусологии / под ред. А.А. Воробьева, В.Н. Царева. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2008. – 320 с.: ил.

 


Занятие № 7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...