Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Законы перспективы. Светотень.




ЗАДАНИЯ.

1. Внимательно прочитай тему, рассмотри зарисовки Репина и Дейнеки, обрати внимание на линию и штрих.

2. Сделай несколько зарисовок людей с натуры.  

 

 

Раздел 3. ЗАКОНЫ ПЕРСПЕКТИВЫ. СВЕТОТЕНЬ.

НАГЛЯДНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

 

«Перспектива – это система изображения на плоскости глубины пространства.

Перспективное изображение предполагает взгляд на вещи из одной неподвижной точки. Она называется точкой зрения». [11]

«Пример: представим себе железную дорогу. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются. ( Параллельные линии – это линии, которые никогда не пересекаются).

Рис. 27

Но если мы встанем на пути и посмотрим вдаль, то будет казаться, что с удалением от нас, рельсы сходятся ближе, ближе, пока, наконец, не сольются в одну точку.

 

Рис. 28                                                          Рис. 29

То же самое можно увидеть, если выйти на прямой участок обычной дороги. Только здесь, вместо рельс будут сходиться края дороги. Точку, где рельсы или края дороги соединяются, называют точкой схода. Эта точка всегда лежит на линии горизонта – на уровне наших глаз». [12]

«На рис. 29 изображена фронтальная точка зрения, при которой имеется одна точка схода, совпадающая с точкой Р. Такая перспектива называется фронтальной». [13]  

«Также существует угловая перспектива, когда линии контуров и плоскостей уже не сходятся в единой точке, а расходятся к двум точкам схода – слева и справа от наблюдателя.

          

Рис. 30                                                  Рис. 31

В перспективе квадрат превращается в нашем восприятии в трапецию, а круг превращается в эллипс – перспективное изображение окружности, где есть плавный переход от ближней части к дальней. При взгляде снизу или сверху всегда сокращается глубина дальней от нас половинки эллипса. Если при рисовании есть сомнения в правильности изображения круга, надо построить вокруг него уходящий в той же перспективе квадрат.    

При перемене точки зрения, и рисунок предметов на плоскости может существенно измениться.  

На предметы можно смотреть сверху, снизу и сбоку, меняя точку зрения. Если смотреть на предмет прямо, так, чтобы наши глаза были на середине высоты предмета, то мы увидим его плоским, то есть только одну его сторону. Лист бумаги в таком случае покажется нам полоской. Во всех остальных случаях мы видим сразу три стороны предмета»[ 11].

 

 

 

Рис. 32. [14]

 

 

                    Рис. 33  

ЗАДАНИЯ:  

 

1. Внимательно перечитай всю тему, повтори изученный материал.

2. Сделай линейные зарисовки тетрадного листка, расположенного на разных уровнях высоты, применяя фронтальную и угловую перспективы.

 

 

СВЕТОТЕНЬ

 

  «Светотень - это распределение света и тени на поверхности предметов. Именно светотеневые переходы позволяют нам наиболее объемно видеть форму предметов.

Освещение бывает естественное (солнечный, лунный свет) и искусственное (электрический свет, свечи и т. д).

В зависимости от направленности световых лучей свет может быть концентрированный и рассеянный. Например, концентрированным будет солнечный свет и свет электрической лампы. Он характерен выраженной направленностью. Рассеянное освещение - это мягкий, падающий из окна свет.

Концентрированное и рассеянное освещение дает на предметах различный характер светотени. При концентрированном свете увеличиваются контрасты света и тени, они становятся более отчетливыми. Такое освещение лучше всего использовать для обучения рисованию.

При рассеянном же свете, наоборот, светотеневые переходы очень мягкие и не так выразительно подчеркивают форму.

Рисуя различные предметы, мы должны учитывать не только их освещенность, но и физические особенности поверхности. Различные по фактуре предметы по-разному отражают и поглощают свет. На глянцевых поверхностях мы видим незначительное различие между освещенными и затененными участками, но видим яркие блики и отражение других предметов в гладкой поверхности. На глиняной же поверхности будут очень хорошо выражены светотеневые переходы, но не столь яркими будут блики.

Нужно различать еще такие понятия как тон и плотность.

Тон - это светосила, которая зависит от силы освещения.

Плотность - это темнота тона.

А также блик и полутон.  Блик - это самое яркое отражение света на поверхности предмета. Различная по фактуре поверхность дает разные блики. Глянцевые поверхности имеют яркие блики с четкими краями. Матовые поверхности - более размытые и менее яркие. Есть материалы, которые вообще не могут иметь блик. Например, дерево, пористые материалы, камни.

Полутон (или полутень) - это переход между светом и тенью.

Тени в рисунке делятся на собственную и падающую. Собственная тень - это затененная часть самого предмета. Падающая тень - это тень, отбрасываемая предметом на поверхность или другие предметы.

Плотность, форма и размер теней зависит от многих факторов:

положения источника света и его удаленности от предмета направленность световых лучей формы самого предмета

Самое темное место падающей тени находится под предметом. Но тени никогда не бывают абсолютно черными.

Светораздел - это самое темное место собственной тени. Самый темный (резкий) светораздел характерен при ослепительном освещении, но при этом стираются светотеневые градации.

                    Есть еще одно очень важное понятие - рефлекс.

Рефлекс - это отраженный свет (или цвет) на предмете от окружающих объектов. Рефлекс выглядит световым пятном слабой интенсивности в области собственной тени (если отсвет находится на затененной части предмета). Цветовой рефлекс можно увидеть, например, в виде зеленого отсвета на коричневой вазе от скатерти»[15].

Итак, мы кратко разобрали основные понятия светотени, а теперь рассмотрим закономерности распределения светотени на рисунке.

 

 

 

          Рис. 34 [16]

Рис. 35. [17] ЗАДАНИЯ:

 

1. Прочитай внимательно всю тему, повтори изученный материал.

2. Сделай несколько светотеневых зарисовок простых предметов ( овощи, фрукты).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...