Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие подходы и концепции составляют теоретические основы современной дошкольной педагогики? 6 глава




Принимая во внимание основное положение отечественной психоло­гии о том, что психика, сознание, личность развиваются, формируются и проявляются в деятельности, и учитывая, что ведущей в раннем воз­расте является предметная деятельность, в организации педагогической работы с ребенком используется деятелы-юстный подход (А. Б. Орлов, Н. А. Палиева, И. В. Левикари, А. М. Щетинина).

Сущность взаимодействия в рамках данного подхода можно рассма­тривать как процесс «действия вместе», равноправного сотрудничества и общения, направленного на достижение определенного результата деятельности, вследствие чего происходит соразвитие его субъектов — педагога, ребенка, родителя.

Характер и успешность педагогического взаимодействия во многом определяются тем, насколько полно и адекватно учитываются возраст­ные психологические особенности ребенка.

Какие особенности развития ребенка раннего возраста необходимо учитывать в педагогическом процессе?

Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые определяют методы воспитания и требуют создания специальных условий для развития детей этого возраста (Н. А. Аксарина).

Анализируя этот возрастной этап, практически все ученые отмечают, что периоду раннего детства свойственны следующие характеристики.

1. Интенсивность физического и психического развития (скачко­образность).

Помимо того что период раннего детства один из самых насыщенных в познавательном аспекте из всех возрастных периодов, в настоящее время наблюдается заметная акселерация, которая отражается на ре­зультатах развития детей раннего возраста. Многие дети имеют более высокие показатели уже к моменту рождения, раньше начинаются процессы прорезывания зубов, хождения, говорения. Опережающим отмечается и социальное развитие — значительно раньше отмечается кризис трех лет.

2. Повышенная ранимость организма ребенка, недостаточная мор­фологическая и функциональная зрелость органов и систем (быстрый темп развития осуществляется на весьма неблагоприятном фоне — при незрелости психофизиологических функций организма, а это повышает ранимость).

Малыши в большей степени подвержены заболеваниям из-за несо­вершенства внутренних органов, высокого уровня утомляемости, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, соответственно, доминантой становится процесс возбуждения и, как следствие, — неу­стойчивое эмоциональное состояние.

3. Взаимосвязь физического и психического развития — это общая закономерность, присущая любому возрасту, но в раннем детстве она проявляется особенно ярко, потому что в этот период происходит ста­новление всех функций организма.

Именно в раннем детстве учеными отмечается наиболее прочная связь и зависимость умственного и социального развития от физиче­ского состояния и настроения ребенка (например, ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему: снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная реакция, дети теряют приобретенные умения — речевые, двигательные, социальные).

4. Яркая специфика психофизиологических и индивидуальных раз­личий (особенно в раннем возрасте важно учитывать индивидуальные, психофизиологические различия: уровень активности, регулярность биоритмов, степень комфортности при адаптации любого вида; настро­ение, интенсивность реакций, порог чувствительности, отвлекаемость, упорство и внимание).

5. Этому возрасту свойственно яркое удовлетворение ребенком естественных психофизиологических потребностей:

— сенсомоторной потребности;

—потребности в эмоциональном контакте;

— потребности во взаимодействии и общении со взрослыми (кон­тактное общение в 2—3 месяца, познавательное общение в 3—10 месяцев, вербально-невербальное в 10 месяцев — 1,5 года, игровое и деловое общение в 1,5-3 года).

6. Закономерность развития в раннем возрасте подтверждается спе­цифичностью проявления нервных процессов:

— легкостью выработки условных рефлексов, но при этом же слож­ностью их изменения;

— повышенной эмоциональной возбудимостью;

— сложностью переключения процессов возбуждения и торможения;

— повышенной эмоциональной утомляемостью.

Развитие детей раннего возраста имеет свою неповторимую специ­фику, что выражается в тесной взаимосвязи физиологических и психо­логических компонентов.

Соответственно, это тот возрастной период, когда особо важно учитывать и грамотно диагностировать все проявления ребенка при взаимодействии с ним. В обратном случае могут происходить изменения в состоянии ребенка, его развитии на психофизиологическом уровне с нежелательными последствиями.

Каковы особенности педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста?

Психологические особенности развития ребенка раннего возраста по­зволяют определить следующие требования к взаимодействию с ним:

— взрослому необходимо создавать условия для включения ребенка в деятельность, обеспечивать ситуацию успеха в ней, замечать и отмечать его достижения, при этом поощряя их;

— активно участвовать в предметной деятельности ребенка, демон­стрируя разнообразные способы выполнения манипуляций с предметом, воздействия одних предметов на другие, называя их свойства, признаки, качества, что постепенно приводит к постижению общественно-исто­рического содержания, заложенного в предметах;

— проявлять доброжелательное внимание, поощрять вопросы ре­бенка по поводу предметов и способов их использования;

— терпеливо, внимательно и гибко вести себя по отношению к малы­шу, поддерживать его инициативу и самостоятельность и вместе с тем проявлять готовность прийти ему на помощь, оказывая ее ненавязчиво и незаметно;

— процесс взаимодействия с ребенком сопровождать эмоционально I позитивным, доброжелательным, понимающим общением, инициирую­щим его активность, самостоятельность и потребность в достижениях;

— поддерживать стремления ребенка к контактам со сверстниками, привлекать внимание к совместным действиям детей;

— обязательно принимать участие в появляющихся в этом возрасте играх ребенка, брать на себя те или иные роли и через них управлять игрой, развивать ее, вступать с ребенком в диалог, обучая его, таким образом, все новым игровым действиям.

Таким образом, воспитатель в условиях подобно организованного взаимодействия постоянно получает информацию о ребенке, которая в преобразованном виде является материалом к собственному развитию, совершенствованию, профессиональной реализации.

Специфика организации педагогического процесса в группах раннего возраста заключается в том, что педагогический процесс;

— представляет собой последовательно сменяемые ситуации взаи­модействия взрослого и ребенка;

— обладает особым эмоциональным фоном совместной деятельности взрослого и ребенка в процессе их коммуникации, который способствует привлечению внимания детей, стимуляции познавательной активности, созданию и поддержке ситуации успеха у ребенка в деятельности;

— педагогический процесс ориентирован на совместную деятель­ность взрослых и детей.

Педагогический процесс, привычный для восприятия с его внешней стороны, допускает массу ситуаций, опосредованных взаимовлияний педагогов и воспитанников. От того, как педагог конструирует педаго­гический процесс с ориентацией на воспитанника и коллектив в целом, зависит, каким ребенок постоянно «видит» перед собой педагога, роди­теля или сверстника.

В результате сущностью педагогического процесса в группах ран­него возраста становится педагогическое взаимодействие как процесс организации жизнедеятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками (как процесс «действия вместе», равноправного со­трудничества и общения, направленного на достижение определенного результата деятельности, вследствие чего происходит соразвитие его субъектов — педагога и ребенка).

 

6.3. Педагог как субъект педагогического процесса

С точки зрения каких научных подходов может рассматриваться профессиональная деятельность педагога?

Проведенный анализ исследований профессионально-педагогической деятельности позволил выделить несколько подходов к ее рассмотрению. 1. Традиционный структурно-функциональный подход, когда учены­ми в структуре профессиональной деятельности учителя выделяются соответствующие функции и умения (В. И. Гинецииский, Н. В. Кузь­мина, А. К. Маркова, А. И. Щербаков).

2. Профессиографический подход в исследовании деятельности учи­теля, в результате которого получается обобщенный портрет профес­сионала (Е. А. Климов, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин).

3. Подход, при котором профессионально-педагогическую деятель­ность анализируют с точки зрения способностей, определяя тем самым комплекс педагогических способностей (Н. А. Аминов, Ф. Н.Гоноболин, В. А. Крутецкий, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Левитов, Л. М. Митина, М. И. Станкин).

4. Культурологический подход, предполагающий анализ професси­онально-педагогической деятельности в системе координат ценностей культуры (Т. Ф. Белоусова, Е. В. Бондаревская, И. П. Раченко).

В чем преимущества компетентностного подхода к анализу профессиональной педагогической деятельности?

По целому ряду причин, в основном связанных с модернизационными процессами российского образования, особый интерес сегодня вызывает компетентностный подход к анализу педагогической деятельности, рассматривающий ее в контексте решения профессионально-педаго­гических задач (В. И. Байденко, И. А. Зимняя, О. Е. Лебедев, Н. Ф. Радионова, В. А. Сластенин, А, П. Тряпицына и др.). Остановимся на нем подробнее.

 

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ В современных психолого-педагогических исследованиях професси­ональную педагогическую деятельность принято рассматривать как процесс решения многообразных и разноплановых следующих одна за другой профессиональных задач (И. С. Батракова, Ю. Н. Кулюткин, В. Я. Ляудис, Н. Ф. Радионова, Ю. П. Сокольников, Г. С. Сухобская, Л. Ф. Спирин, А. П. Тряпицына).

В современных условиях профессиональная деятельность педагога претерпела некоторые изменения, связанные с ее структурированием как процесса решения профессионально-педагогических задач. Сместились и акценты в содержании педагогических задач: от передачи знаний, и формирования умений и навыков, от педагогического воздействия к со­зданию педагогических условий, обеспечивающих целенаправленное и эффективное саморазвитие личностей ученика и учителя в процессе взаимодействия.

 

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Таким образом, наличие выделенных предпосылок позволило опреде­лить, что под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность или умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессионально-педа­гогической деятельности, с использованием знаний, профессиональ­ного и. жизненного опыта, ценностей и склонностей (Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына и др.).

Какие же задачи решает современный педагог?

Это пять основных групп задач, опыт решения которых характеризует базовую компетентность современного педагога:

— видеть ребенка (ученика) в образовательном процессе;

— строить образовательный процесс, ориентированный на достиже­ние целей конкретной ступени образования;

— устанавливать взаимодействие с другими субъектами образова­тельного процесса, партнерами образовательного учреждения;

— создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство учреждения);

— проектировать и осуществлять профессиональное самообразо­вание.

Таким образом, компетентностный подход к профессионально-педагогической деятельности позволяет рассматривать педагога как человека, умеющего профессионально решать проблемы и типичные задачи в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Про­фессионализм в решении проблем и задач педагогической деятельности подразумевается и определяется, на наш взгляд, прежде всего наличием субъектной позиции педагога и умением применять в решении задач образовательный, профессиональный и жизненный опыт.

Зачем педагогу нужна субъектная позиция?

Субъектную позицию педагога можно определить как особое разви­вающееся качество его личностной позиции, которая наиболее полно отражает совокупность личностных проявлений, связанных с осуществ­лением деятельности на основе индивидуальных смыслов и отношений, с готовностью к выбору, решению и оценке разнообразных жизненных и профессиональных задач.

Субъектная позиция педагога как особое развивающееся качество его личностной позиции:

— характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение педагога к профессиональной деятельности, ее целям и смыслу, процессу решения задач данной деятельности и результатам;

— выражается в умении педагога ориентироваться в имеющихся профессиональных возможностях, в желании и умении видеть и опре­делять свои личностно-профессиональные проблемы, находить условия и варианты их решения, оценивать свои профессиональные достижения;

— проявляется в различных сферах жизни и прежде всего в профес­сиональной деятельности;

— выступает предпосылкой и показателем профессиональной ком­петентности педагога.

Субъектная позиция базируется и проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность, что позволяет рассматривать их как необходимые, то есть обязательные, личностные качества современного педагога-про­фессионала.

Педагог дошкольного образования — кто он?

Так кто же он — воспитатель детского сада?

В истории дошкольной педагогики найти ответ на поставленный вопрос пытались Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Симонович.

Фрагментарно в психолого-педагогических исследованиях профес­сиональную деятельность воспитателя детского сада рассматривали Р. С. Буре, В. И; Логинова, А. А. Люблинская, Е. А. Панько, Л. Г. Сему-шина. В последних учебниках дошкольной педагогики для студентов средних педагогических учебных заведений авторами Л. Р. Болотиной, Т. С. Комаровой, С. П. Барановым и С. А. Козловой, Т. А. Куликовой предприняты попытки рассмотреть особенности данной профессио­нально-педагогической деятельности.

В работе А. С. Симонович, датированной 1867 годом, высказывается современно звучащая сегодня мысль: «Перевоспитание самого воспи­тателя — это первое и необходимейшее условие для хорошего воспи­тателя, ибо все главное влияние воспитателя заключается в примере, который он дает воспитаннику. Мельчайшие черты характера схваты­ваются воспитанниками, и от них не ускользает то, что незаметно для самого воспитателя. Итак, прежде всего перевоспитание самого себя, самовоспитание!»[9]

Затем автор выделяет любовь к детям, основанную на знании жизни Детей, и в качестве «регулятора любви» — сознание цели жизни, которое, по мнению автора, «устанавливает нормальную любовь, нормальные отношения воспитателя к детям и, следовательно, детей между собой...

Такой воспитатель, у которого идеал жизни — самоперевоспитание и любовь к детям гармонируют между собой, имеет право быть воспи­тателем. Такой воспитатель живет в детях, и дети живут в нем»[10].

Таким образом, главнейшими требованиями к воспитателю во вто­рой половине XIX века становятся: самовоспитание, любовь к детям, сознание цели жизни. Второстепенными требованиями являются: знание педагогики и психологии, «умение читать внутренние побуждения ре­бенка и человека вообще», такие качества, как нравственность, твердость, сдержанность, спокойствие, ясность выражения мысли. Результаты последующего сравнительного анализа представлены в табл. 3.

 

Проделанный анализ позволяет увидеть сходство и разницу в подходах к профессионально-педагогической деятельности воспитателя Детского сада, увидеть влияние времени на задачи дошкольного об­разования. Результаты проделанного сравнительного анализа в этой части параграфа и идеи; изложенные в начале, позволяют ответить на следующий вопрос.

 

Таблица 3. Сравнительный анализ взглядов на профессиональную деятель­ность воспитателя детского сада

В. И. Логинова[11] (1973) А. А. Люблинская, С. Е. Кулачковская[12] (1981) Т. А. Куликова[13] (1998)
Требования к личности воспитателя детского сада
Идейная, политическая убежденность; Эрудированность; Любовь к детям и уважение к ним; Мудрая строгость и требовательность к детям; Общительность (внимательность и чуткость к каждому ребенку, его проявлениям, заботливость и бережное отношение к нему); Педагогический такт; Эмоциональность; Материнские чувства (уход, ласка, забота, участие); Требовательность к себе, собственная организованность и дисциплина; Деловые качества; Терпеливость, спокой­ствие, доброжелатель­ность, чувство юмора, жизнерадостность, бо­дрость, оптимизм как вера в растущие силы ребенка — важней­шие черты личности воспитателя детского сада Политическая зрелость, целеустремленность, высокая нравственность, этическая зрелость, такт; Образованность; Эрудированность, скромность, честность, справедливость, искренность, терпеливость, требовательность, принципиальность, аккуратность, умение понимать воспитанника, откли­каться на его радости и горести, любовь к своему делу; Искусство педагогиче­ского видения; Творчество; Свободное владение психолого-педагоги­ческими знаниями и умение применять их на практике Высокая общая и профессиональная культура, интелли­гентность, моральная чистота, гражданская ответственность; Эмоциональная устой­чивость, наблюда­тельность, творческое воображение, требо­вательная доброта, душевная щедрость, справедливость, орга­низованность; Работоспособность, выносливость, лов­кость, уравновешен­ность; Эмпатия; Педагогический такт; Педагогическая зор­кость; Культура профессио­нального общения; Педагогическая реф­лексия
В. И. Логинова (1973) А. А. Люблинская, С. Е. Кулачковская (1981) Т. А. Куликова (1998)  
Профессионально-педагогические знания и умения воспитателя детско­го сада  
Энциклопедические знания в разных областях обществен­ной жизни, науки и искусства; Специальная профес­сиональная эрудиция: — знание особенно­стей и возможностей ребенка, задач, пер­спектив и путей разви­тия его личности; — знание особен­ностей строения и функционирования развивающегося детского организма, знания медицинского характера и особенно­стей ухода за малы­шом, знание специ­фики педагогических воздействий на разных этапах дошкольного детства; Профессиональные способности: — педагогическая наблюдательность; — педагогическое воображение; — распределение вни­мания; — организаторские способности Психолого-педагоги­ческие знания; Профессионально-пе­дагогические умения воспитателя: — передавать детям знания в доступной и понятной форме, адап­тировать знания к уровню развития и опыту ребенка; — разбираться в ню­ансах настроения ребенка; — предвидеть резуль­таты своей деятель­ности, своих оценок, действий; — проектировать каче­ства своих воспитан­ников; — быстро ориентиро­ваться в обстановке, живо реагировать на события в детском коллективе, выбирая при этом наиболее целесообразные меры воздействия Знание закономерно­стей развития ребенка: зависимость психи­ческого, физического развития ребенка от окружающей среды, невозможность его существования без взрослых; Профессиональные умения: — гностические; — конструктивные; — коммуникативные; — организаторские; — специальные  
           

Продолжение ►

Таблица 3 (продолжение)

В. И. Логинова (1973) А. А. Люблинская, С. Е. Кулачковская (1981) Т. А. Куликова (1998)
Профессионально-педагогические задачи педагога дошкольного образо­вания
Задачи профессио­нально-педагогиче­ской деятельности связаны с всесторон­ним развитием ребен­ка-дошкольника Задачи профессио­нально-педагогиче­ской деятельности; — изучение индивиду­альных особенностей детей, их характеров; — осуществление индивидуального подхода к развитию ребенка, целенаправленного, руководства его активностью, создание условий для гармони­ческого и всесторонне­го развития дошколь­ников; — формирование у дошкольников умения увидеть, выделить существенные свойст­ва и признаки окру­жающих предметов, заставить малыша задуматься; упражнять его в рассуждении с целью развития способности решать поставленные перед ним задачи и объяснять свое решение; — воспитание физиче­ски здоровых, интел­лектуально развитых, высоконравственных и трудолюбивых гра­ждан Родины Задачи профессио­нально-педагогической деятельности воспита­теля детского сада: — создание педагоги­ческих условий для успешного воспитания детей; — обеспечение охраны жизни, укрепление здоровья дошкольни­ков; — педагогическое прос­вещение родителей; — регулирование и со­гласование воспита­тельных воздействий семьи и ДОУ; — исследовательский поиск

Какие задачи профессиональной деятельности решает современный педагог дошкольного образования?

Современный воспитатель дошкольного образовательного учреждения — это человек, умеющий профессионально решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности. Основой профессионализма педагога дошкольного образования является наличие у него субъектной позиции, которая базиру­ется и проявляется в таких личностных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность.

В контексте компетентностного подхода к профессиональной де­ятельности воспитателя детского сада задачи данной деятельности выглядят следующим образом:

♦ Видеть ребенка в образовательном процессе ДОУ — диагностиче­ские задачи, решение которых позволяет воспитателю: знать ин­дивидуальные особенности и возможности ребенка; учитывать их в образовательном процессе ДОУ; отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детскогосада, характер его продвижения в развитии; определять эффектив­ность влияния реализуемых педагогических условий.

♦ Строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей дошкольного образования, — задачи педагогического проек­тирования образовательного процесса и его организации, содейст­вующего целостному развитию здорового ребенка-дошкольника.

♦ Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образователь­ного процесса, партнерами ДОУ — задачи взаимодействия с профес­сионально-педагогическим и культурным сообществом.

♦ Создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство дошкольного образовательного, учреждения) — задачи проектирования и организации развивающей образователь­ной среды детского сада как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы развития и воспитания ребенка.

♦ Проектировать и осуществлять профессиональное самообразова­ние — задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности.


 

Глава 7. Воспитание детей в целостном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

7.1. Понятие «воспитание». Особенности воспитания детей дошкольного возраста

Что такое воспитание и каковы его цели?

ОРИЕНТИРУЕМСЯ В ПОНЯТИИ Воспитание — одно из основных понятий педагогики. Это процесс спе­циально организованной деятельности педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях образовательного процесса.

 

В педагогической литературе встречается множество различных определений этого понятия. Формулировки их зависят от методо­логического подхода, концепции воспитания. С позиции концепции гуманизации образования воспитание определяется как процесс пе­дагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, куль­турной идентификации, социализации, жизненном самоопределении (Е. В. Бондаревская).

Цель воспитания в гуманистической педагогике — наиболее полное культурное развитие человека, способного к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Результат воспитания — личность, развивающаяся в гармонии с собой, природой и социумом, личность, ориентированная на ценности мировой и национальной культуры, на творческую самореализацию в мире этих ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде.

Воспитание должно пробудить стремление личности к саморазви­тию, культурному и личностному росту, развить духовные потребности и гуманные чувства.

Как общественное явление воспитание направлено на передачу нако­пленного человечеством исторического культурного опыта от поколения к поколению. Воспитание всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения, способного реализовывать определен­ные общественные функции и социальные роли. В процессе воспитания происходит интериоризация (Л. С. Выготский), присвоение личностью культурно-исторического опыта, что приводит к повышению уровня культурного развития.

Почему воспитание — это гуманистический процесс?

С точки зрения педагогики воспитательный процесс — сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями (И. Ф. Харламов). Иными словами, воспитательный процесс — это целенаправленное взаимодействие педагогов и детей, сущностью кото­рого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаи­мосвязь основных элементов: целей и содержания, методов, средств и достигнутых результатов. Центр воспитательного процесса образует развивающее взаимодействие педагога и детей, основанное на их со­трудничестве и взаимном уважении.

Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Процесс воспитания закономерно отвечает требованию природосообразности. В нем ребенок выступает в совокупности всех своих индивидуальных проявлений, включая воз­растные особенности.

В чем особенности процесса воспитания в дошкольном возрасте?

Дошкольное детство — уникальный этап в развитии, качественно от-личающийся от последующих жизненных периодов, что проявляется особенностях био- и социогенеза, способах познания и мышления, в деятельности и отношении ребенка с предметным и социальным ми­ром, в самосознании, Воспитание дошкольников ориентируется как на общие закономерности воспитательного процесса, так и на своеобразие развития ребенка в период дошкольного детства.

Теоретические основы процесса воспитания дошкольников опреде­ляют следующие положения и идеи:

— самоценность дошкольного детства и его существенное значение для последующего развития личности;

— развитие личности ребенка как процесс социального наследова­ния, активного присвоения доступного социально-культурного опыта, отраженного в предметах культуры, знаниях, умениях, ценностях и т. п.;

— амплификация развития ребенка как создание условий для раз­ностороннего освоения культурного опыта и развития способностей;

— определяющая роль деятельности в воспитании. Воспитание дошкольника происходит в системе взаимосвязанных видов детской деятельности при ведущей роли игры;

— развитие личности ребенка происходит в условиях проявления субъектной активности, субъектного опыта, становления субъектной позиции;

— обусловленность воспитания дошкольников взаимодействием всех субъектов воспитательного процесса, детского сада и семьи, школы и других социальных институтов;

— непрерывность воспитательного процесса, наличие единых линий развития и воспитания ребенка на всех ступенях дошкольного возра­ста и сохранение содержательной преемственности в воспитаиии при переходе на ступень младшего школьного возраста.

Цель воспитания — ввести дошкольника в мир культуры, способ­ствовать разностороннему развитию его способностей, психическому и физическому здоровью, стимулировать и сохранять индивидуаль­ность. Воспитание в дошкольном детстве направлено на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентации, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Воспитание направлено на целостную личность ребенка (ее актив­ность, самостоятельность, гуманистическую направленность), вхождение его в современный мир, приобщение к культуре.

Задача воспитания состоит в становлении у детей базиса личностной культуры, развитии в дошкольном детстве основ культурного отноше­ния к природе, рукотворному миру, обществу, к собственной жизни. (Это касается как ценностных ориентации, так и средств познания, деятельности, общения.) Обеспечить базис личностной культуры — зна­чит помочь ребенку в присвоении ценностей (красота, добро, истина), способов взаимодействия с людьми и проявлении эмоционально-оце­ночного отношения к миру.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...