Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какие подходы и концепции составляют теоретические основы современной дошкольной педагогики? 7 глава




Структура воспитательного процесса представляет собой взаи­мосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, достигнутых результатов. Воспитательный процесс в детском саду акти­визирует механизмы саморазвития, самообучения, исследовательского поведения, инициативы и свободы самовыражения детей в разных видах деятельности и общении.

Воспитание дошкольников имеет свои особенности, обусловленные своеобразием развития психики дошкольников и возможностями осво­ения ими социокультурного опыта. Среди таких особенностей выделим определяющую роль взрослого в воспитании как транслятора ребенку культурного опыта; необходимость постоянной опоры на чувства детей и наглядные примеры поведения, выполнения правил; неустойчивость формируемых качеств и способов поведения, необходимость в связи с этим постоянного упражнения и закрепления их ребенком в разных жизненных ситуациях; необходимость педагогического сопровождения и поддержки ребенка в воспитании с учетом индивидуальности и темпа развития.

Педагогическая позиция воспитателя постоянно меняется в зависи­мости от задач воспитания и уровня развития ребенка: позиция прямой передачи опыта «Делай, как я», позиция партнерства «Давай сделаем это вместе», позиция обращения к опыту ребенка «Помоги мне, у меня не получается», позиция выбора творческого решения «Кто придумает интереснее?» и пр.

Какие условия и средства обуславливают успешность процесса воспитания детей дошкольного возраста?

Осуществление воспитательного процесса требует соблюдения ряда педагогических условий:

— личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

— предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;

— создание предметно-развивающей образовательной среды, спо­собствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности.

Средством воспитания выступают разнообразные виды детской деятельности: коммуникативная, трудовая, познавательно-исследо­вательская, продуктивная, музыкально-художественная при ведущая роли игры. Она органично вплетается в ткань всей жизни ребенка, в его жизненное пространство.

Воспитательное значение игры состоит как в том, что дошкольники отражают в ней различные стороны социальной жизни, так и в том, что в игровом коллективе у дошкольников возникает потребность ре­гулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. В игре дети активны, творчески преобразуют то, что ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. У них разви­ваются субъектные свойства, формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате постоянного сравнения своего поведения с поведением окружающих людей у ребенка появляется воз­можность лучшего осознания самого себя, своего «Я». Все это самым непосредственным образом влияет на социально-личностное развитие дошкольника.

В процессе воспитания дошкольник приобретает опыт организации и участия в самостоятельной индивидуальной и совместной деятельнос­ти со взрослыми и сверстниками. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная, деятельность дошкольников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающая свободный выбор каждым ребенком деятельности по интересам и по­зволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Под совместной деятельностью взрослых и детей понимается де­ятельность двух и более участников (взрослых и воспитанников) по решению общих задач на одном пространстве и в одно и то же время. Она отличается наличием партнерской позиции взрослого и пар­тнерской формой организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей). В ситуации совместной деятельности ребенок получает ценный личный опыт установления разнообразных форм контактов со сверстниками и взрослыми, проявляет нравственные качества.

Субъектная позиция — личностное образование, обеспечивающее ребенку применение освоенного социального опыта. Способность к самостоятельному целеполаганию и мотивации детской деятельности, умение оперировать освоенными способами ее осуществления, само­стоятельно контролируя и оценивая результаты, дают возможность ре­бенку выходить за пределы заданной ситуации и вариативно разрешать элементарные житейские проблемы, возникающие в семье и детском саду при взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Особую роль в воспитании дошкольников играет общение. Эмоцио­нальное, деловое, познавательное и личностное общение ребенка с вос­питателем и сверстниками дает ребенку ценную социальную практику коммуникации и взаимопонимания с людьми.

Успех воспитательного влияния зависит от умения педагога про­будить коммуникативную активность детей в общении, от развитой педагогической рефлексии воспитателя, способности строить отно­шение с ребенком по модели субъект-субъектного взаимодействия, на основе педагогической диагностики особенностей его развития, поведения и деятельности. Дети раннего и дошкольного возраста особенно нуждаются в материнском отношении и эмоциональной поддержке воспитателя.

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Задача воспитателя, как следствие, состоит в том, чтобы бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста, отслеживать характер изменений, происходящих с ребенком, его продвижение и достижения; определять эффективность влияния реализуемых педагогических условий; ориентировать педагогическую оценку на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшней результативности ребенка с его собственными вчерашними достижениями).

Ребенок как субъект педагогического взаимодействия проявляет себя следующим образом:

— он открыт педагогическому взаимодействию, проявляет доверие и интерес к воспитателю;

— охотно принимает цели и задачи, поставленные воспитателем;

— проявляет активность, самостоятельность, сотрудничество в сов­местной деятельности и общении с воспитателем;

— охотно делится своими мыслями, выражает свое мнение, желания, готовность к содеятельности и разнообразному общению с воспитате­лем.

Такое поведение дошкольника свидетельствует педагогу о том, что воспитание как процесс установления взаимодействия педагога и ре­бенка для решения определенных задач осуществляется правильно.

 

7.2. Задачи и содержание процесса воспитания детей дошкольного возраста

Закладывая культурный фундамент личностного развития, воспитание обеспечивает гармонию взаимодействия ребенка с окружающим миром, создает у растущего человека ощущение психологического комфорта и физического здоровья.

На что направлено содержание воспитания детей дошкольного возраста?

Воспитательный процесс в детском саду охватывает важнейшие сфе­ры физического, психического и личностного развития дошкольника и предусматривает обеспечение полноценного физического развития, охрану и укрепление физического и психического здоровья ребенка, разностороннее развитие познавательных, коммуникативных, художе­ственных способностей, социально-ценностных представлений, опыта нравственного поведения и культуры общения.

Содержание воспитания связано с приоритетными направлениями современного дошкольного образования: физическое, познавательно-речевое, художественно-эстетическое и социально-личностное развитие детей. Соответственно этим направлениям определяются основные составляющие воспитательного процесса.

Физическое воспитание направлено на достижение целей гармонич­ного физического развития дошкольника через решение следующих задач:

— накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

— развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

— формирование у воспитанников потребности в двигательной активности:

— развитие ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни и занятиям физической культурой.

Взрослые способствуют становлению у детей ценностей здорового образа жизни: бережного отношения к своему организму, овладению необходимыми гигиеническими навыками, приучают к чистоте, по­рядку, аккуратности, соблюдению режима дня. Это становится важной частью личной культуры дошкольника.

В детском саду создаются возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях: закаливающих процедурах, утренней гимнастике. Воспитывается стремление к разнообразной двигательной деятельности, потребность участвовать в подвижных играх, спортивных упражнениях, физкультурных праздниках. В процессе физического воспитания у дошкольников формируется уверенность в себе, появля­ется чувство удовлетворения от развивающейся ловкости, смелости, быстроты движений. Это способствует развитию самосознания, образ физического «Я» становится у дошкольников более полным и осоз­нанным. Эти сведения становятся важным компонентом личностной культуры дошкольника.

Умственное воспитание дошкольников направлено на их позна­вательно-речевое развитие, формирование способности к широкому познанию мира. Задачи умственного воспитания следующие:

— развитие познавательной деятельности дошкольников, форм мышления, способов и приемов умственной деятельности;

— развитие познавательной активности и познавательных интересов;

— расширение кругозора детей, развитие представлений об окружа­ющем мире (социальном, природном, рукотворном), о себе, о других людях, формирование целостной картины мира;

— совершенствование и обогащение всех сторон речи ребенка как средства общения и познания, формирование речевой и языковой культуры.

Умственное воспитание дошкольников осуществляется средства­ми познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности, разнообразного экспериментирования, познавательного общения, наблюдений, решения проблемных ситуаций, развивающих игр, ор­ганизации образовательной среды, стимулирующей познавательную активность детей.

Воспитатель постоянно поддерживает и развивает активность, лю­бознательность, инициативность, самостоятельность дошкольников в познании, побуждает к поиску ответов на возникающие вопросы и размышлению. В процессе поисковой деятельности дошкольники совместно со взрослым или самостоятельно обнаруживают новые свой­ства предметов, замечают их сходство и различие, обогащают сенсорный и практический опыт познания. На разном образовательном содержании (природный и предметный мир, литература, искусство, элементарные математические представления, игра и пр.) дети приобретают «вкус» к самостоятельному исследовательскому поиску. В процессе умствен­ного воспитания развиваются ценные личные качества: целеустремлен­ность, настойчивость, пытливость, познавательная активность. Дети переживают радость открытий, появляются уверенность в своих силах и возможностях, основы субъектной позиции ребенка в познании разных сторон действительности.

Художественно-эстетическое воспитание дошкольников направле­но на приобщение детей к прекрасному в мире: к изобразительному искусству, музыке, поэзии, природе. Оно решает широкий круг задач:

— развитие интереса к эстетической стороне действительности, эмоциональной отзывчивости на красоту природы, рукотворного мира, искусства, музыки;

— ознакомление детей с разными видами и жанрами искусства, зна­комство с произведениями живописи, музыки, литературы, театрального искусства ив том числе народного творчества (народными хороводны­ми играми, народной музыкой и танцами, декоративно-прикладным искусством);

— развитие у детей потребности в творческом самовыражении, са­мостоятельности в воплощении художественного замысла.

Для художественно-эстетического воспитания дошкольников необ­ходим комплекс педагогических условий:

— обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности, накопление сенсорного опыта;

— организация художественной деятельности, адекватной детскому возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художе­ственного конструирования; сюжетно-ролевой и режиссерской игры:

— предоставление ребенку возможности свободного выбора по интересам вида художественной деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения замысла;

— поддержка детской непосредственности, воображения, фантазии, поощрение творческих проявлений и активности дошкольников.

Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков, запахов в окружающем мире во время прогулок, экскурсий, в игре, в быту, в специально организованных видах дея­тельности. Побуждают детей к совместному переживанию эмоций радости, сострадания, удивления, восхищения. Организация детских праздников, музыкальных вечеров, театрализованной деятельности, детских концертов делает жизнь детей полной яркими впечатлениями и чувствами, приобщает их к музыкальной и художественной культуре, к истокам народного творчества.

Взрослые создают широкие возможности для творческого самовыра­жения дошкольников: поддерживают инициативу, стремление к импро­визации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов, вовлекают детей в разные виды художественно-эстетической деятельности, в сюжетно-ролевые и режиссерские игры, помогая осва­ивать различные средства, материалы, способы реализации замыслов (в том числе в совместной детской деятельности).

Приобщение детей к искусству способствует развитию эмоцио­нальной отзывчивости, накоплению у детей ярких впечатлений об окружающем мире, о многообразии форм ихудожественных стилей.

Тем самым закладываются предпосылки для развития у дошкольников художественных способностей и художественного вкуса.

В процессе эстетического воспитания у детей развивается единст­во эстетических эмоций и нравственных чувств, что способствует их социально-личностному развитию. Интеграция эстетических чувств и нравственных переживаний создает основу для понимания ценности всего, что создано природой и человеком.

В чем особенности социально-личностного воспитания дошкольников?

Социально-личностное воспитание дошкольника выражается в раз­витии способности ребенка ориентироваться в доступном социальном окружении, осознавать ценность собственной личности и других людей, проявлять свое отношение к миру и людям в соответствии с культурны­ми традициями, нормами и правилами, принятыми в обществе. Задачи социально-личностного воспитания ребенка:

— становление первоначальных ценностных ориентации и гуманного отношения к миру (к людям, природе, рукотворному миру, своей семье, детскому саду);

— развитие социальных чувств, эмоциональной отзывчивости, сопе­реживания, готовности проявить заботу и участие к людям;

— воспитание дружеских взаимоотношений и сотрудничества со сверстниками;

— воспитание культуры поведения и общения со взрослыми и детьми;

— развитие основ самосознания, внутреннего мира ребенка и начал гражданских чувств, толерантности к людям разной национальности.

В содержании социально-личностного воспитания выделяются два взаимосвязанных аспекта: социально-эмоциональное и социально-нравственное воспитание. При этом «социальное» раскрывает процесс социализации ребенка, то есть его становление как члена общества. Социализация выступает как процесс освоения социальных норм, пра­вил, взглядов, идей, традиций, что позволяет индивиду успешно войти в социум и отношения людей (И. Кон, Г. М. Андреева). «Нравственное» раскрывает ценностный аспект воспитания поведения и отношений ребенка, регуляцию его поступков и действий с позиции моральных критериев, правил и оценок, принятых в обществе. «Эмоциональное» раскрывает область чувств и переживаний ребенка, связанных с пове­дением и взаимоотношениями в обществе.

Опора на чувства и эмоции детей является обязательным условием социально-личностного воспитания. Социальное развитие ребенка, его контакты с окружающими людьми развиваются успешно при условии определенной эмоциональной «грамотности», то есть умении не толькокультурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других людей. У детей развивается способность понимать эмоциональное состояние человека, «прочитывать» эмоцию и адекватно реагировать (разделить радость, проявить сочувствие, помочь), регулировать собственные чувства. Умение сопереживать, проявлять эмпатию представляет собой неотъемлемую часть форми­рования личности и культуры межличностных отношений. Под вли­янием воспитания у дошкольников развивается умение разнообразно передавать свои чувства и эмоциональные состояния в общении, играх, движениях, танцевальной, художественно-театральной деятельности.

В детском саду у детей воспитывается привычка доброжелательного отношения к людям, готовность к проявлению сочувствия и заботы, стремление находить самостоятельно и с помощью воспитателя пути справедливого разрешения возникающих проблем.

Дети активно осваивают правила и нормы поведения и общения. Область осваиваемых детьми правил постоянно расширяется, что приводит в старшем дошкольном возрасте к становлению привычек культурного поведения в семье, детском саду, общественных местах, на улице. Старшим дошкольникам доступно освоение правил этикета, правил безопасного поведения дома, на улице (знать, к кому и как мож­но обратиться, если потерялся на улице, в случае непредвиденных или угрожающих жизни обстоятельств и т. п.).

Условием успешного социально-личностного развития дошкольни­ков является установление дружеских, доброжелательных отношений со сверстниками. Старшая группа детского сада — это уже довольно сложный социальный организм, в котором дети связаны системой межличностных, деловых, эмоционально-оценочных, избирательно дружеских отношений. Задача воспитания состоит в том, чтобы у детей с младшего возраста формировался положительный опыт дружелюб­ного, открытого отношения со сверстниками.

Это связано с организацией педагогом разнообразных совмест­ных увлекательных дел, принимая участие в которых дошкольники приобретают ценный опыт личного поведения и взаимоотношений, сотрудничества со сверстниками. В результате к старшему дошколь­ному возрасту в совместной деятельности дети осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия, совместно выполняют одну операцию, контролируют действия партнера, исправ­ляют его ошибки, помогают партнеру, выполняют часть его работы, принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. Детский коллектив — это очень важная для личностного развития дошкольни­ков социокультурная среда. Общество сверстников, в котором ребенок общается «на равных», побуждает дошкольников проявлять инициа­тиву, самостоятельность, саморегуляцию своих действий и поступков, добиваться взаимопонимания, регулировать взаимоотношения на основе общих правил.

В процессе социально-личностного воспитания дошкольников особое внимание уделяется развитию гуманных чувств и отношений к людям. Опыт гуманного поведения дети получают в конкретных делах и специально создаваемых педагогом ситуациях, побуждающих детей к проявлению помощи, заботы, участия, взаимопомощи, уважения к старшим. Участие в гуманистически направленной деятельности (помощь слабым, больным, престарелым, забота о младших детях, уход за животными, взаимопомощь и поддержка) обогащает нравст­венный опыт детей, пробуждает чуткость к окружающим людям. Все содержание воспитательного процесса в детском саду помогает ребенку постепенно прийти к мысли о единстве живого на земле, ценности каждой жизни, недопустимости проявления равнодушия и деструк­тивного поведения в отношении людей, природы, того, что создано человеческим трудом.

Социально-личностное воспитание решает задачу расширения социального кругозора дошкольников, представлений о людях, семье, семейных и родственных отношениях, культурных традициях семьи, детского сада, города, страны. Взрослые помогают детям понять, что все люди разные, что необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Под влиянием воспитания у дошкольников формируются нравственные ориентиры, связанные с развитием инте­реса к жизни разных народов, к событиям истории страны, желание участвовать в народных играх, национальных праздниках.

Основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих воз­можностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят не­зависимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод. В ре­зультате у детей формируется положительный образ «Я», включающий:

— образ физического «Я»: кто я (мальчик или девочка), какой я, мой возраст, мое здоровье, мои двигательные возможности, мой внешний облик, на кого я похож в семье и пр.;

образ социального «Я»: я в семье и в кругу сверстников, мои род­ные и друзья, мое настроение, чувства, мои отношения с людьми, чему я могу научить других;

— образ реального «Я»: что я умею делать, чему научился, мои лю­бимые занятия, игры, книги;

— образ моего будущего «Я»: кем я хочу стать, о чем мечтаю, мое отношение к школе, учителю, моя уверенность в будущем и пр.

Задачи физического, умственного, эстетического, трудового, со­циально-личностного воспитания тесно взаимосвязаны. Следует подчеркнуть, что социально-личностное воспитание выполняет веду­щую объединяющую роль в воспитательном процессе дошкольников. Особенность социально-личностного воспитания состоит в том, что его нельзя ограничить каким-то определенным временем или ме­стом в образовательном процессе, рамками какой-то одной детской деятельности или специально проводимых мероприятий. Социаль­но-нравственный опыт накапливается ребенком непрерывно как под руководством взрослого, так и в самостоятельном поведении.

Каждое направление воспитания обладает особыми возможностями для социально-нравственного и эмоционального развития дошкольника. Но всех их объединяет формирующееся у детей представление о чело­веке как главной ценности культуры. Во всех направлениях и областях воспитательного процесса ребенку видны нравственные основы дея­тельности и отношений человека. Эмоционально привлекательны для дошкольников соответствующие культурные нормы общения людей. Формируются коммуникативные умения, связанные с осуществлением взаимодействия со взрослыми и сверстниками. В каждом образователь­ном моменте педагог акцентирует задачу развития чувств, сознания и поведения детей, создает условия для становления и обогащения их культурного опыта.

В результате дошкольный возраст становится временем, когда у ре­бенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в сохранении окружа­ющей среды.

Содержание воспитания дошкольников постоянно обогащается, появляются его новые аспекты и направления с учетом изменяющихся социокультурных условий и потребностей, субкультуры детства и раз­вивающихся интересов детей. Возникает необходимость осуществления элементарного правового и экономического воспитания, тендерного подхода в воспитании сознания и поведения дошкольников, элементов компьютерной культуры, этнокультурного и гражданского воспитания дошкольников.

 

 

7.3. Принципы воспитания

Принципы воспитания — это основные требования к эффективному по­строению воспитательного процесса; основополагающие идеи, которые определяют пути реализации закономерностей воспитания и соответст­венно организуют его содержание, формы, методы и средства.

Принципы воспитания можно считать своего рода законами пе­дагогической деятельности каждого воспитателя (Н. Ф. Голованова). В этих принципах отражаются современные подходы к пониманию закономерностей воспитательного процесса, его оптимальной струк­туре, задачам, содержанию и технологии осуществления воспитания. Изменение цели воспитания, углубление теоретического обоснования закономерностей воспитательного процесса влияют на принципы воспи­тания. Современные принципы реализуют гуманистическую парадигму воспитательного процесса.

Принцип целостности, единства всех компонентов воспитатель­ного процесса. Он означает организацию многостороннего педагоги­ческого влияния на ребенка через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса. Осуществляет единство и взаимосвязь основных направлений развития личностной базовой культуры с учетом целостной природы ребенка, его уникальности, индивидуального своеобразия.

Принцип гуманизации воспитания. Данный принцип реализует идею самоценности дошкольного возраста и личности каждого ребен­ка, уважения его прав и свободы саморазвития. Принцип гуманизации воспитания регламентирует отношения педагогов и детей и предпола­гает, что эти отношения строятся на доверии, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Принцип ориентирует воспитателя на проявление искреннего интереса к жизни ребенка, его радостям, огорчениям, готов­ность оказать помощь и поддержку каждому ребенку. Принцип требует от воспитателя умения создать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон общения детей.

Принцип педагогического оптимизма. Иначе этот принцип можно назвать принципом опоры на положительное в личности ребенка. Он связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительные ре­зультаты воспитания, подхода к каждому ребенку с «оптимистической гипотезой» (А. С. Макаренко), оказания педагогической поддержки и помощи в стремлении освоить новое, давать ребенку пережить радость новых успехов, воспитывать уверенность и стремление к достойным поступкам, положительную самооценку. Опытные воспитатели щедро авансируют будущие положительные сдвиги. Они проектируют хорошее поведение, внушают уверенность в успешном достижении результатов, оказывают поддержку детям, ободряют их при неудачах.

Принцип создания активной позиции ребенка в воспитательном процессе. Это требование опирается на главный закон развития лич­ности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности.

Успех воспитания зависит от меры активности воспитанников, кото­рые должны быть не просто объектами воспитательного влияния, а ак­тивными участниками воспитательного процесса. Педагогу необходимо максимально опираться на собственную активность ребенка, стимули­ровать и развивать его самостоятельность, инициативу, творчество. Под влиянием воспитания ребенок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, поверить в свои силы, научиться быть успешным. Создание воспитателем заинтересованности детей, личной мотивации, стремления к самостоятельности и творчеству помогает дошкольнику успешно освоить новый опыт, подняться на новую ступень социально-нравственного развития.

Принцип создания перспектив движения к новым целям. В вос­питательном процессе необходимо ориентировать детей на новые дела и свершения. Не должно быть застоя и однообразия в организации образа жизни дошкольников. Дети должны видеть и ощущать свое движение вперед. Перспектива движения к новым целям (поступление в школу, участие в проекте, в подготовке спектакля) мобилизует активность детей. Задача педагога — помочь дошкольникам осознать свои достижения, ощутить свое взросление, растущую самостоятельность и нацелить на решение новых задач. В детском саду необходимо создать возможность субъективной самореализации детей посредством активного освоения нового личностного опыта в обогащенном образовательном пространстве.

Принцип учета в воспитании возрастных, индивидуальных, поло-ролевых особенностей детей. Этот принцип направляет педагогов на решение задачи развития уникальных, самобытных особенностей каж­дого ребенка. Современный педагог должен хорошо знать возрастные особенности, половые и индивидуальные различия детей дошкольного возраста, уметь изучать их и в соответствии с ними выбирать средства и методы воспитания, создавать условия для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Профессионализм современного педагога проявляется в глубоких знаниях закономерно­стей воспитательного процесса и детской психологии, владении мето­дами педагогической диагностики и проектирования индивидуальных образовательных маршрутов дошкольников в детском саду.

Принцип взаимодействия и сотрудничества педагогов и родите­лей воспитанников. Данный принцип реализует требование единства и согласованных действий всех участников воспитательного процесса в целях оптимального развивающего влияния на детей, нацеливает воспитателей на повышение педагогической культуры родителей и эффективности семейного воспитания. Взаимодействие с семьей эффективно при условии доверия между педагогами и родителями, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития. Воспитателю необходимо показать родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию. Это станет осно­вой для совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании отношений с социальным миром.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...