Организация хранения, сдачи в архив и уничтожения дел
Своевременное и качественное оформление судебных дел, формирование нарядов, обеспечение сохранности всех документов, имеющих научную и практическую ценность, является важнейшей задачей делопроизводственной службы и архива суда. Общей нормативной правовой базой для организации архивного дела в судах общей юрисдикции является Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»[5], а также ряд подзаконных нормативных актов. В частности, архивное дело в судах должно организовываться с учетом положений Основных правил работы архивов организаций, утвержденных решением коллегии Росархива от б февраля 2002 г. Порядок хранения, сдачи в архив и уничтожения дел в судах общей юрисдикции установлен в приказе Судебного департамента от 28 декабря 2005 г. № 157 «Об утверждении Инструкции о порядке отбора на хранение в архив федеральных судов общей юрисдикции документов, их комплектования, учета и использования»). В разделе 1 Инструкции определены общие положения архивного делопроизводства в судах общей юрисдикции. В разделе 2 Инструкции содержатся требования к оформлению судебных дел, производств и документов общего делопроизводства к последующему хранению в архиве суда. В частности, установлено, что решение на передачу в архив дел и материалов принимает судья, их рассмотревший, или председатель суда (судебной коллегии). При этом судья проверяет все производство по делу, материалу. Решение на сдачу номенклатуры дел, производств, журналов и учетно-статистических карточек принимает председатель суда (судебной коллегии). Решение на передачу в архив дел общего делопроизводства принимает начальник (специалист) отдела дело/судопроизводства суда (секретариата судебной коллегии).
Все оконченные производством судебные дела (наряды), апелляционные, кассационные и надзорные производства и другие документы до передачи в архив должны быть оформлены в соответствии с требованиями Основных правил работы ведомственных архивов, утвержденных приказом Главархива СССР от 5 сентября 1985 г. № 263. В судебных делах (нарядах), апелляционных, кассационных и надзорных производствах, подлежащих сдаче в архив на постоянное и временное хранение (свыше 10 лет), работники отдела дело/судопроизводства суда (судебной коллегии) должны прошить и пронумеровать все приобщенные к делу, производству документы, составить их внутреннюю опись (приложение 1 к названной Инструкции), а также произвести другие действия по подготовке дела к сдаче. В конце дела (наряда), производства на отдельном листе-заверителе составляется заверительная надпись (приложение 2 к названной Инструкции). На обложке дела проставляется индекс дела и срок хранения. Работник отдела дело/судопроизводства (секретариата судебной коллегии) обязан тщательно просмотреть все производство по делу, подлежащему сдаче в архив, обращая особое внимание на исполнение вступившего в законную силу судебного решения. В соответствии с Основными правилами работы ведомственных архивов полное оформление дел предусматривает: — подшивку или переплет дела; — изъятие из дела металлических скрепок и скобок; — нумерацию листов и заполнение листа-заверителя дела (приложение 2); — составление внутренней описи документов (приложение 1); — внесение необходимых уточнений в реквизиты обложки (уточнение индекса и заголовка дела, указание дат начала и окончания срока хранения и др.). На обложках дел и производств, подлежащих постоянному и временному (свыше 10 лет) хранению, указываются:
— наименование суда; — фамилия, имя, отчество осужденного лица и полное наименование статьи УК РФ, по которой лицо осуждено; — фамилия, инициалы истца, ответчика (наименование организации), суть иска (заявления); — даты начала и окончания дела; — номер производства по делу; — количество листов в деле и срок хранения дела, производства. Заголовки должны быть написаны светостойкими чернилами и четким почерком. Оформление и подготовку к сдаче в архив нарядов и других документов, подлежащих постоянному и временному хранению (свыше 10 лет), производят работники отделов дело/судопроизводства судебных коллегий и судов, на которых возложена обязанность по ведению архивов. Судебные дела и другие документы, оформленные небрежно, с нарушением установленных требований, архивом не принимаются. В разделе 3 Инструкции установлены правила проведения экспертизы ценности документов и отбора документов на уничтожение. Экспертиза ценности судебных дел и документов проводится в целях оценки их юридической, исторической и иной значимости, отбора на государственное хранение в соответствии с нормативными и методическими документами, утвержденными специальным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в области архивного дела. Экспертиза проводится при определении сроков хранения судебных дел, составлении номенклатуры дел, формировании дел по номенклатуре и проверке правильности отнесения документов к делам, подготовке дел к последующему хранению в архиве суда и их передаче на постоянное хранение. Для организации и проведения работы по экспертизе ценности документов, отбору и подготовке к передаче на постоянное хранение документов создается постоянно действующая экспертная комиссия суда. Экспертная комиссия создается приказом председателя суда (судебной коллегии) из числа наиболее квалифицированных работников в составе не менее трех человек. Председателем экспертной комиссии назначается один из заместителей председателя суда, при отсутствии такой должности — один из судей, секретарем — работник суда, ответственный за ведение архива. В состав экспертной комиссии целесообразно включить представителя соответствующего государственного архива, для которого суд является источником комплектования. Решение вопроса о включении в состав экспертной комиссии представителя государственного архива должно приниматься председателем суда. Экспертная комиссия работает в соответствии с Примерным положением о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия, утвержденным приказом Росархива от 19 января 1995 г. №2.
Заседания экспертной комиссии суда проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Заседания экспертной комиссии оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем комиссии и утверждается председателем суда (судебной коллегии). Находящиеся в архиве дела (наряды) и дела общего делопроизводства, по которым истек срок хранения, установленный Перечнем документов федеральных судов общей юрисдикции с указанием сроков их хранения, утвержденным приказом Судебного департамента от 28 декабря 1999 г. № 171, отбираются к уничтожению. Работу по отбору дел (нарядов) и дел общего делопроизводства к уничтожению осуществляют работники архива суда. Отбор дел (нарядов) и дел общего делопроизводства к уничтожению оформляется актом и производится только после составления сводных описей дел (нарядов) постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения за этот же период. Акты судов о сдаче дел (нарядов) на постоянное хранение, согласованные с экспертной комиссией суда, подлежат утверждению председателем суда (судебной коллегии) только после соответствующего утверждения экспортно-проверочной комиссией государственного архива описей дел постоянного хранения за этот период. После этого суд имеет право уничтожить дела, включенные в данные акты, в соответствии с установленным порядком. Из отобранных к уничтожению дел (нарядов) на постоянное хранение необходимо оставлять подлинники решений, приговоров и последующих определений и постановлений, в том числе вышестоящих судов. Из прекращенных дел, дел по искам, оставленным без рассмотрения, необходимо оставить подлинники определений о прекращении производства по делу, об оставлении иска без рассмотрения.
Из дел (нарядов), подлежащих уничтожению, остаются на хранение личные документы, которые помещаются в отдельную папку, содержащую внутреннюю опись документов. Невостребованные личные документы хранятся в архиве 50 лет, после чего уничтожаются. Дела (наряды) и дела общего делопроизводства, подлежащие уничтожению, сдаются на утилизацию. В случае отсутствия организаций, производящих утилизацию в данном регионе, эти документы уничтожаются комиссией путем сожжения в отведенных для этого местах. Уничтожение документов путем сожжения оформляется комиссией актом с указанием количества дел. Запрещается использование отобранных к уничтожению дел (нарядов) и других документов для хозяйственных нужд. В разделах 4—7 Инструкции определены технические вопросы ведения архивного делопроизводства в судах общей юрисдикции: порядок нумерации листов; порядок определения сроков хранения дел (нарядов); правила составления описей на судебные дела (наряды) постоянного хранения, общего делопроизводства и дела по личному составу; порядок представления описей дел постоянного хранения на рассмотрение и утверждение экспортно-проверочной комиссии. В разделе 8 Инструкции определен порядок передачи дел (нарядов) временного срока хранения и других документов в архив суда, порядок их хранения и использования. Установлено, что документы временного хранения (свыше 10 лет) передаются в архив в те же сроки, что и документы постоянного хранения, по описям, составленным отдельно от описей на дела (наряды) постоянного хранения и по личному составу. Документы временного хранения (до 10 лет) или «до минования надобности» в архив не передаются. По истечении срока хранения или по миновании надобности они уничтожаются. Результаты сдачи оформляются актом, в котором указываются: дата передачи дел, общее количество дел и их регистрационные номера. Акт подписывается секретарем, работником, отвечающим за ведение архива, и начальником отдела дело/судопроизводства и утверждается председателем суда (судебной коллегии). Дела, по которым судебные решения не обращены к исполнению, в архив суда не сдаются. Из архива суда дела (наряды) выдаются в структурные подразделения по служебной необходимости во временное пользование с письменного разрешения председателя суда (судебной коллегии), заместителя председателя суда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|