Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Организация кассационной и надзорной деятельности судов общей юрисдикции




Сущность, содержание и назначение процессуальных институтов пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, в правовой системе Российской Федерации. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ, а также их за­конные распоряжения, требования, поручения, вызовы и дру­гие обращения являются обязательными для всех без исключе­ния органов государственной власти, органов местного само­управления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукосни­тельному соблюдению на всей территории Российской Феде­рации[9].

Вступивший в законную силу приговор или иное судебное решение считаются истинными и подлежат исполнению в установленном законом порядке. Неисполнение судебного решения, которое приобрело силу за­кона, влечет за собой уголовную ответственность, установлен­ную ст. 315 УК РФ.

Судебные решения, вступившие в законную силу, являются законом в отношении только тех лиц, действия которых рас­смотрены и разрешены судебным решением, и только для тех органов, в обязанность которых входит исполнение приговора или решения суда.

Теория и практика российского уголовного судопроизводст­ва выстроили достаточно стройную и вполне эффективную сис­тему судебного контроля, позволяющую минимизировать веро­ятность судебной ошибки. Тем не менее, исключить судебную ошибку как правовое и социальное явление вряд ли возможно в рамках любой правовой системы, любого вида судопроизводст­ва, и обусловлено это причинами объективного и субъективного характера. В противном случае механизм апелляционного обжалования судебного решения был бы про­сто излишним, впрочем, как и сама процедура проверки правосудности судебного решения. Наличие института обжалова­ния судебного решения как такового, регламентация процедуры его пересмотра и оснований их отмены или изменения изна­чально не исключают, а, напротив, предполагают вероятность судебной ошибки и предусматривают адекватные и эффектив­ные способы ее устранения. В связи с этим было бы совершен­но нелогичным полагать, что судебная ошибка может иметь ме­сто исключительно при рассмотрении дела судом первой ин­станции и института апелляционного обжалования судебного решения вполне достаточно. Судебной практике известны и такие случаи, когда судебная ошибка, до­пущенная судом первой инстанции, по какой-либо причине не была устранена апелляционной, кассационной или даже над­зорной инстанциями, либо когда эти инстанции сами допусти­ли существенную ошибку.

Особенность отечественной правовой системы заключается в том, что она предусматривает возможность пересмотра судеб­ного решения, вступившего в законную силу, причем такой пе­ресмотр имеет место во всех видах судопроизводства: арбитраж­ном, гражданском, административном и уголовном.

В правовой системе Российской Федерации институт пере­смотра судебных постановлений в кассационном и надзорном порядке основан на положениях Конституции РФ, а именно ст. 46, которая во взаимосвязи с ч. 4 ст. 15 и ч. 1 и 3 ст. 17 предполагает общепри­нятую в правовом государстве возможность в случаях допущен­ных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, а также ст. 126, согласно кото­рой Верховный Суд РФ как высший судебный орган по граж­данским, уголовным, административным и иным делам, под­судным судам общей юрисдикции, осуществляет судебный над­зор за их деятельностью в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах и дает разъяснения по вопро­сам судебной практики. Приведенные конституционные поло­жения закреплены Законом о судебной системе; Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О во­енных судах Российской Федерации»[10], в которых предусмотре­ны полномочия Верховного Суда РФ и других федеральных су­дов общей юрисдикции по рассмотрению дел в порядке надзо­ра, а также отраслевым законодательством.

Процессуальными формами судебного надзора за правосудностью судебных решений, вступивших в законную силу, явля­ются: кассационное и надзорное производство, возобновление производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (далее — возобновление производства по делу).

Кассационное и надзорное производство, а также возобновление производства по делу в правовой системе России представляют собой самостоятельные, регламентированные законом стадии уголовного процесса, в которых при наличии соответст­вующего повода (жалобы, представления, заключения) в целях устранения судебной ошибки, допущенной в предыдущем су­дебном разбирательстве, вышестоящими судами проверяется правосудность вступивших в законную силу судебных реше­ний.

По своему содержанию и предназначению пересмотр всту­пивших в законную силу, т. е. окончательных судебных реше­ний и новое рассмотрение дела представляют собой дополни­тельный способ обеспечения правосудности судебных реше­ний, который, имея резервное значение, используется, когда неприменимы или исчерпаны все другие средства процессуаль­но-правовой защиты.

Предметом производства в этих стадиях процесса выступа­ют, с одной стороны, проверка законности, обоснованности и справедливости судебного решения (в широком смысле слова), а с другой — законность приговора, определения, постановления судов пер­вой и второй инстанций, определения (постановления) ниже­стоящих судов кассационной инстанции, вступившие в законную силу (в более узком смысле слова).

Принципиальное отличие стадии кассационного производства от стадии возобновления производства по делу заключается в том, что в первом случае в качестве правового основания пере­смотра судебного решения выступают ошибки в применении норм процессуального и материального права, вытекающие не­посредственно из материалов дела, тогда как во втором случае пересмотр имеет место ввиду установления каких-либо новых или вновь открывшихся обстоятельств, которые не были из­вестны суду при вынесении решения или заявителю. Отлича­ются эти стадии и по порядку возбуждения процедуры пере­смотра судебного акта. Надзорное производство в настоящее время является исключительной прерогативой Верховного Суда РФ.

Участники судопроизводства и иные лица, чьи законные права и интересы затрагиваются вступившим в законную силу судебным решением, полагающие, что данное решение является незаконным вправе ста­вить вопрос о его пересмотре и отмене либо изменении. Проце­дура производства в кассационной инстанции инициируется сами­ми сторонами процесса путем внесения в соответствующий суд, правомочный пересматривать обжалуе­мое судебное решение, кассационных жалобы или представления[11]. Ходатайства о пересмотре судебных решений в кассационном порядке должны отвечать требованиям, предусмотренным в законе. Су­дья суда кассационной инстанции обязан рассмотреть жалобу или представление, если они отвечают требованиям закона, и при­нять решение об отказе в их удовлетворении либо о передаче их на рассмотрение суда кассационной инстанции. Ходатайства, не от­вечающие требованиям закона, возвращаются заявителям.

В уголовном судопроизводстве пересмотр судебного реше­ния ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств при на­личии оснований, установленных законом, вправе иницииро­вать:

— прокурор (по результатам проверки вновь открывшихся обстоятельств или расследования новых обстоятельств) путем внесения в соответствующий (вышестоящий по отношению к суду, вынесшему решение) суд заключения о необходимости возобновления производства по уголовному делу;

— Председатель Верховного Суда РФ (в случае признания Конституционным Судом РФ закона, примененного судом в данном уголовном деле, не соответствующим Конституции РФ либо в случае установления Европейским Судом по правам человека нарушения положений Европейской конвенции о за­щите прав человека и основных свобод при рассмотрении су­дом Российской Федерации уголовного дела) путем внесения в Президиум Верховного Суда РФ представления об отмене или изменении состоявшихся судебных решений в соответст­вии с постановлениями Конституционного Суда РФ и Евро­пейского Суда по правам человека.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть отменены (с прекращением производства по делу либо с пе­редачей дела на новое судебное рассмотрение) или изменены лишь при наличии правовых оснований, предусмотренных в законе (ст.40115, 4129, 413 УПК РФ).

Кассационное и надзорное производство является важ­ным процессуально-правовым механизмом, который призван гарантировать каждому гражданину защиту от неправосудного приговора, иного судебного решения после вступления их в законную силу.

Значение кассационного и надзорного производства оп­ределяется тем, что оно обеспечивает правиль­ность деятельности судов первой и апелляционной инстанций при осуществлении правосудия, возможность вышестоящих судов в ходе и после исполнения необоснованного решения, исправить ошибки, до­пущенные нижестоящими судами.

В кас­сационном порядке рассматриваются жалобы и представления на вступившие в законную силу приговоры, опре­деления и постановления судов первой и апелляционной ин­станций.

В кас­сационном порядке законность судебных решений проверяется только по материалам дела и дополнительно представленным доказательствам. Непосредственное исследование доказательств судом кассационной инстанции не допускает­ся.

Сущность производства в суде надзорной инстанции заклю­чается в проверке Верховным Судом РФ уже вступивших в за­конную силу приговоров, решений и других постановлений су­дов первой, апелляционной и кассационной инстанций.

В определенном смысле это исключительная стадия произ­водства по делу, на которой могут быть исправлены только су­щественные ошибки в применении норм материального права и такие нарушения процессуального права, которые привели к неправильному и незаконному разрешению дела по существу. В связи с этим полномочия суда надзорной инстанции зна­чительно сужены по сравнению с полномочиями судов апел­ляционной и кассационной инстанций. Данные полномочия установлены соответствующими процессуальными законами. В связи с тем, что надзорное производство в России в послед­нее время подвергается критике, в том числе на основании правовых позиций Европейского Суда по правам человека, роль апелляционного и кассационного производства будет только возрастать.

Кассационные жалобы, представления подаются в суд, принявший решение. Кассационные жалобы, пред­ставления и приложенные к ним письменные документы подаются в суд с копиями по числу лиц, участвующих в деле, либо по числу лиц, чьи интересы затронуты в жалобе.

К представлению прокурора или жалобе потерпевшего по уголовному делу должно быть приложено соответствующее число их копий для вручения каждому осужденному или оправ­данному, чьи интересы затрагивают представление или жалоба.

Лицо, подающее кассационную, частную жалобу, может представить дополнительную копию данного документа, на ко­торой работник аппарата суда по его просьбе ставит штамп суда с указанием даты поступления документа и заверяет своей под­писью факт принятия документа, после чего копия остается у лица, подавшего жалобу или представление.

В кассационном и надзорном порядке все дела в судах общей юрис­дикции рассматриваются только коллегиально. Это позволяет более квалифицированно проверить те обстоятельства, которые, по мнению лиц, подавших жалобу или представление, не учтены судом первой и второй инстанции или непра­вильно оценены.

Коллегиальность предусматривает обязанность руководителя соответствующего суда назначить из числа судей того, кто будет непосредственно изучать дело и докладывать его в судебном за­седании, а также других судей, привлекаемых к его рассмотре­нию. Данный состав суда должен быть законным: важно не до­пустить случаев повторного участия судьи в рассмотрении дела, поскольку это влечет безусловную отмену решения суда апел­ляционной, кассационной или надзорной инстанции (ст. 63 УПК РФ).

Организация работы по предварительному рассмотрению ходатайств о пересмотре судебных решений в кассационном порядке. В уголовном процессе произ­водство в кассационной инстанции осуществляется в два этапа и включает в себя: 1) предварительное рассмотрение ходатайства о пересмотре судебного решения, вступившего в законную си­лу, в ходе которого решается вопрос о наличии либо отсутствии правовых оснований для возбуждения процедуры пересмотра судебного решения судом кассационной инстанции (передачи жа­лобы или представления в соответствующий суд); 2) рассмотре­ние дела судом кассационной инстанции, в ходе которого, собст­венно, и принимается решение по существу жалобы или пред­ставления.

Работа кассационной инстанции по рассмотрению и предвари­тельному разрешению жалобы или представления в уголовном судопроизводстве включает в себя следующие действия и реше­ния:

1) регистрация кассационных жалоб и представлений, поступив­ших в суд кассационной инстанции (осуществляет канцелярия или секретариат соответствующего суда);

2) распределение председателем суда кассационных жалоб и представлений между судьями;

3) изучение судьей жалобы или представления и дополни­тельно представленных сторонами материалов;

4) возвращение судьей без рассмотрения кассационных жалобы или представления при наличии к тому соответствующих осно­ваний (отзыв жалобы или представления, несоответствие хода­тайства требованиям закона, отсутствие копий судебных реше­ний, прилагаемых к жалобе или представлению, и т. п.);

5) истребование дела судьей (принимается по усмотрению судьи, как правило, в тех случаях, когда по результатам изуче­ния судебных документов не представляется возможным дать ответ на доводы, приведенные в ходатайстве);

6) изучение судьей материалов уголовного дела в целях про­верки доводов заявителя относительно наличия оснований для отмены или изменения судебного акта;

7) принятие судьей процессуального решения (постановле­ния) об отказе в удовлетворении жалобы или представления;

8) извещение заявителя о принятом решении (канцелярия суда высылает копию постановления об отказе в удовлетворе­нии кассационных жалобы или представления);

9) принятие судьей процессуального решения о передаче кассационных жалобы или представления вместе с уголовным делом (если оно было ис­требовано) на рассмотрение суда кассационной инстанции;

10) разрешение Председателем Верховного Суда РФ, его за­местителями, председателем суда субъекта РФ жалоб и пред­ставлений (повторных), внесенных в тот же суд надзорной ин­станции, если ранее было принято решение судьей об отказе в их удовлетворении[12].

Организация работы по рассмотрению судебных дел в судах, правомочных пересматривать судебное решение, вступившее в законную силу. Работа по рассмотрению уголовных дел в судах, правомочных пересматривать судебное решение, вступившее в законную си­лу, включает в себя следующие действия и решения:

1) назначение судьи-докладчика по делу. Как правило, док­ладчиком назначается судья, который не принимал участие в рассмотрении дела, т.к. согласно ч. 3 ст. 40113 УПК РФ, судья, вынесший постановление о передаче жалобы или представления на рассмотрение суда кассационной или надзорной инстанции, не вправе участвовать в рассмотрении данного уголовного дела. В случаях, когда кассационное или надзорное производство возбуждено лицами, указанными в ч. 3 ст. 4018 и ч. 3 ст. 4125 УПК РФ, доклад дела поручается члену президиума суда либо судье, ранее не принимавшему участие в рассмотрении данного уголовного дела;

2) извещение участвующих в деле и иных лиц, чьи интересы затрагиваются судебным решением, о дате, времени и месте су­дебного заседания;

3) назначение защитника или переводчика, если соответствующее ходатайство было заяв­лено осужденным;

4) разрешение (удовлетворение) ходатайства осужденного о его участии в заседании суда непосредственно либо с использо­ванием систем видеоконференцсвязи (судья выносит соответст­вующее постановление);

5) подготовка проекта решения суда кассационной или надзорной инстанции и ознакомление с ним членов суда[13];

6) доклад дела членом суда кассационной или надзорной инстанции, ранее не принимавшим участие в рассмотрении данного уголовного дела.

Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содер­жание пересматриваемого судебного решения, мотивы жалобы или представления и мотивы, послужившие осно­ванием для принятия решения о возбуждении кассационного либо надзорного про­изводства, докладчику могут быть заданы вопросы судьями (ч. 6 ст. 40113, ч. 5 ст. 41210 УПК РФ);

7) проведение заседания суда кассационной или надзорной инстанции и при­нятие решения по существу жалобы или представления;

8) изготовление окончательного текста решения суда кассационной или над­зорной инстанции, его подписание председательствующим в заседании президиума (всеми судьями, если дело рассматрива­лось в Судебной коллегии по уголовным делам или в Военной коллегии Верховного Суда РФ);

9) исполнение определения (постановления) суда кассационной или надзорной инстанции и суда, разрешающего вопрос о возобновлении про­изводства по делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоя­тельств.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...