Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рассмотрим типы коммуникаций.




В управленческой деятельности выделяется такой тип коммуникаций, как организационные. Их можно классифицировать по различным основаниям. Более подробно можно посмотреть у А.В. Карпова. Психология менеджмента: Учеб.пособие. – М.: Гардарики, 1999. – 584с.. Так, А.А.Беляев и Э.М.Коротков «Системология организации»: Учебник, М., 2000., предложили такую классификацию:

· по признаку ориентации:

- внешнеорганизационные (коммуникации с внешней средой – реклама организации, проведение маркетинговой политики на внешнем рынке, подготовка отчетов для вышестоящих инстанций). Особую роль во внешнеорганизационных коммуникациях играет представительская функция руководителя – он контактирует с руководителями смежных и вышестоящих организаций. Он как бы представляет организацию в целом, представляет ее во внешней среде.

- внутриорганизационные.

· По степени формализации:

- формальные (определяются структурой организации, функциональными целями и задачами)

- неформальные (слухи). Исследования показывают, что в действительности они очень достоверны и справедливы не менее чем в 80% случаев, а в отношении состояния дел внутри организации этот показатель достигает 99%!.

· По условиям возникновения:

- постоянные

- ситуационные коммуникации.

· По форме коммуникации делятся на:

- вербальные

- невербальные.

Мы рассмотрели основные виды организационных коммуникаций, которые чаще встречаются в деятельности руководителя.

Вывод: Мы видим, что организационные коммуникации очень разнообразны. Их число превышает 10. Со всеми типами руководитель имеет дело в практической работе. Внимание к ним у руководителя должно быть велико (руководитель должен ими владеть).

 

Практически важным вопросом является деление коммуникаций по форме. Они делятся, как я уже сказала, на вербальные и невербальные. Вербальные коммуникации – это обмен словами. Слово в общении – это портрет человека, паспорт человека, потому что слова очень многое раскрывают о человеке.

Для практической эффективной работы необходимо знать требования к вербальным коммуникациям и их роль в деятельности организаций и работников.

Чтобы привлечь ваше внимание к вербальной информации, необходимо раскрыть ее особенности. К вербальным коммуникациям относится передача информации при помощи языка, т.е. в словесной форме.

Югославский ученый Предраг Мицич в работе «Как проводить деловые беседы» (М., 1983г.) разработал схему потери информации при сообщении.

При передаче информации нужно:

· сначала во внутренней речи словесно оформить возникшую мысль, идею;

· затем высказать, т.е. перевести из внутренней речи во внешнюю;

· и только потом это высказывание должно быть услышано и понято.

(рассказать о схеме).

 

 

Слово речь имеет формы:

· письменная речь,

· монологическая устная речь.

Язык общения – это живая устная речь, которая связана с внутренним миром человека, его духовной жизнью гораздо полнее, шире, глубже, чем сравнительно обезличенный письменный текст. Общение людей требует выражения и передачи уникального внутреннего мира человека.

Деловое общение в вербальной форме предполагает наличие у руководителей 2 умений – умения говорить (точно формулировать мысли, излагать их доступным языком, ориентироваться в общении на реакцию собеседника) и умения слушать (принять активную позу для сосредоточенности, смотреть на говорящего, выделять главные мысли и запоминать и др).

Например, все высказывания без ориентации на собеседника носят форму монолога, в котором велика сумма потерь – от 50 до 80%. Поэтому, более эффективной в работе руководителя является диалогическая форма общения.

Исследования показывают, что умеют выслушать собеседника не более 10% людей. Для эффективной практической деятельности руководитель должен овладеть искусством слушания, иначе он не наладит взаимопонимания и не установит деловых взаимоотношений с подчиненными.

Очень важным практическим вопросом является эффективность вербальной коммуникации (схема).

 

 

Любое языковое общение выступает в форме сообщения. С ообщения - это его основной смысл, в изложении которого вербальными средствами следует учитывать содержание и форму:

- содержание – должно быть хорошо осмысленным и включать:

· цель выступления и основные задачи, точность постановки проблем,

· их адекватность объекту,

· раскрытие сущности каждой проблемы,

· хорошее знание предмета сообщения;

- форма изложения – должна быть

· доступной аудитории, краткой, четкой и ясной;

· логичной ( определенной, последовательной, непротиворечивой о доказательной);

Эффективность вербальной коммуникации может быть реализована, если руководитель учитывает все основные компоненты сообщения.

1 компонентом сообщения является отношение – передается как вербальными, так и невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией, взятыми в единстве.

Однако именно слово как элемент сообщения должно выразить отношение отправителя информации к ее содержанию, передать заинтересованность проблемой и постараться вызвать интерес у получателя;

2 компонент - самораскрытие – осуществляется вербальными и невербальными средствами.

Несловесные формы, выступая как фон речи, сообщают информацию о настроении и эмоциональном состоянии человека, его темпераменте. Еще Сократ говорил:»Заговори, чтобы я тебя увидел». Потому что слова раскрывают характер, уровень интеллекта, культуры, эрудицию, самооценку, профессиональные знания личности; Человек не предполагает, как много слово несет информации.

4) призыв или обращение – самая активная сторона общения. Отправитель сообщения хочет чего-то добиться, поэтому он должен установить контакт и найти отклик. Для этого необходимо трансформировать монолог в диалоговое общение, а затем призвать к действию.

 

Вывод: В сочетании 4-х элементов вербальная коммуникация будет эффективной.

 

Большое практическое значение в коммуникационном процессе занимают невербальные коммуникации (мимику, интонации, позы, жесты и т.д.) (Алан Пиз «Язык жестов».1992г., Ниренберг «Читать человека как книгу»).

Существуют различные классификации невербальных коммуникаций. Российский ученый, психолог В.А. Лабунская выделяет 4 группы невербальных средств (см. Лабунская В.А. Невербальное поведение. – Ростов-на-Дону, 1986):

1. движения тела(позы, жесты, мимика, походка);

2. интонационные характеристики (громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, кашель);

3. прикосновения к человеку (рукопожатия, похлопывания, поцелуй);

4. дистанция между партнерами.

 

Очень важно рассмотреть особенности невербальных коммуникаций. Коммуникационный процесс не может пройти только вербально, а все вербальные коммуникации включают невербальные коммуникации.

Невербальная информация раскрывает темперамент, коммуникационные качества, принадлежность к социальной группе, раскрывает внутреннее состояние человека.

1) Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.

2) В процессе общения невербальное поведение выступает объектом истолкования не само по себе, а как показатель скрытых для непосредственного наблюдения индивидуально-психологических и социально-психологических характеристик личности.

3) На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности.

4) В отличие от вербального поведения, в котором люди обладают способностью быстро приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, язык тела менее пластичный.

5) Невербальное общение дает значительно большую информацию о человеке, чем вербальное, поскольку охватывает все средства общения, кроме самих слов. Из 100% информации, получаемой от человека в общении, вербальной принадлежит всего 7%, а невербальной – 93% (55% - жесты и позы, 38% - интонация).

6) С помощью слов передается в основном информация, а с помощью невербальных сигналов – отношение к партнеру. Т.о. невербальная информация показывает отношение к партнеру.

7) Не контролируется сознанием, поэтому имеет высокую степень достоверности. Является более искренней, чем слова. «Тело не может лгать».

Невербальные коммуникации можно подвергать тренировке, есть профессии, которые не могут существовать без овладения невербальными коммуникациями: актеры, разведчики, врачи, педагоги и конечно руководители должны знать и уметь тренировать язык тела.

 

Вывод: Вербальные и невербальные средства в процессе общения находятся в тесном органическом единстве. Современный руководитель должен с целью повышения эффективности делового общения умело обращаться с вербальными и невербальными средствами коммуникации, пользоваться ими на уровне современного научного знания, трансформируя их в коммуникативные навыки, умения и личностные качества.

 

Большую практическую значимость для руководителя имеет знакомство с коммуникационным процессом и его содержанием.

Каково содержание коммуникационного процесса?

Коммуникационный процесс – это обмен между двумя или более субъектами. Основные составляющие коммуникационного процесса (стр. 61 Стремякова, Лебедко):

· отправитель – человек генерирующий идеи, собирающий информацию и передающий ее;

· сообщение – собственно информация, закодированная с помощью символов;

· канал – средство передачи информации;

· получатель – человек, которому отправитель адресует передаваемое сообщение.

В процессе коммуникации отправитель и получатель проходят несколько взаимосвязанных этапов.

1. Зарождение идеи. Процесс обмена информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации, которую отправитель хочет передать.

2. Кодирование. Это перевод сообщения в форму, приспособленную для передачи, и заключается в преобразовании сообщения в символы и сигналы.

Чем больше различие между тем, что было передано и что было получено, тем ниже эффективность коммуникации.

Например, профессионалы обычно имеют трудности в коммуникации с публикой в силу того, что они кодируют значения в формы, понятные только людям их круга (аббревиатура инженеров и чиновников, юридические термины, тексты контрактов и анкет и т.п.) Полное различие в переданном и полученном значениях означает отсутствие у участников процесса чего-то общего, так как сами собой вербальные и невербальные носители значения не имеют.

3. Передача. Это доставка сообщения получателю. Передатчиком может быть как сам человек (его тело и голос), так и техническое средство (телефон, радио, телекс, телефакс, телевизор, компьютер и т.п.).

4.Декодирование – это перевод символов отправителя в мысли получателя. Получатель воспринимает, расшифровывает и осмысливает информацию. Если символы, выбранные отправителем, имеют идентичное значение для получателя, последний будет знать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея.

5 Обратная связь - это ответ получателя на послание. С ее помощью обеспечивается результативность и эффективность коммуникаций в целом.

Благодаря обратной связи коммуникационный процесс приобретает кольцеобразный, замкнутый характер.

 

Вывод: Из рассмотрения коммуникационного процесса можно сделать вывод, что для руководителя коммуникационный процесс будет успешным в том случае, если получатель произвел шаги, на которые была направлена информация.

 

Важной практической проблемой является проблема коммуникационных барьеров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...