Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие внешнеторговой бартерной сделки




 

Внешнеторговая бартерная сделка – это сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств. (Пункт 3 статья 2 ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»)

Общие требования к заключению внешнеторговых бартерных сделок

1. Предметами внешнеторговых бартерных сделок могут выступать:

товары;

услуги;

работы;

интеллектуальная собственность.

 

 

2. Внешнеторговые бартерные сделки должны заключаться при условии равноценного товарообмена

 

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.

 

3. Внешнеторговая бартерная сделка заключается в письменной форме и с обязательным соблюдением необходимых реквизитов

 

а) Дата заключения и номер сделки (контракта).

 

б) Номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товара.

В договоре на поставку комплектного оборудования (оказание услуг и выполнение работ) при сооружении комплектных объектов в иностранном государстве указывается стоимость товаров (встречные товары), предусмотренных для обмена на равноценные по стоимости экспортируемые из Российской Федерации товары, а номенклатура, количество, качество и цена встречных товаров указываются в дополнительных протоколах, которые должны являться частью таких договоров;

 

в) Перечень услуг, работ, интеллектуальной собственности, их стоимость, сроки оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности;

 

г) Перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности.

 

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только после оформления:

паспорта внешнеторговой бартерной сделки (если расчет за поставленный товар не предусматривает использование денежных или иных расчетных средств);

паспорта сделки (если расчет за поставленный товар предусматривает осуществление расчетов с использованием денежных или иных расчетных средств – смешанная форма расчета).

 

Регулирование внешнеторговых бартерных сделок

 

Основными документами, регулирующими осуществление внешнеторговых бартерных сделок являются:

 

1. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. Применяется к смешанным контрактам в части уплаты за поставленный товар денежными или иными расчетными средствами платежа.

 

Однако следует помнить, что Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. не применяется:

к товарам, приобретаемым для личного, семейного или домашнего использования, то есть не предназначенным для использования в предпринимательских целях);

к товарам, приобретаемым с аукциона;

к товарам, приобретаемым в порядке исполнительного производства или иным образом в силу закона;

к фондовым бумагам, акциям, обеспечительным бумагам, оборотным документам и деньгам;

к судам воздушного и водного транспорта, а также судам на воздушной подушке;

к электроэнергии;

к договорам, в которых обязательства стороны, поставляющей товары заключаются в основном в выполнении работы или в предоставлении иных услуг.

 

 

2. ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации» (глава 10 «Государственное регулирование внешнеторговых бартерных сделок»);

 

Осуществление внешнеторговых бартерных сделок предполагает поставку приобретаемых товаров, а также их перевозку и заключение договоров страхования.

 

Основной документ, регулирующий условия поставки товаров с учетом, в том числе соблюдения таможенных формальностей представлен Международными правилами толкования торговых терминов – ИНКОТЕРМС-2000.

 

Арендные операции

Арендные операции связаны с предоставлением имущества на договорных условиях во временное пользование на возвратной основе. Присутствуют два лица: арендодатель и арендатор.

 

Классификация арендных операций:

- Лизинг – долгосрочная аренда (3,5 и более лет), основной вид инвестиционной деятельности;

- Хайринг – от 1 до 3 лет;

- Рентинг – от нескольких часов до 1 года.

 

Длительность каждого вида аренды зависит от характера предметов аренды и под влиянием НТП имеет тенденцию к сокращению.

 

Аренда может быть:

 

Оперативная – передача в пользование имущества на срок значительно короче, чем срок службы (многократная передача).

 

Контрактный найм – смешанный вид аренды: долгосрочная + оперативная аренда.

 

В зависимости от длительности аренда называется лизингом – долгосрочная аренда, хайрингом – среднесрочная аренда и рентингом - краткосрочная аренда.

 

Наибольшее распространение в ВЭД получил финансовый лизинг, который носит трехсторонний характер, что обусловило специфику финансово-арендной сделки. Сделка финансового лизинга может быть оформлена двумя либо одним документом, связывающим ее участников. Большая часть этих договоров заключается на базе типовых форм, разработанных лизинговыми фирмами. Арендодатель стремится максимально ограничить свою ответственность в сделке за все, что выходит за пределы финансовой части. Особенность лизинговых соглашений – указание на финансовых характер аренды, арендодатель приобретает имущество исключительно для целей сдачи его в аренду.

 

Условия договора в части уплаты арендных платежей арендатором различаются по срокам платежа, способам перевода сумм, санкций за просрочку оплаты и др.

ФЗ о гос регулировании

при тонком индивидуальном

сочетании мер либерализации и протекционизма. Накопление опыта в процессе

формирования системы регулирования внешнеэкономической деятельности

позволило обобщить практику в этой области и, с учетом мирового опыта,

подготовить Закон "0 государственном регулировании внешнеторговой

деятельности”, вступивший в силу в полном объеме с 1 июня 1996 г. Этот

Закон содержит основные принципы регулирования внешнеэкономической

деятельности:

1) преобразующая (а не только сугубо регулирующая) деятельность

государства, вырабатывающего политику развития отраслей и регионов, под

которую подстраивается вся системы государственного регулирования

внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением. На современном этапе развития государство стремится регулировать развитие внешней торговли не административными запретами и ограничениями, а путем создания благоприятных экономических условий для осуществления тех внешнеэкономических операций, которые способствуют повышению эффективности национальной экономики, реализации тех или иных задач социально- экономического развития страны. В то же время для операций, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на экономику страны, создаются менее благоприятные экономические условия. Административные меры могут использоваться только в том случае, если с помощью иных (т.е. экономических) методов невозможно достигнуть поставленных целей. Рыночной системе хозяйства в принципе больше соответствуют экономические инструменты регулирования ВЭД. Но эффективность их использования имеет определенные рамки. В периоды значительного ухудшения состояния экономики, инфляции и резких различий между внутренними и мировыми ценами правительства (и об этом свидетельствует зарубежный опыт) в интересах мобилизации и лучшего использования ограниченных ресурсов вынуждены прибегать к административным инструментам регулирования экспортно-импортных операций.

 

Однако активное применение административного регулирования ни в коем случае не должно сводиться к использованию наиболее жестких инструментов репрессивного характера. Важно задействовать весь разработанный мировой практикой арсенал таких средств (в зарубежных странах применяются десятки видов лишь квотирования и лицензирования) и создать с их помощью комплексную систему управления внешнеэкономическими операциями. Ее целью должно быть не столько ограничение торговли, сколько контроль за ее развитием.

Поэтому использование административных инструментов сочетается в России с общепринятыми в мире правилами регулирования ВЭД. В частности, в России декларировано установление таких инструментов в качестве временных; предусмотрены распространение положений соответствующих документов на всех торговых партнеров (исключения возможны лишь в отношении развивающихся стран) и возможность изменять процедуру регулирования только на основе публикуемых законодательных актов.

 

По мере укрепления рыночных отношений основными субъектами ВЭД должны стать самостоятельные предприятия любых форм собственности, действующие в рамках закона под свою ответственность. Главная же задача государства - всемерное содействие и облегчение ВЭД этих субъектов. Без мощной поддержки государства - торгово-политической, кредитно-финансовой, налоговых и иных льгот - молодым, начинающим российским предпринимателям не вписаться без огромных потерь для себя и для страны в международные экономические отношения. Именно это направление - содействие и поддержка - должно стать главным в деятельности государственных органов при усовершенствовании регулирования ВЭД;

 

 

2) изменение ВЭД российских фирм в направлении от преимущественно разовых внешнеэкономических сделок к ВЭД как постоянной и органической части их общей хозяйственной деятельности с долгосрочной ориентацией на удержание и расширение внешних рынков;

 

 

3) четкое разделение функций осуществления ВТП между ветвями власти,

ведомствами, а также Федерацией и ее субъектами. Действие системы

внешнеэкономического регулирования, определенной федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, распространяется на всю территорию Российской Федерации. Президент осуществляет руководство государственной внешнеторговой политикой. Правительство обеспечивает проведение единой государственной внешнеторговой политики и осуществляет меры по ее реализации. В соответствии с Законом разработка предложений по государственной внешнеторговой политике Российской Федерации, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных

договоров Российской Федерации в области внешнеторговых связей осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.

 

 

4) внешнеторговая политика является составной частью внешней политики

Российской Федерации. Она подчинена требованиям внешней политики

государства и не может входить в противоречие с ней. Поэтому конкретные

решения в области внешнеторговой политики должны в полной мере

согласовываться с политикой внешней. Если, скажем, Россия присоединяется к международным санкциям в отношении какого-либо государства, это должно находить отражение и в прекращении внешнеторговых операций с данной страной, какими бы выгодными они не являлись. Поэтому создание благоприятных условий для российских экспортеров на мировом рынке призвано стать одной из центральных задач российской внешней политики;

 

 

5) единство политики экспортного контроля, осуществляемой в интересах

реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия.

 

 

Экспортный контроль находится в компетенции федеральных властей и

определяется исключительно на основе обеспечения безопасности страны, ее

экономических, политических и военных интересов. Перечни товаров,

подлежащих экспортному контролю, утверждаются Президентом РФ;

 

 

6) на всей территории Российской Федерации действует единый таможенный режим; по отношению ко всем ввозимым на нее и вывозимым с нее товарам применяются единые таможенные правила. В соответствии с Законом таможенно- тарифное и нетарифное регулирование внешнеторговой деятельности, политика в области сертификации товаров, установление стандартов и принципов безопасности и/или безвредности для человека при ввозе товаров и т.д.

находится в компетенции федеральных властей, которые устанавливают единые правила и нормы на всей территории Российской Федерации. Отметим, что принцип единства таможенной территории зафиксирован также и в Таможенном кодексе РФ;

 

 

7) равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. Этот принцип провозглашает равенство прав и обязанностей всех участвующих во внешнеэкономической деятельности. В отношении них применяются одинаковые нормы и правила. Все хозяйствующие субъекты ведут внешнеэкономическую деятельность на равных основаниях, выполняя одни и те же таможенные

процедуры и выплачивая таможенные платежи и налоги. Легко понять, что

практика предоставления таможенных льгот для отдельных участников

внешнеторговых операций противоречит Закону о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

 

 

8) защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. Государство стоит на страже прав и законных интересов юридических и физических лиц, участвующих во внешнеэкономических операциях. В том случае, если интересы участников внешней торговли пострадали в результате участия России в международных санкциях, они имеют право на возмещение убытков в судебном порядке за счет средств федерального бюджета (ст. 21 Закона). Закон предусматривает, что для защиты экономических интересов российских лиц, пострадавших от действий зарубежных государств, Россия может вводить ответные меры. Специальный раздел ежегодной Федеральной программы развития внешнеторговой деятельности должен содержать перечень случаев дискриминации и нарушения обязательств в отношении российских лиц, а также перечень принятых или намечаемых ответных мер;

 

 

9) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во

внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом. Этот принцип предполагает, что в рамках установленных законами и подзаконными актами РФ правил участники внешнеторговых операций пользуются полной свободой деятельности. Следует подчеркнуть, что на внешнеэкономическую сферу распространяются общие принципы гражданского права, зафиксированные в первой части Гражданского кодекса: равенство участников регулируемых кодексом отношений, неприкосновенность собственности, свобода договора, равенство сторон гражданских отношений, недопустимость постороннего вмешательства в отношения сторон (в том числе со стороны государственных органов), необходимость беспрепятственного осуществления прав, обеспечение восстановления нарушенных прав, их судебная защита.

 

Важным принципом регулирования внешнеторговой деятельности является зафиксированное в Законе содействие развитию этой деятельности и ее стимулирование. Это содействие осуществляется, в частности, путем разработки и реализации федеральных программ развития внешнеторговой деятельности.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...