Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы государственного (правового) регулирования.




 

Используемые государством методы регулирования внешнеторговой деятельности можно классифицировать следующим образом:

 

Экономические: таможенно-тарифные (таможенный тариф, таможенные пошлины), налоговые (акцизы, таможенные сборы, НДС, режим приграничной торговли, специальные льготы), валютные (валютный курс, обязательная продажа валютной выручки), стимулирующие экспорт (кредитование, страхование, субсидирование).

 

Административные: количественные ограничения (лицензирование, квотирование), запретительные (запрет экспорта и импорта отдельных товаров, эмбарго на торговлю с отдельными странами), контроль качества (сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, санитарный, экологический), таможенно-административные требования (перечень документов для таможни, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определения стран происхождения товаров) валютный контроль (система уполномоченных банков – агентов валютного контроля, паспорт сделки).

 

Торгово-политические: создание благоприятных условий для доступа на внешний рынок (межправительственные торговые и другие соглашения, участие в международных торговых и таможенных союзах и организациях, включая ВТО), программирование ВЭД (федеральные программы, региональные программы, отраслевые программы), разработка ответных мер по защите экономических интересов РФ), содействие развитию ВЭД (организация выставок, ярмарок, симпозиумов, конференций), рекламные компании по развитию экспорта, информационное обеспечение.

 

Таможенно-тарифное регулирование Таможенно-тарифное регулирование основано на применении импортного и экспортного тарифа. Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим таможенную границу России. Он является таможенным инструментом торговой политики и государственного регулирования взаимосвязей внутреннего и мирового рынка

 

Импортный таможенный тариф (систематизированный перечень товаров, облагаемых при ввозе таможенными пошлинами) – основной инструмент таможенно-тарифного регулирования ВТД. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти.

 

Экспортный таможенный тариф представляет собой инструмент регулирования экспорта. Его применяют отдельные страны, обладающие исключительными природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках. Экспортные пошлины в ряде случаев способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения государством дополнительных валютных поступлений. Однако применение экспортных пошлин к тем или иным экспортным товарам может осуществляться государством не только в целях получения дополнительных доходов в инвалюте, но и как средство ограничения вывоза определенных групп товаров, что в настоящее время характерно практически для большинства бывших субъектов бывшего СССР.

 

Использование таможенного тарифа в целях регулирования внешней торговли используется на основе применения целого комплекса средств. Основным из них являются ставки пошлин, которые приводят к удорожанию товара и тем самым делают его менее конкурентоспособным. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза Применяемые ставки экспортных и импортных таможенных пошлин утверждаются постановлениями правительства РФ с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий.

 

К другим средствам регулирования ВТД на основе таможенного тарифа можно отнести следующие: разный уровень пошлин, применяемый в отношении отдельных групп стран (или в определенное время года); лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства. Что касается метода оценки таможенной стоимости товара, от которого зависит размер пошлины, и правил определения страны происхождения товара (в целях получения тарифных преференций), то по методике всемирной торговой организации они относятся к нетарифным методам (так называемая вторая группа – административные импортные формальности) регулирования, хотя по нашему законодательству включаются в группу методов тарифного регулирования. Изменение в тарифы вносятся как по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, так и на основе многочисленных предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин.

 

Виды пошлин:

 

- адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

 

- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

 

- комбинированные, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.

 

- специальные; применяются в качестве защитной меры, если товары, ввозимые на территорию страны в количестве и на условиях, наносящих ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров; а также как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств;

 

- антидемпинговые; применяются в случае ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого вывоза (по цене ниже себестоимости), если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

 

- компенсационные; применяются в случае ввоза товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров;

 

- сезонные; устанавливаются правительством для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров на срок, который не может превышать шести месяцев в году. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (в период действия сезонных пошлин);

 

- особые виды пошлин. Действует соответствующая процедура, согласно которой применению таких пошлин должно предшествовать расследование, проводимое в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управления.

 

Определение таможенной стоимости товаров основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике, и распространяется на товары, ввозимые на таможенную территорию России. Таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу РФ при перемещении товара через границу России; порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров, а также форма декларации устанавливается Государственным Таможенным Комитетом (ГТК); таможенная стоимость товара определяется декларантом методом определения таможенной стоимости; контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом РФ, производящим таможенное оформление товара.

 

Закон предусматривает следующие методы определения таможенной стоимости товара:

 

- по цене сделки с ввозимыми товарами;

 

- по цене сделки с идентичными товарами;

 

- по цене сделки с однородными товарами;

 

- вычитания стоимости;

 

- сложения стоимости;

 

- резервного метода.

 

Основным методом определения таможенной стоимости является метод по цене сделки с ввозимыми товарами.

 

Определение страны происхождения. Россия, как и многие другие страны предоставляют определенным группам государств, в том числе и на взаимной основе, тарифные льготы (преференции) или освобождение от уплаты таможенных пошлин при ввозе товаров в нашу страну, что требует четкого определения страны происхождения товара. По российскому законодательству страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке в соответствии с установленными критериями. Такой страной может считаться группа стран, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товара.

 

Тарифная льгота (тарифная преференция) – предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации внешнеэкономической политики страны льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от ее уплаты, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товара. Порядок предоставления льгот, установленных законодательством, и само решение об их предоставлении определяются исключительно правительством.

 

В целом установленные им таможенные льготы не могут носить индивидуального характера, за исключением тех случаев, где оговорены соответствующие условия предоставления тарифных преференций и тарифных льгот уже на индивидуальных основах, обусловленных либо соответствующими международными соглашениями, участником которых является Россия, либо причинами иного характера (политика по отношению к развивающимся странам, комплектные поставки для сооружения объектов за рубежом, ввозимые товары в качестве вклада в уставные фонды СП и др.).

 

Нетарифное регулирование Нетарифные методы регулирования ВТД часто ассоциируют с чисто административными ограничениями, запретами и контролем. Однако по международным нормам, в частности Всемирной Торговой Организации (ВТО), к ним относятся и экономические ограничительные методы, т.е. практически все методы, не относящиеся к таможенно-тарифным методам

 

Нетарифное регулирование – комплекс административных и экономических мер (помимо таможенного тарифа) ограничительно запретительного и контрольного характера, препятствующих ввозу иностранных товаров на внутренний рынок с целью протекционистской практики, охраны жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности, а также вывозу товаров, исходя из интересов национальной безопасности и международных обязательств РФ.

 

Рассмотрим действующие в настоящее время нетарифные методы более подробно. К ним относятся такие экономические методы, как:

 

1. Налоговые, или паратарифные, методы – все виды платежей при таможенном оформлении сделки помимо таможенных пошлин (которые в сумме по отдельным товарам могут превышать размер пошлины):

 

Налог на добавленную стоимость взимается в размере 20% с импортируемых на территорию РФ товаров. Не облагается НДС товарный вклад в уставный фонд предприятия с иностранными инвестициями, а также безвозмездная и гуманитарная помощь. По экспорту НДС облагаются посреднические операции (фирм, не производящих данные товары). НДС начисляется на сумму таможенной стоимости, пошлины и акциза (если товар подакцизный).

 

Акцизы – как форма государственного налога взимаются с импортных товаров, перечень которых устанавливается в законодательном порядке (около 40 товаров): алкогольные, табачные, ювелирные изделия, автомобили и др. Ставки акцизов дифференцированы по товарам и устанавливаются в процентах от фактурной стоимости (10-70%) или в ЭКЮ. Подакцизными является также часть экспортных товаров.

 

Таможенные сборы уплачиваются за таможенное оформление груза. Их размер, например, при импорте товаров – 0,15% их таможенной стоимости (0,1% в рублях и 0,05% в валюте контракта). Помимо стандартного таможенного сбора могут взиматься в необходимых случаях таможенные сборы за хранение, таможенное сопровождение товаров и др.

 

2.Валютные (экономические, в отличие от контрольных) методы включают в себя:

 

Валютный курс – один из важных инструментов регулирования ВТД. Девальвация российского рубля почти в четыре раза резко усилила позиции российских экспортеров и одновременно отрицательно сказалась на импорте, от чего выиграли российские производители.

 

Обязательная продажа экспортерами 75% валютной выручки – существенный фактор функционирования валютного рынка, выступающего составным элементом рыночного механизма ВТД.

 

Санкции, предусматривающие возврат в доход государства незаконно переведенных за границу вылютных средств при проведении импортных операций (например, импортер обязан зачислять на счет в своем уполномоченном банке рублевый эквивалент платежей по импорту).

 

 

3.Стимулирующие экспорт: обеспечение кредитования, гарантии и страхование кредитов, субсидирование экспорта. Стимулирование экспорта предполагает в первую очередь создание системы кредитования и страхования экспорта и предоставления государственных гарантий при одновременном возобновлении государственного кредитования экспортных производств и проектов. Были проведены определенные организационные мероприятия (создание Российского экспортно-импортного банка, Межведомственной Комиссии по стимулированию экспорта и др.). К сожалению, реализация этих мер в настоящее время затруднена из-за отсутствия необходимых финансовых средств.

 

Помимо экономических государство активно применяет административные меры нетарифного регулирования.

 

1. Количественные ограничения экспорта и импорта:

 

Квотирование – внешнеторговая квота – количественное ограничение объема экспорта и импорта определенных товаров. Импортная квота в отличие от импортной пошлины позволяет точно ограничить количественный объем ввоза товара. Экспортная квота применялась в РФ до 1994 г. в основном как инструмент контроля экспорта при существовавшей значительной разнице между мировыми и внутренними (более низкими) ценами на ряд традиционных товаров российского экспорта. По мере приближения внутренних цен к мировым число квотируемых товаров сокращалось. С 1 июля 1994 г. (постановление Правительства № 758) квотирование ограничивается только выполнением международных обязательств РФ и осуществляется лишь по экспорту узкого перечня товаров: необработанного алюминия, карбида кремния, нитрата аммония, нитей пряжи, тканей, готовых текстильных изделий.

 

Лицензирование – метод ограничения вывоза или ввоза товара на основе выдачи государством лицензии, представляющей собой разрешение (право) на экспорт или импорт и выделяется в отдельный перечень товаров.

 

Контингентирование – вид лицензирования, предполагающий ограничение номенклатуры товаров по экспорту или импорту в пределах устанавливаемых государством количественных или стоимостных квот на определенный период времени. Контроль за выдачей квот ведется также через предоставление лицензий. В настоящее время в РФ не применяется.

 

2.Запретительные: запрет вывоза или ввоза отдельных товаров – законодательно может устанавливаться исходя из национальных интересов страны; эмбарго на торговлю с отдельными странами – применяется обычно на основе решений ООН (например, в отношении Югославии).

 

3.Контроль качества – сертификат соответствия, технический, фармакологический, ветеринарный, экологический, фитосанитарный.

 

4.Таможенно-административные требования: перечень документов для таможен, контроль импортных цен, система методов определения таможенной стоимости товаров, определение страны происхождения товара.

 

5.Валютный контроль: система уполномоченных банков-агентов валютного контроля, паспорт сделки, комплексная информационная система валютного контроля.

 

 

Форс-мажор

 

В ходе исполнения контракта могут наступить определенные чрезвычайные обстоятельства, препятствующие надлежащему исполнению обязательств. По общему правилу сторона не несет ответственности за неисполнение любых из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля. Обстоятельства невозможности исполнения обязательств по контракту должны иметь такой характер, чтобы их можно было считать возникшими помимо воли и без вины сторон контракта. Такие обстоятельства именуются непредвиденными, или форс-мажорными (force-majeure). Соответствующие условия в контракте называются оговорка о непреодолимой силе, форс-мажор. Подобная оговорка разрешает переносить срок исполнения контракта или вообще освобождает «стороны от полного или частичного выполнения обязательств по нему.

 

К общим принципам определения непреодолимой силы относят:

 

1) объективный и абсолютный характер обстоятельств. Они должны касаться не только данного субъекта – должника, а распространяться на всех. Невозможность исполнения должна быть абсолютной, а не затруднительной для должника;

 

2) юридический форс-мажор – решение высших государственных органов, запрет импорта или экспорта, валютные ограничения и др.

 

Не признаются форс-мажорными обстоятельства обычного коммерческого риска: трудности из-за неблагоприятной конъюнктуры рынка; изменение цен, а также банкротство предприятия.

 

Чтобы избежать разночтения в терминологии контракта, используемые в его тексте термины необходимо разъяснять. Недопустимо при формулировке статьи об условиях форс-мажора ограничиться лишь ссылкой на обстоятельства непреодолимой силы, не определяя содержания этого понятия. Можно определить обстоятельства непреодолимой силы следующим образом:

 

"Под непреодолимой силой стороны контракта подразумевают внешние и чрезвычайные события, которые не существовали во время подписания контракта, возникшие помимо воли продавца и покупателя, наступлению и действию, которых стороны не могли воспрепятствовать с помощью мер и средств, применение которых в конкретной ситуации справедливо требовать и ожидать от стороны, подвергшейся действию непреодолимой силы".

 

Возможно также определить обстоятельства непреодолимой силы перечислением конкретных явлений и событий.

 

Различают две категории обстоятельств непреодолимой силы по времени их действия:

 

длительные (запрещение экспорта, иногда и импорта), война, блокада, валютные ограничения или другие мероприятия правительственных органов;

 

кратковременные (пожары, наводнения, другие стихийные бедствия, замерзание моря, закрытие морских проливов, лежащих на обычном морском пути между портами отгрузки и выгрузки, отклонения в пути, вызванные военными действиями, забастовки и др.).

 

В интересах обеих сторон необходимо заранее оговорить в условиях контракта, какие обстоятельства стороны относят к форс-мажорным, иначе эти обстоятельства могут истолковываться в соответствии с торговыми обычаями страны исполнения контракта. Следует иметь в виду, что наименование, признаки, содержание этого понятия, правовые последствия наступления форс-мажорного обстоятельства неодинаково определяются в национальных источниках. При формулировании условия контракта о форс-мажоре продавец и покупатель должны учитывать требования применимого к данному контракту права и международных соглашений, упоминаемых в контракте. Стороны также вправе согласовывать и уточнять лишь те положения условий контракта, которые в выбранных ими национальном законодательстве или международном договоре не урегулированы либо не имеют императивного характера. Различается невозможность исполнения для обеих сторон частичная и полная. Условия о невозможности исполнения обязательств оговорены в Венской Конвенции 1980 г. Если стороны в контракте оговорили применение ее норм к возникшим договорным отношениям, то они обязаны применять нормы ст. 79 Конвенции.

 

Согласно п. 1 ст. 79 Конвенции сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее (стороны) нельзя разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления его самого либо его последствий. Если неисполнение стороной своего обязательства произошло из-за третьего лица, привлеченного для исполнения всего или части договора, эта сторона освобождается от ответственности:

 

а) на основании п. 1 настоящей статьи;

 

б) если привлеченное лицо также было освобождено от ответственности согласно указанному пункту.

 

Положения приведенной статьи носят начала диспозитивности, т. е. ничто в настоящей статье не препятствует каждой из сторон осуществить любые иные права, кроме требований возмещения убытков на основании настоящей Конвенции.

 

Форс-мажорная оговорка обычно состоит из двух частей: в первой части содержится перечень различных чрезвычайных обстоятельств, во второй – положение об общем страховом случае и ином событии, не включенном в перечень. Как правило, форс-мажорная оговорка формулируется следующим образом:

 

1. "Под форс-мажорными обстоятельствами понимаются забастовки, локауты, трудовые беспорядки, неприемлемые условия труда, аварии, задержки в пути, запрещения или иные проявления правительственной политики, включая запрещения экспорта или импорта или иное лицензирование..."

 

2. "... или иные непредвиденные обстоятельства, находящиеся вне контроля каждой из сторон".

 

 

22) Ответственность за нарушение контракта.

 

Нарушением контракта признается неисполнение обязательства либо ненадлежащее его исполнение. При этом возникает ответственность нарушившей стороны, которая обязана возместить другой стороне весь ущерб, связанный с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрактных обязательств. Такая ответственность может иметь компенсационный и (или) штрафной характер и служит действенным рычагом, позволяющим одному контрагенту влиять экономическими методами на поведение другого. Правовые основы ответственности за нарушение контрактных обязательств регулируются национальным законодательством – применимым правом, обусловленным в контракте, международными соглашениями, например, для договоров международной купли-продажи товаров – положениями Венской конвенции 1980 г.

 

При заключении договора международной купли-продажи товаров с иностранным партнером необходимо учитывать, что санкции, которые будут предусмотрены в условиях контракта, выполняют роль средств обеспечения исполнения другой стороной своих контрактных обязательств.

 

Ответственность за неисполнение обязательства по контракту выражается в уплате кредитору определенной денежной суммы (или иных ценностей).

 

Неустойка, штраф (penalty) – наиболее распространенное средство обеспечения выполнения обязательств по контракту. Уплата неустойки не зависит от того, потерпел ли партнер фактически ущерб. Потерпевшая сторона не должна доказывать наличие убытков, причиненных нарушением, и их размер. Даже если партнер приобрел выгоду, он все равно имеет право требования уплаты неустойки. При этом действует общее правило: уплата неустойки не освобождает должника от исполнения обязательства.

 

Важно в условиях контракта определить размер штрафных санкций и способ определения убытков, подлежащих взысканию. Штрафы могут выражаться как в твердой денежной сумме, так и в процентах от общей стоимости, например непоставленного товара. Как правило, способ исчисления штрафа определяется условиями контракта о цене товара. Штраф в твердой денежной сумме предусматривают в случае, когда контрагенты договорились о "твердой" (фиксированной) цене за поставляемый товар либо предусмотрена выплата штрафа в достаточно устойчивой валюте. Если в контракте указана плавающая (скользящая) цена, то для покупателя выгодно исчислять штраф за просрочку поставки или недопоставку товара в процентах от стоимости не поставленного товара, поскольку с увеличением цены товара соответственно возрастает и размер взыскиваемого штрафа.

 

Контрагенты по договору могут предусмотреть в его условиях санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение иных обязательств по контракту: штрафы за необоснованный отказ покупателя принять товар, соответствующий установленным нормам качества, за неизвещение о произведенной отгрузке товара и др.

 

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту одним из партнеров у другого могут возникнуть убытки. Установление права требования возмещения убытков не обусловлено никаким иным обязательством, кроме самого факта нарушения контракта. Его условия могут содержать требования как возмещения убытков, так и компенсации упущенной выгоды контрагента.

 

Положительный контрактный интерес (expectance interest) состоит в том, что потерпевшая сторона должна быть поставлена возмещением убытков в такое же положение, в каком она находилась бы, если бы контракт был исполнен. Под отрицательным контрактным интересом (reliance interest) понимается право потерпевшей стороны получить возмещение расходов, которые были ею понесены в расчете на то, что контракт был исполнен.

 

Право на компенсацию ущерба предполагает его выражение в денежной или иной равной компенсационно-материальной форме. Денежное выражение отрицательного интереса – расходов, понесенных потерпевшей стороной, – может быть документально подтверждено. Для оценки денежного выражения отрицательного интереса используются два способа: определение затрат, необходимых для адекватной замены исполнения; установление финансовых последствий потери определенных преимуществ из-за того, что потерпевшая сторона не получила выгод, которые могла бы приобрести в случае исполнения контракта.

 

Убытки должны быть непредотвратимыми, непредвиденными и достоверными. Потерпевшая сторона должна разумными способами попытаться уменьшить неблагоприятные последствия, вызванные нарушением контракта. Обычно признается только ущерб, который потерпевшая сторона не смогла предотвратить разумными действиями. При установлении размеров убытков, как правило, принимается иногда рыночная стоимость (value), а не договорная цена товара (price).

 

Иногда применяется некоторая средняя величина между рыночной и договорной ценами.

 

Следует отметить то обстоятельство, что подходы к оценке убытков, категории убытков и их определения различны в англо-американском и в континентальном праве. В частности, по праву Германии, если контракт был нарушен умышленно, то обязательно возмещение всех прямых убытков независимо от их возможного предвидения.

 

При заключении внешнеторгового контракта купли-продажи стороны должны специально оговорить, что они будут понимать под убытками. В соответствии со ст. 74 Венской конвенции 1980 г. "Убытки за нарушение договора одной стороной составляют сумму, равную тому ущербу, включая упущенную выгоду, который понесен другой стороной вследствие нарушения договора. Такие убытки не могут превышать ущерба, который нарушившая договор сторона предвидела или должна была предвидеть в момент заключения договора как возможное последствие его нарушения, учитывая обстоятельства, о которых она в то время узнала или должна была знать".

 

В целях исключения злоупотреблений при взыскании убытков стороны могут включить в условия контракта положение ст. 77 названной Конвенции: "Сторона, ссылающаяся на нарушение договора, должна принять такие меры, которые являются разумными при данных обстоятельствах для уменьшения ущерба, включая упущенную выгоду, возникающую вследствие нарушения договора. Если она не примет таких мер, то нарушившая договор сторона может потребовать сокращения возмещаемых убытков на сумму, на которую они могли быть уменьшены.

 

Упаковка товара

 

Упаковка товара (cargo parking). Вид упаковки товара определяется в контракте базисными условиями поставок. Так, при условиях поставки, предусматривающих перевозку товаров морем, продавец обязан обеспечить морскую упаковку груза, при других базисных условиях – соответственно сухопутную. Это очень важный пункт контракта. Если в договоре международной купли-продажи товаров не согласовано иное, в обязанности продавца входит надлежащая упаковка товара, обеспечивающая сохранное обращение с ним во время транзита и в месте назначения. В большинстве случаев обе стороны заинтересованы в предварительном выяснении того, какая упаковка необходима для обеспечения сохранности товара и его доставки по назначению. Однако поскольку обязанности продавца по упаковке товара зависят от вида и продолжительности транспортировки, необходимо учитывать, что продавец обязан упаковывать товар надлежащим образом, но только в той степени, в которой он проинформирован об обстоятельствах перевозки до заключения контракта. Остановимся на нескольких существенных моментах договора, касающихся упаковки.

• Соответствие характера упаковки требованиям законодательства страны назначения груза. Наиболее удачно нормативное предписание по отгрузке сформулировано в Общих условиях поставок товаров между организациями стран – членов СЭВ 1968/1988 гг., факультативно применяемых и сейчас:

 

1) если в договоре нет особых указаний относительно упаковки, продавец должен отгрузить товар в упаковке, применяемой для экспортных товаров в стране продавца, которая обеспечила бы сохранность груза при перевозке с учетом возможных перегрузок, при надлежащем и обычном обращении с грузом. В соответствующих случаях должны учитываться также продолжительность и способы транспортировки;

 

2) перед упаковкой должна быть произведена надлежащая смазка поставляемых машин и оборудования, обеспечивающая их сохранность от коррозии (§31 ОУП СЭВ, 1968/1988 гг.).

• Обусловленность типа упаковки, которая по тем или иным причинам может наносить покупателю вред, поэтому характер и серьезность нарушения перечисленных выше требований определяют правомочность расторжения договора покупателем, серьезной причиной для расторжения договора является "основное существо" товаров. В некоторых случаях ненадлежащая упаковка может рассматриваться как дефект товара и со страховой точки зрения лишить страхователя защиты от всех рисков. Обычно в данном пункте контракта указывается, что ответственность за повреждения вследствие неправильной упаковки, а также неправильной антикоррозийной обработки несет продавец.

• Упаковка должна служить носителем информации – рекламы и маркировки. Кроме того, она должна обеспечивать удобство при складировании и хранении товара с учетом места и способа его складирования и средств автоматизации; транспортировке, погрузке и выгрузке с учетом видов транспортных средств и транспортных путей следования груза; таможенных досмотрах; продаже товара.

• Обычно в контракте отдельно оговаривают внешнюю упаковку – тара (container): брезент (canvas cloth), ящики (boxes), контейнеры (containers, cntrs) и пр., а также внутреннюю упаковку (interior packing), не отделимую от товара.

 

Качество упаковки может определяться ссылкой на соответствующие стандарты (establiched packing standard) и технические условия (technical specification), если они имеются.

 

• Способы оплаты упаковки устанавливаются сторонами в контракте и могут предусматривать: включение цены упаковки в цену товара, определение цены упаковки в процентах от цены товара или определение цены упаковки отдельно от цены товара – цена без упаковки (packing not included); цена, включая упаковку (price including packing).

 

В каждое грузовое место должен быть вложен подробный упаковочный лист.

 

Маркировка

 

Маркировка (marking). Это необходимые надписи, изображения и условные обозначения, помещаемые на упаковке, бирках или самом отгружаемом товаре. В маркировочных надписях должно содержаться указание страны происхождения. Сторона договора – экспортер должна предъявить сертификат (свидетельство) происхождения товара. Это особый момент, выдаваемый уполномоченными на то органами в стране экспортера (торговыми палатами, ассоциациями предпринимателей и т.п.)*.

* Подробнее см.: Козырин А. Комментарий Закона РФ "О таможенном тарифе". Раздел V. Определение страны происхождения товара (ст. 29–33) // Хозяйство и право. - 1997. – № 4. – С. 13–24.

Маркировка груза (cargo marking). Маркировка внешнеторгового груза среди прочего содержит, как правило, информацию о стране происхождения.

Маркировка, известная также как "погрузочная разметка", выполняет три основные задачи:

идентифицирует груз для перевозчиков и других лиц, вовлеченных в транспортировку и имеющих с ними дело во время перевозки или транзита:

указывает грузополучателю на соответствующие порядок и деятельность для обеспечения правильной доставки груза. Маркировка должна наноситься несмываемой водостойкой краской и позволять отличить груз одного получателя от остальных грузов:

предупреждает об опасностях, которые может нести с собой перевозимый груз в случае ненадлежащего с ним обращения.

Маркировка дает потребителю необходимую минимальную информацию о товаре, способе его хранения и примрнения.

Маркировка должна включать общие сведения о грузе:

наименование производителя, страны происхождения;

наименование отправителя (поставщика) груза;

наименование получателя груза;

пункт назначения;

пункт отправления;

общие сведения о грузе;

номер контракта;

номер места;

возможную идентификацию;

инструкцию по погрузке и выгрузке (например, "Не кантовать", "Верх", "Низ", "Стекло" и т.п.);

 

указания о нахождении инструкции или документации и пр.

Обычно правила маркировки содержатся в специальных справочниках.

 

 

Страхование товаров

Стороны внешнеторгового контракта купли-продажи обычно включают в него условия о страховании (insurance) товаров на различных стадиях товародвижения и распределения расходов по страхованию между продавцом и покупателем.

 

• Договор страхования (insurance policy) в этом случае, являясь отдельным договором, выполняет роль средства правового обеспечения интересов продавца и покупателя.

 

• Страховой полис (policy) – это свидетельство или сертификат – документ, выдаваемый страховщиком в удостоверение договора страхования и содержащий его условия. Страховой полис содержит отработанные в мировой практике условия страхования и различные типовые и специальные (аварийные) оговорки (insurance clause) – особые условия договора страхования.

 

• Страховой риск (insurance risk) – вероятное событие или совокупность событий, на случай которых производится страхование. Например, существует страхование риска экспортера (export risk guarantee). Это разновидность страхования от убытков по экспортным операциям, которая предоставляется специализированными или частными учреждениями, как правило, банками.

 

Страхование производится на определенную страховую сумму (insurance amount)*, определяющую исчисление (по действующим ставкам) страховых платежей (insurance payment) и размер выплат при наступлении страхового случая.

 

* Иногда в этом смысле употребляется термин страховое обеспечение (insurance coverage).

 

Страховой случай (insurance accident) – фактическое наступление события, повлекшего за собой определенные последствия или убытки. Страховой случай подтверждается специальным актом или документами.

 

Объем страхового обеспе<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...