Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология процедуры принятия решений в государственном управлении




Процедура принятия решений предусматривает выдвижение на первый план прежде обсужденных свойств управленческого решения. На стадии принятия решения дается оценка альтернативных вариантов и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими следствиями.

Организационная процедура принятия и выполнение важнейших повторяемых решений требует решения таких вопросов:

1) на котором уровни и кто принимает решение (единолично или коллегиально);

2) кто готовит научное обоснование проекта решения, экономическое и социальное обоснования, проект решения;

3) с кем соглашается решение;

4) которые периодичность и форма контроля за ходом выполнения решения;

5) кто контролирует и отвечает за правильность выполнения решения;

загрузка...

6) кто наделяется правом вносить изменения в содержание решения и сроки его выполнения;

7) какая форма отчетности о выполнении решений;

8) кто дает вывод о выполнении решений и степень достижения поставленной цели.

Технология принятия управленческих решений базируется на использовании системы методов, которые можно классифицировать в три группы: эвристические, коллективные, количественные.

Необходимо особенно подчеркнуть, что любое управленческое решение стратегического или тактического характера должно иметь обязательное научное обоснование.

Эвристические методы принятия решений базируются на аналитических способностях лиц, которые принимают управленческие решения. Эти методы опираются на интуицию, сравнение альтернатив с учетом приобретенного опыта, они оперативные, но не гарантируют выбора безошибочных решений.

Коллективные методы принятия решений предусматривают определение участников определенной процедуры и отбор форм групповой работы: заседание, совещания и т.п.. Эффективными есть такие методы коллективной подготовки управленческих решений: мозгового штурма (общее генерирование идей и следующее принятие решений) и Дельфі (багатоетапна процедура анкетирования).

В основе количественных методов принятия решений лежит выбор оптимального, путем компьютеризированной обработки больших массивов информации.

Процедура принятия управленческих решений в государственном управлении часто связывает с таким явлением как лоббизм. Лоббизм - это деятельность социальных групп, которые отстаивают свои интересы, давление групп на органы законодательной и исполнительной власти. Спектр форм и методов цивилизованной лоббистской деятельности включает: сбор информации, ее представление законодателям; выступления на слушаниях в комитетах, финансирование избирательных кампаний и т.п..

Процедура принятия управленческого решения завершается действиями из его реализации, к которым принадлежат: доведение управленческих решений к исполнителям, определению календарных сроков (конечных и промежуточных) выполнение, назначение ответственных исполнителей, конкретизация задач и ответственности, обеспечение ресурсами, координация действий исполнителей, корректирование прежде принятого решения, мотивация деятельности, учет и контроль выполнения.

В достижении эффективности решений особую роль сыграют методы доведения принятых решений к исполнителям. Считается, что умение передать задача исполнителям является основным источником эффективности принятого решения.

В связи с этим различают четыре основные причины невыполнения решений:

1) решение было недостаточно четко сформулированное;

2) решение было понятное и четко сформулированное, но исполнитель его плохо осознал;

3) решение было четко сформулированное и исполнитель его хорошо понял, но у него не было необходимых условий и средств для его выполнения;

4) решение было грамотно сформулированное, исполнитель его осознал и имел все необходимые средства для его выполнения, но у него не было внутренней согласованности с вариантом предложенного решения. Исполнитель в этом случае может иметь свой, более эффективный, по его мнению, вариант решения данной проблемы.

Главное содержание всей работы по доведению задач к исполнителям заключается в том, чтобы построить в сознании определенный образ (технологию) будущей работы по его выполнению. Важным требованием на этой стадии есть оперативность передачи информации в точном соответствии с адресности и содержанием.

Предпосылками успешной организации выполнения есть согласованность распределения задач согласно реальному потенциалу исполнителей и соблюдение баланса между понятными обязанностями и предоставленными правами (ресурсами).

Организация выполнения управленческих решений предусматривает активное использование механизма стимулирования и ответственности, который реализуется в рамках возможностей убеждать, побуждать и принуждать.

Контроль выполнения решения является завершающей стадией управленческого цикла. Он приобретает форму обратной связи, с помощью которого можно получить информацию о выполнении решения, достижение поставленных целей. Главное назначение контроля состоит в своевременном выявлении возможных отклонений от заданной программы реализации решения и своевременном употреблении мероприятий по их ликвидации. В процессе контроля началу цели могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополнительной информации о выполнении принятых решений, т.е. основная задача контроля заключается в том, чтобы своевременно проявить и спрогнозировать ожидаемые отклонения от заданной программы реализации управленческих решений.

Соблюдение требований относительно технологии принятия и реализации управленческого решения является важным фактором его результативности и эффективности.

 

Результативность, эффективность и качество управленческих решений достигаются только при условии соблюдения определенной последовательности их подготовки, принятие и реализации. Для этого устанавливают порядок осуществления отдельных операций, связанных с собиранием, движением, хранением, обработкой, анализом информации, обеспечением ею структурных подразделов и отдельных исполнителей, а также определяют другие действия, обусловленные потребностью решения определенных задач.

 

Стратегическое управление

Стратегическое управление - деятельность по управлению, что связанная с постановкой целей и задач органа государственной власти и с поддержкой ряда взаимоотношений между ней и окружением, которые предоставляет возможность ей достичь своих целей, отвечает ее внутренним возможностям и дает возможность оставаться восприимчивой к внешним нуждам.

Возникновение и практическое использование методологии стратегическое управление обусловлено объективными причинами, которые выходят из характера изменений, прежде всего во внешней среде организации. Потребность органов государственной власти в стратегическом управлении возникает с ростом нестабильности условий их деятельности. Сущность стратегического управления заключается в том, что в организации, с одной стороны, есть четко организованное комплексное стратегическое планирование, а со второго - структура управления ею адекватная «формальному» стратегическому планированию и построена так, чтобы обеспечить разработку долгосрочной стратегии для достижения целей органа и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

В развитии этой методологии можно выделить несколько этапов:

- управление на основе контроля за выполнением, за который реакция органа на изменения появляется после осуществления событий. В условиях наращивания темпов изменений это неприемлемо;

— управление на основе экстраполяции, когда темп изменений ускоряется, но будущее еще можно предусмотреть путем экстраполяции тенденций, которые имели место (долгосрочное планирование);

- управление на основе предусмотрения изменений, когда начали возникать неожиданные явления и темп изменений ускорился, однако не настолько, чтобы нельзя было своевременно предусмотреть будущие тенденции и проявить реакцию на них путем разработки соответствующей стратегии (стратегическое планирование);

- управление на основе гибких экстренных решений, которое создается в наше время, в условиях, когда много важных задач возникают настолько стремительно, что их невозможно своевременно предусмотреть (стратегическое управление).

Стратегическое управление связано с постановкой целей органа и с поддержанием определенных взаимоотношений с окружающей средой, которые дают возможность ему решать задача, что поставленные и отвечают его внутренним возможностям.

Потенциал, который обеспечивает достижение целей органа в будущем, является одним из конечных продуктов стратегического управления. Другим конечным продуктом стратегического управления является внутренняя структура органа и организационные изменения, которые обеспечивают чувствительность организации к изменениям во внешней среде.

Система стратегического управления состоит из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и планирования стратегии организации; управление стратегическими проблемами в реальном масштабе времени.

Стратегия (strategy) с точки зрения стратегического менеджмента - это обобщающая модель действий, необходимых для достижения целей, что поставленные путем координации и распределения ресурсов органа. За сущностью стратегия является набором правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Процесс разработки стратегии включает:

1) определение миссии организации;

2) конкретизацию видения организации и постановку целей;

3) формулирование и реализацию стратегии, направленной на их достижение.

Миссия - это общая цель или задачи органа. Миссия предоставляет представление о его назначении, необходимости и полезности для человека, гражданина, внешней среды, общества в целом. Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: какая главная цель органа? На первом месте должны быть интересы, ожидание и ценности клиентов (потребителей, покупателей), причем не только на настоящее время, а и на перспективу.

Видение - это картина того, о чем можно мечтать, состояние основной деятельности, которого можно достичь в недалеком будущем при найприйнятніших обстоятельствах и к которому направленные желания руководства органа. Видение предоставляет ориентиры для функционирования организации.

Стратегическое планирование ориентировано на нововведение и изменения, которые достигается выполнением четырех видов управленческой деятельности: распределением ресурсов, адаптацией к внешней среде, внутренней координацией и организационным стратегическим предусмотрением.

Распределение ресурсов как процесс, включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, дефицитные управленческие таланты и технологический опыт.

Адаптация к внешней среде охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации с ее окружением. Организации необходимо адаптироваться к внешним возможностям, проявить соответствующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон организации с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций. Осознание организационных стратегий предусматривает осуществление систематического развития мышления менеджеров, а также государственных служащих путем формирования организации, которая может учить на предыдущих стратегических решениях. Способность учиться на опыте дает возможность организации правильно скорректировать свое стратегическое направление и повысить профессиональность в области стратегического управления.

Стратегическому управлению присущ такой алгоритм:

- что делать (концептуальный аспект);

- как делать (технологический аспект);

- с использованием каких ресурсов делать (ресурсный аспект);

- кто будет делать (кадровый аспект);

- которой должен быть структура организации и механизм управления, которое обеспечит организационные изменения (управленческий-управленческий-организационно-управленческий аспект).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...