Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обработка результатов




II

1. 3 квадрата

2. 3 черные фигуры

3. Все черные фигуры

4. Все черные фигуры на белом фоне

-

III

1. Квадраты

2. Черные фигуры

3. 3 фигуры

4. Фигуры на белом фоне

5. 3 квадрата

6. 3 черные фигуры

7. Черные фигуры на белом фоне

8. Квадраты на белом фоне

9. 3 фигуры на белом фоне

10. Черные квадраты
11. 3 черных квадрата

12. 3 квадрата на белом фоне

13. Черные квадраты на белом фоне

14. 3 черные фигуры на белом фоне

Ввиду трудоемкости вычислений и значительного времени, ко­торого требует проведение данного опыта, в особенности с предъяв­лением для распознавания испытуемому набора, состоящего из 14 гипотез, последний приводится здесь для иллюстрации; студенты могут ограничиться предъявлением лишь первых двух наборов гипотез или не доводить поиск в случае предъявления 14 гипотез до оптимально­го способа.

Подготовка экспериментального материала включает также сле­дующий этап: используя таблицу случайных чисел, экспериментатор составляет последовательность предъявления испытуемым каждой ги­потезы (в случайном порядке); каждой соответствует определенный набор объектов (20 предъявлений к I и II набору и 28 предъявлений к III набору). В случае если за такое количество времени испытуемым не находится оптимальный способ решения данной задачи, экспери­ментатор начинает задавать гипотезы снова в том же порядке. Испы­туемый не должен знать, какие гипотезы и сколько раз могут быть предъявлены ему для распознавания.


Отработка задания

Опыт проводится с одним испытуемым первоначально с набором из 2 гипотез, а затем, после перехода испытуемого в этом случае к оптимальному поиску, экспериментатор без предупреждения перехо­дит к предъявлению для распознавания набора из 4 гипотез. Весь опыт продолжается до тех пор, пока испытуемый не начинает стабильно, в течение ряда задач (6-8), определять в каждом'случае требуемую гипоте­зу, используя оптимальную стратегию поиска. Пробы, делаемые испы­туемым в процессе опыта, регистрируются на специальном бланке, каж­дая клетка которого соответствует определенному объекту (карточке) из всего набора, предлагаемого испытуемому. Экспериментатор отмеча­ет номер сделанного испытуемым выбора на бланке. Каждый такой бланк является протоколом решения испытуемым каждой отдельной задачи — распознавания задуманной группы объектов в каждом конкретном слу­чае. На бланке-протоколе обязательно фиксируются номера задач. Обра­зец бланка с зафиксированным ходом опыта дан в Приложении.

В каждой части опыта участвуют экспериментатор и один испыту­емый. Вся группа испытуемых делится на две подгруппы — для учас­тия в первой и второй частях опыта.

Инструкция испытуемому: «Перед вами расположен набор объек­тов (карточек), характеризующихся различными признаками. Экс­периментатор задумывает некоторую группу этих объектов. Вам предстоит определить, что это за группа. Для этого Вы можете указать на любой объект и спросить экспериментатора, входит ли он в задуманную группу карточек. Подобные выборы объектов осу­ществляйте до тех пор, пока Вам не станет ясно, какую группу объектов задумал экспериментатор. Вы должны назвать эту группу. Если ответ экспериментатора окажется отрицательным, продол­жайте поиск. Старайтесь при нахождении требуемой группы делать как можно меньше проб отдельных объектов».

Последнее требование инструкции повторяется часто, перед ре­шением почти каждой задачи, пока испытуемый не перейдет к опти­мальному поиску с минимальным числом проб.

Обработка результатов

Для получения данных в целях ответа на первый вопрос требуется подсчитать общее количество решенных задач, предшествующее ус­тойчивому осуществлению испытуемыми оптимального поиска в слу­чае предъявления первого и второго набора гипотез.

Как уже указывалось, оптимальным способом поиска для I набора гипотез будет опробование любой карточки с вероятностью получе­ния положительного ответа '/,. Для II набора гипотез необходимо оп­робовать уже две карточки: первую — с вероятностью получения от­вета «да» — '/2, и вторую, вероятность получения ответа «да» которой будет '/2 после осуществления первого выбора. 98


В табл. 1 показано распределение вероятностей получения положи­тельного ответа для I набора гипотез при расположении карточек пер­вой части опыта.

Для получения данных по второму вопросу требуется проследить, каким образом испытуемый осуществляет поиск в каждой конкрет­ной задаче, для чего требуется подсчитать количество информации, получаемой им при осуществлении каждого выбора.

При предъявлении I набора гипотез это делается просто, так как из приведенных выше формул ясно, какое количество информации получа­ет испытуемый в каждом выборе. Экспериментатор должен фиксировать, на каком этапе испытуемым получена требуемая информация 1 дв. ед. и как долго продолжается после этого последующий поиск. При каждом выборе в этом случае испытуемый будет получать нулевую информацию.

При предъявлении II набора гипотез дело несколько усложняет­ся, так как после первых выборов по-разному будет изменяться ста­тистическая характеристика обследуемого поля, и экспериментатор должен сам научиться ее определять. Покажем на примере, как это делается. Предположим, что испытуемый первым назвал объект «3 синих круга на желтом фоне». Из табл. 2 видно, что вероятность получения положительного ответа при выборе этой карточки равна О, и полученная информация, следовательно, тоже равна 0; статисти­ческая характеристика поля остается неизменной.

Допустим теперь, что испытуемый назвал карточку «3 черных квад­рата на белом фоне». Вероятность получения положительного ответа в этом случае равна 1 и, следовательно, полученная информация также равна 0 при неизменной статистической характеристике поля. Возьмем, наконец, случай первого выбора испытуемым карточки, характеризу­ющейся некоторой средней вероятностью получения положительного ответа о принадлежности ее к задуманной группе, например карточ­ки «1 черный круг на белом фоне». Из табл. 2 видно, что вероятность

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...