Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсуждение результатов. Контрольные вопросы. Литература: 23. Тема задания. Введение




Обсуждение результатов

Полученные данные должны быть проанализированы с точки зре­ния того, как быстро наступает психическое пресыщение при выпол­нении монотонной работы, характера вариаций в работе, а также того, каким образом введение дополнительной инструкции изменяет ха­рактер деятельности испытуемого.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается феномен психического пресыщения!

2. Почему испытуемые должны быть не мотивированными?

3. Почему новая инструкция уменьшает количество вариаций?

Литература: 23.


Задание 15. Методики толкования: тест Роршаха

Тема задания

Знакомство с одним из вариантов «методик толкования», для ко­торых характерно, что психолог интерпретирует данные, являю­щиеся, в свою очередь, интерпретациями, или толкованиями, испытуемым неопределенного стимульного материала.

Введение

Тест Роршаха принадлежит к числу прожективных методик. Он используется для диагностики отдельных психических свойств и ка­честв личности. Выяснение таких свойств и сторон личности по тесту Роршаха основано на анализе простейших продуктов творчества, в которых отражаются (проецируются) некоторые индивидуальные осо­бенности личности.

В качестве объективной основы для выявления конкретных лич­ностных качеств Роршах использует сферу перцепции. На материале индивидуального построения образа, включающего категоризации стимульного материала, психолог строит систему диагностики лич­ностных свойств. Исследователь считает, что за индивидуальными осо­бенностями «толкований» как конструирования представлений в ус­ловиях неопределенности стимулов стоят отдельные личностные свой­ства и качества. Выраженность отдельных качеств определяет и избирательность в восприятии, и способ последующей интеграции избранных элементов в тот или иной образ, и содержание самого образа.

Экспериментальный материал. Инструментом теста является на­бор из 10 карточек с симметричными пятнами разных цветов и нео­пределенной формы (примеры см. в Приложении II). При предъявле­нии каждого пятна испытуемому предлагается ответить на вопрос: «Что это такое и на что это похоже? » Таким образом, испытуемый должен усмотреть в каждом неопределенном пятне (или группе пя­тен) какой-то определенный предмет, образ или картину, которые в дальнейшем рассматриваются как проекции отдельных качеств его

личности.

Предполагается, что в создании такого образа или развернутой картины участвует ряд психических актов и тех психических особен­ностей человека, которые несут на себе наиболее яркую печать ин­дивидуальности. В первую очередь это избирательность восприятия, особенности протекания ассоциативных процессов и особенности ус­тановки.

М. Раппопорт считает, что с момента предъявления пятна и до создания образа возникает связанная цепь процессов. Прежде всего


сама неопределенность пятна дает толчок к ассоциациям, которые лишь частично осознаются. Возникшие смутные ассоциации объединяются в сложные образы. Наконец, определившийся образ дает новое на­правление ассоциациям, в результате чего создаются законченные, логически обоснованные картины.

Это основная схема теста Роршаха, которая отличает его от дру­гих прожективных тестов. По характеру проекции, по ее типу, тест Роршаха считается самым чистым тестом, независимым от внешних влияний. Предполагается, что неопределенность и бесформенность пятна (неконструированный раздражитель) исключает внешнюю объективную направленность ассоциаций, приводящих к созданию образа-картины. Поэтому особенности проекций по тесту Роршаха относятся исключительно за счет субъективных факторов.

Именно ради сохранения чистоты показателей при проведении опыта по тесту Роршаха экспериментатору категорически запрещается зада­вать наводящие или дополнительные вопросы, а также выражать свое отношение к только что высказанному суждению испытуемого.

В связи с этим в отличие, например, от ТАТ, где личность диаг-носцируется на основе реакции на достаточно определенные раздра­жители (ситуативные картинки), тест Роршаха дает большой простор для независимого продуцирования и свободной проекции личности. Тест Роршаха служит одним из лучших индикаторов тех свойств лич­ности, которые проявляются в синтетической деятельности, включа­ющей толкования как механизм становления обобщенного образца, в условиях ненаправленного ассоциирования.

Данные, получаемые по тесту Роршаха, оцениваются последова­тельно в двух типах оценок (характеристик): оценкой формальной и оценкой по содержанию. Формальные оценки основаны на анализе осо­бенностей организации восприятия, оценки по содержанию — на анализе материала конкретных ассоциаций. Принцип раздельных оце­нок играет существенную роль при диагностике личности, поскольку за каждой из них стоит различный механизм, формирующий ответ. Поэтому один и тот же ответ должен быть последовательно оценен и с формальной, и с содержательной стороны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...